Документы, касающиеся землевладения среди евреев, малочисленны и весьма скудны. В документальных материалах факты землевладения среди евреев встречаются в операциях купли-продажи, в документах о церковных пожертвованиях и т. д. Выясняется, что земля для одних была основным источником существования, для других - лишь источником дополнительных доходов. Одно ясно: подавляющее большинство евреев занималось сельским хозяйством.
А. Крихели, касаясь участия грузинских евреев в экономической жизни Грузии, писал: «Можно сказать, что формы экономической деятельности грузинских евреев были те же, что для евреев других стран и были представлены в основном куплей-продажей, частично и ремесленничеством и сельским хозяйством. В феодальной Грузии, как и в других странах феодальной Европы, евреи преимущественно были «служителями серебром». Еврей «обслуживал» царя и господаря серебром, уплачивал денежный оброк серебряной монетой «тетри».
Этим мы, разумеется, не исключаем, что часть евреев (хотя и малая) и у нас, и в других странах уплачивали царю и господарю и натуральный оброк».
Не могу согласиться с автором приведенной цитаты, что грузинские евреи, подобно европейским, были «служителями серебром». Европейское еврейство было оторвано от земли. Если судить по документам, которыми мы располагаем и которые опубликовал А. Крихели, то открывается противоположная картина. В позднефеодальной Грузии, когда по сравнению с ранним периодом все больше утверждалась денежная рента, большая часть евреев была занята в сельском хозяйстве, и именно это занятие было единственным источником их существования и исполнения своего долга перед своим помещиком.
А. Крихели без всякой критики воспринял слова Н. Бердзенишвили о том, что в феодальной Грузии евреи были «служителями серебром». Надо полагать, что Н. Бердзенишвили имел в виду в основном первую половину XIX века, когда товарно-денежные отношения втянули евреев в торговлю. В этой связи интересны слова княгини Анны Абашидзе из её прошения к губернатору Ахвердову (1809 г.): «Ведь известно услужение еврея. Кроме него, никто серебром мне не уплачивает»
По нашему мнению, евреи с первых же веков своего появления в Грузии, поскольку они поселились в городах, в основном ограничивались торговлей и ремесленничеством, и в этих сферах экономической жизни Грузии, имеющей отношения с античным и эллинистическим мирами, видимо, имели простор для действий. Однако после упадка эллинистических государств и возникновения феодальных отношений и натурального хозяйства торговля пришла в упадок. Утверждению феодализма в Грузии сопутствовал весьма значительный для грузинских евреев процесс - распространение христианства, которое, как мы убедились в значительной части охватило самих евреев. Одна часть евреев обратилась в христианство, другая же, сохранив верность иудаизму, покинула города - основные очаги христианства того времени - и переселилась на периферии, где все ещё преобладало натуральное хозяйство.
В это время, как мы уже отмечали, шел процесс феодализации страны, что, естественно, ввергло основную массу евреев в крепостную зависимость. Феодалы, и светские, и церковные, предоставляли, по возможности, землю евреям, которые попадали в крепостную зависимость.
Первый известный нам документ, содержащий сведения о землевладении евреев, - это грамота Kaxи Торели от 1260 г. к Рконской Богоматери. Видимо, упомянутый в ней Иосиф Бугфабаисдзе был крупным торговцем, кредитором и владельцем вотчин (подробно см. ниже, в гл.: «Роль евреев в торговле Грузии). В Мцхетской грамоте от 1392 г. также зафиксировано землевладение еврея. В ней упоминается «Еврей Элиозидзе с вотчиной в Крцхилвани», который был крепостным Мцхетской церкви.
Евреи, занятые на земле, упомянуты в грамоте об отмене «мали», выданной царем Кахети Александром II Давиду Джорджадзе в 1577 г: «Отныне и впредь, нигде в пределах наших владений с ваших крепостных, будь то грузин, армянин или еврей, неимущий или имущий, владеющий вотчиной или не владеющий ею, не взимать мали нигде... ни нами, ни после нас другим царем и царицей».
Экономические и социальные сдвиги XV-XVI в.в., произошедшие в жизни страны, наряду с представителями других национальностей, лишили и одну часть евреев главного средства к существованию - земли и появились, как значится в документе от 1577 г., евреи «нищие и богатые, вотчинники или не имеющие вотчину». Разорение производительного населения создавало серьезные проблемы для государства. Поэтому власти Грузии старались хоть как-то облегчить положение населения и освободить людей от некоторого вида налогов.
Царский двор защищал законные интересы евреев. Примером тому служит ещё один документ (прошение еврея Батинашвили по поводу вотчины с постановлением царевича Юлона от 13.09.1791 г.), которым Батинашвили жалуется на «некоего Даниэлу (видимо, своего брата): «Я и Даниэла жили вместе и давно, как раздел произвели и мою долю Даниэла продал священнику Гиорги». Подающий жалобу заявляет, что расследование подтвердило правильность его претензий и был вынесен надлежащий приговор, однако священник не подчинился и землю не вернул. Царевич Юлон приказал Луарсабу Мурванишвили: «Распорядись так, как объявлено в приговоре, верни земли просителю, доведи дело до конца» Купчая крепость от 1795 г. дана Биниа Казарашвили из Сурами Гиорги Абашидзе, его брату Свимону и племяннику Левану. Биниа пишет: «Когда был в нужде, продал тебе купленный мной у Тукадзе виноградник со своими исправными межами»3. Привлекаем внимание читателя к тому, что незадолго до этого он сам купил у Тукадзе виноградник и сам же, по не известным нам причинам, продал его Абашидзе по желаемой цене («выручил стоимость полную, чем и доволен»). Ни в этом, ни в приведенных выше документах, нет ни следа насилия над евреями во время продажи своих земель.