Найти в Дзене

Артаксеркс, сын конюха

Артаксеркс,  Мауриций Готлиб, 1876 г.
Артаксеркс, Мауриций Готлиб, 1876 г.

Астинь оскорбляет Артаксеркса, называя его «сыном хозяина конюшен моего отца» (р. Мегилла 12б). Персидские источники, в том числе рассказ о царе Ардашире I, проливают свет на происхождение и значение этой клеветы.

Отказ Астинь и ярость Артаксеркса

Книга Есфири начинается с рассказа о пирах Артаксеркса. В последний день своего второго пира, когда он опьянел от вина, Артаксеркс решает, что он хочет, чтобы его жена, царица Астинь, появилась на его пиру, чтобы он мог показать ее красоту всем присутствующим мужчинам. Астинь отказывается, и Артаксеркс приходит в ярость:

אסתר א: ב וַתְּמָאֵן הַמַּלְכָּה וַשְׁתִּי לָבוֹא בִּדְבַר הַמֶּלֶךְ אֲשֶׁר בְּיַד הַסָּרִיסִים וַיִּקְצֹף הַמֶּלֶךְ מְאֹד וַחֲמָתוֹ בָּעֲרָה בוֹ.

Есф 1:12 Но царица Астинь отказалась прийти по приказу царя, переданному евнухами. Царь сильно разгневался, и ярость его воспылала внутри него.

История продолжается тем, что Артаксеркс лишил Астинь ее положения царицы, а его последующие поиски новой царицы привели к его женитьбе на Есфирь. Текст никогда не объясняет, почему Астинь отказывается или почему Артаксеркс так злится. Эти лакуны оставляют место для заполнения пробелов мидрашом.

Астинь
Астинь

Артаксеркс, сын конюха Валтасара

Рава, четвертый век н.э. заставляет Астинь отправить Артаксерксу следующее сообщение в ответ на его просьбу явиться на пир (р. Мегилла 12б):

בר אהורייריה דאבא. אבא לקבל אלפא חמרא שתי ולא רוי וההוא גברא אשתטי בחמריה.

О сын конюха моего Отца! Отец пил вино перед тысячей (ср. Дан. 1:5) и не насыщался. Однако этот человек (т.е. Артаксеркс) был опьянен своим вином.

Астинь здесь оскорбляет Артаксеркса несколькими способами:

Немужественность - комментарий Астинь о том, что Артаксеркс не может много выпить, является атакой на его мужественность. Тогда его поведение резко контрастировало бы с известным замечанием греческого автора Афинея, о надписи оставленной Дарием на своей могиле: «Я мог пить много вина и хорошо его переносить».

Сын конюха. Называя Артаксеркса сыном конюха своего отца, Астинь напоминает своему мужу, что он не королевской крови, а узурпатор, в то время как Астинь была королевской особой, будучи дочерью предыдущего царя Валтасара. В другом месте Вавилонский Талмуд говорит нам, что Артаксеркс не только женился на дочери царя, но и был узурпатором, убившим предыдущего царя.

Но почему Рава выбрал «конюшню»? Очевидно, это грубое оскорбление, но источник такого оскорбления менее ясен. Ничто в библейском тексте не указывает на то, что отец Артаксеркса мог служить в этом качестве.

Сравнение с другими древними персидскими рассказами о царях показывает, что Рава не изобрел эту клевету, а применяет популярную сплетню, встречающуюся в персидских рассказах о других царях, к библейской истории Артаксеркса. Чтобы продемонстрировать это, мы рассмотрим несколько историй из Сасанидской Персии, в которых играет роль конюх.

Артаксеркс
Артаксеркс

Ардашир, конюх царя Ардавана

Наиболее выразительная параллель с утверждением Астинь об Артаксерксе в Вавилонском Талмуде проистекает из легенды об Ардашире I (224–242 гг. н . э .). Эта история появляется в произведении на пехлеви под названием «Книга деяний Ардашира, сына Бабага» (Карнамаг-и Ардашир-и Бабаган), которое, по-видимому, восходит к поздним сасанидским временам, но, несомненно, было основано на более ранних источниках и вдохновлено старинным обычаем рассказывать легенды о былых царях. Попробуем проследить восхождение Ардашира, сына Бабага, от относительной безвестности до того, как он станет основателем новой династии Сасанидов.

Действие происходит во времена последнего царя Парфянской империи Ардавана. В одной из первых сцен мы слышим, что молодой Ардашир превосходно умеет ездить верхом. После того, как слухи о его навыках верховой езды доходят до королевского двора, его приглашают сопровождать знать на охоте. Во время погони он вступает в спор с сыном царя, в результате чего он лишается королевской милости; в частности, Ардашира отправляют в конюшню, где он оказывается простым конюхом своего государя Ардавана, и ему запрещено садиться на лошадь.

В персидской культуре верховой езды, где верховая езда означала все, это было унизительно. Ардашир не может смириться со своей судьбой, убегает от царя и поднимает против него восстание. В конце концов, Ардашир побеждает Ардавана в битве, убивает его и становится вместо него царем; позже он даже женится на дочери Ардавана.

В то время как отчет Карнамага дает предзнаменования будущего захвата Ардашира и необходимой линии Ахеменидов, не указывается никакой другой причины его восстания, кроме лишения его привилегий верховой езды и назначения его конюхом. Личное оскорбление, нанесенное Ардаширу, оправдывает его бунт против своего хозяина. Это тема, общая для многих историй персидского происхождения.

Чиновник низкого уровня

Решение сказителя сделать Ардашира конюхом царствующего царя не случайно и не маловажно. Различные тексты предполагают, что начальник конюшни был низшим сановником в сасанидской придворной иерархии.

  • Придворные чиновники Ардашира I. В монументальной трехъязычной надписи середины третьего века на Кааба-и Зардушт в Иране придворные чиновники Ардашира перечислены в порядке важности. Титул ахваррбед, «конюший», появляется как двадцать шестой сановник из тридцати одного.
  • Придворные чиновники Шабура I - преемник Ардашира, Шабур I, который фактически установил памятник, перечисляет 66 своих придворных сановников в той же надписи, но конюший даже не входит в его список.

Следовательно, положение Ардашира, работающего под началом такого сановника, было бы особенно неблагородным.

Фемистокл перед Артаксерксом
Фемистокл перед Артаксерксом

Ответ на клевету

Утверждение, что Ардашир раньше работал в конюшнях Ардавана, почти наверняка не было придумано дошедшей до нас версией Карнамага, которая симпатизирует Ардаширу и изображает его в положительном свете. Вместо этого это утверждение, вероятно, появилось раньше, как способ оскорбить Ардашира и поставить под сомнение его царскую власть.

На самом деле, версия Карнамага, скорее, отвечает на это утверждение, добавляя мифическую историю о царском происхождении семьи Ардашира и включая историю о ссоре Ардашира с принцем во время охоты, чтобы объяснить, как Ардашир оказался в конюшнях. Другими словами, Карнамаг не оспаривает традицию, согласно которой Ардашир был обычным конюхом, а скорее дает читателю понять, что это не было ни его законным, ни изначальным состоянием.

Богатый начальник конюшни раввина Иуды Ханаси

Низкий статус начальника конюшен в царской иерархии, по-видимому, приобрел в современном персидском фольклоре особый смысл, чтобы выразить, что данный чиновник не имеет большого значения или не имеет никакого значения. Один из примеров такого употребления появляется в Вавилонском Талмуде. Пытаясь произвести впечатление на аудиторию огромным богатством, которым якобы обладал палестинский патриарх, рабби Иуда Ха-Наси (раввин) утверждает, что:

אהוריריה דרבי עתיר משבור מלכא

Хозяин конюшни раввина был богаче царя Шабура!

Это говорит о том, что даже самый низкий член семьи р. Иуды Ханаси был богаче царя Шабура!

Хозяин конюшни Шабура II оскорбляет Аршака II

Армянский источник примерно пятого века н.э. рассказывает историю армянского царя Аршака (Аршак II, ок. 350-367/8 н.э.), посетившего Шабура II. Пока они прогуливались по царским конюшням, персидский конюх дерзко оскорбил армянского царя: «Ты [там], — крикнул он, — царь армянских коз, подойди, сядь на пучок травы!» В ответ армянский полководец по имени Васак, сопровождавший армянского государя, обнажил меч и убил на месте конюшего, спонтанно проявив верность своему армянскому господину.

Шабур, однако, не искал мести за свою потерю, но заявил о своем восхищении и превозносил верность подчиненного своему хозяину, поскольку преданность своему господину, по-видимому, является ценностью, которую следует признавать и уважать, где бы она ни находилась. Напротив, жизнь конюшего Шабура изображается здесь как расходный материал.

Ардашир и Артаксеркс

Артаксеркс и пленные греки
Артаксеркс и пленные греки

Параллели между историей Ардашира из Карнамага и историей Артаксеркса из Талмуда особенно красноречивы. В обеих историях:

  • Новый царь — узурпатор, который убивает предыдущего царя и основывает новую династию.
  • Новый царь ранее был связан с королевскими конюшнями; Ардашир как конюх и Артаксеркс как сын конюха.
  • Этот новый царь женится на дочери предыдущего царя.

Крайне маловероятно, что этот мотив «конюшня царя» возник у евреев и перешел к персам. Тогда следует предположить, что это уже было распространено в персидских сказках, когда Рава ввел его в раввинистический дискурс. Заявление Равы из четвертого века, на много столетий раньше, чем существующая версия Карнамага, является тогда самой ранней версией этого мотива, которой мы располагаем.

Эта реконструкция предполагает, что, когда создатели Талмуда хотели вдохнуть жизнь в библейские легенды о древних персидских царях, они черпали вдохновение в популярных персидских легендах, рассказываемых об их современных аналогах. В данном случае, чтобы лучше понять, чем Астинь так рассердила Артаксеркса, Рава воспользовался популярным литературным мотивом, который уже использовался в персидских легендах: его царственная жена назвала его узурпатором, с низким социальным происхождением.