Найти тему
oneandonly

Социологический комментарий

Идеологическая диктатура в романе Эриха Марии Ремарка «Время жить и время умирать»

Эрнст Гребер получает долгожданный отпуск и едет домой. Но дома больше нет — разрушен бомбой. О родителях нет никаких известий. Солдат начинает поиски близких и случайно встречается со знакомой девушкой. Война обостряет все чувства — и любовь вспыхивает мгновенно и безудержно.

Наступает время жить — жить в окружении войны и ее последствий. По сравнению с любовью война выглядит совсем невыносимо кошмарно, уродливо. Эрнст больше не сможет оставаться прежним исполнительным солдатом, хотя и возвращается на фронт. Движимый состраданием к захваченным пленным русским, Гребер убивает немецкого офицера и отпускает пленных. Один из них стреляет ему в спину…

В 1954 г. в свет вышла книга «Время жить и время умирать», которая «является одним из кульминационных пунктов его творческой биографии». Она касается проблем войны, и, хотя основное действие романа происходит в тылу, такой уход от батальных сцен обусловлен самим замыслом произведения, в котором писатель стремился «показать войну в качестве конкретного социально-исторического явления», рассмотрев ее через связь фронта и тыла. «Ремарк показал враждебность нацизма интересам народа, разоблачил чудовищность его преступлений, самым страшным из которых была развязанная им вторая мировая война. В этой трактовке войны нет и тени прежнего пацифистского отрицания всякого насилия, всякой борьбы»

Роман был закончен летом 1947 года, когда Ремарк жил в Нью-Йорке и готовился получать американское гражданство. Однако из печати книга вышла только в 1954 году. Ремарк бежал из Германии, спасая свою жизнь после публикации романа, а его сестра, 40-летняя Эльфрида Шольц, была обезглавлена. Об этом писатель узнал уже после окончания войны. «Вашему брату удалось ускользнуть от нас, но Вы от нас не уйдете», – сказал председатель «трибунала» во время процесса по обвинению в «возмутительной лживой пропаганде в пользу врага» и «подрыве обороноспособности страны». Лишиться жизни мог каждый, кто не верил в победу Германии.

В феврале 1954 г. авторский текст романа лег на стол издателя К. Вича. он направляет Ремарку письмо, содержавшее требование правки рукописи .Вич, исходя из логики «холодной войны», потребовал изменить начало и конец романа, т. е. сцены преступлений вермахта против мирных советских жителей, увидев в этих главах «ошибочные заключения», прямо связанные с «недооценкой русской опасности». Присланная из Кёльна рукопись с предложенными Вичем изменениями без комментариев была возвращена в издательство. В сентябре книга — в искаженном виде — была опубликована. Газета «Вельт» констатировала: «В германской литературе вновь вводится цензура, дабы сделать прошлое менее отвратительным и ослабить реакцию народа на то, что несет в своем чреве будущее». В результате кропотливой многолетней работы, которую осуществили руководитель Центра мира имени Ремарка Т. Шнайдер и его сотрудница А. Ховинд, авторский текст романа был реконструирован и в 1989 г. опубликован на немецком языке. Но это издание осталось малозамеченным, не стало событием литературной и общественной жизни. Писатель оставался для ФРГ «белой вороной». Его нередко обвиняли в антипатриотизме, на что Ремарк ответил: «Именно потому, что я люблю эту страну, я добиваюсь того, чтобы ее молодежь знала правду»

А в 1958 году роман был экранизирован американским режиссером Д. Сирком. Сам писатель сыграл в фильме роль профессора Польманна.

30 января 1933 года глава Национал-социалистской партии, Адольф Гитлер, стал рейхсканцлером, что означало конец Веймарской республики. Она «сменилась кровавой гитлеровской диктатурой с гестаповским террором, лагерями смерти и расовыми гонениями», а вторая мировая война, которую инициировали нацисты, повлекла за собой еще большие бедствия для немецкого народа.

Рассматривая проблему идеологической диктатуры в романе «Время жить и время умирать» стоит обратить внимание на высказывания героев: «Мы утеряли все мерила. Десять лет нас изолировали, воспитывали в нас отвратительное, вопиющее, бесчеловечное и нелепое высокомерие. Нас объявили нацией господ, которой все остальные должны служить, как рабы. – Он с горечью рассмеялся. – Нация господ! Подчиняться каждому дураку, каждому шарлатану, каждому приказу – разве это означает быть нацией господ?»; «– Эсэсовцы! – презрительно ответил Фрезенбург. – Только за них мы еще и сражаемся. За СС, за гестапо, за лжецов и спекулянтов, за фанатиков, убийц и сумасшедших – чтобы они еще год продержались у власти. Только за это – и больше ни за что!».

Герои в романе делились на две категории. Тех, кто считали господство диктатуры преступным кровопролитием и винили в этом не молодёжь, которая с самого начала была отравлена ложью, а старшее поколение. «Мы — мы видели, и мы дали всему этому свершиться! Что тут виной? Душевная вялость? Равнодушие? Ограниченность? Эгоизм? Отчаяние. Но как могла так распространиться эта чума?» - рассуждал Польман. И тех, кто свято верил в могущество фюрера- фашистские фанатики, которые за всеми следят, доносят, люди сидят в концлагерях, их там убивают и об этом никто не говорит, хотя все знают, что это происходит и все боятся друг друга, боятся сказать лишнее. «Недоверие – самое распространенное качество в Третьем рейхе. Почти нигде не бываешь в полной безопасности. А если ты не в безопасности, держи рот на замке.»

Культ диктатора, по мысли главного героя, легко превращается в религию. Об этом говорят некоторые фрагменты из текста: «…На стене против окна висел в широченной раме портрет Гитлера в красках, обрамленный еловыми ветками и венком из дубовых листьев. А на столе под ним, на развернутом нацистском флаге лежало роскошное, переплетенное в черную кожу с тисненой золотом свастикой издание “Мейн кампфˮ. По обе стороны стояли серебряные подсвечники с восковыми свечами и две фотокарточки фюрера: на одной – он с овчаркой в Берхтесгадене, на другой – девочка в белом платье подносит ему цветы. Всё это завершалось почетными кинжалами и партийными значками». Говоря о религии, стоит отметить: «Церковь – единственная диктатура, успешно существующая на протяжении веков.»

В романе представлено время (1944г.), когда солдаты уже знают, что война проиграна. И они знают, что продолжают воевать лишь затем, чтобы правительство, партия и люди, которые это всё затеяли, ещё некоторое время оставались у власти и могли натворить ещё больше бед. Это говорит о том, что уже кроме разрушительной силы, концлагерей, репрессий и кровопролития, гитлеровская Германия ничего из себя не представляла в глазах участников войны.

Фоном, на котором разворачивается действие в книге, служат XX век и катаклизмы нашей эпохи, с которыми пришлось столкнуться многим, – войны, экономические и политические кризисы, а также тоталитаризм и судьба индивидуума в тоталитарном государстве.

Известно, что в 1940 году Адольф Гитлер издал более 100 тысяч экземпляров собственного Священного Писания. Специалист по религиозной истории Третьего рейха Ганс Йогбас в интервью рассказал: «В 39-м году Гитлер собрал группу теологов, которые должны были переписать Новый Завет и доказать, что Иисус не был евреем. Был даже создан Институт по исследованию и ликвидации еврейского влияния на немецкую Церковь. Этот институт и выпустил в 1940 году книгу ‟Немцы с Богом” – пересказ Нового Завета по версии Гитлера. Предполагалось, что это произведение станет у немцев настольным – наравне с ‟Майн кампф”». Авторы этой книги утверждали, что имя Бога – «Спаситель страждущих», что евреи посредством апостола Павла исказили учение Христа, что Иисус был арийцем, а не евреем. Среди заповедей Гитлера, безусловно, отсутствовали «Не убий» и «Не укради», а первая заповедь звучала так: «Уважай своего фюрера и Бога». Об этой книге долго ничего не было известно по причине того, что верующие уничтожили весь тираж.

Произведения Э.М. Ремарка содержат автобиографический подтекст, что можно назвать характерной чертой его авторского стиля, наряду с другими писателями «потерянного поколения». Так как писатель сам был одним из тех солдат, образы которых создавал в своих произведениях, он хорошо знал эти чувства, и ему удалось с точностью воссоздать образ. Ремарк присваивает своим героям собственные черты, наделяет их своими переживаниями. «В историях ремарковских героев, находящихся в контексте событий мировой войны, со всей очевидностью прослеживаются собственные переживания автора: ощущение душевной травмы, нанесенной войной, физическое истощение, духовное опустошение личности; поиски себя в смене разнообразных видов деятельности.»

Ремарк воспринимается как носитель мелкобуржуазных представлений о настоящем и прошлом. Его творчество характеризуется непоследовательностью и противоречивостью позиции отечественных критиков и литературоведов (в частности, из-за замалчивания ими таких важных тем в творчестве писателя, как «идеологическое зомбирование» и «фанатизм», которые делают Ремарка противником тоталитаризма).

Достаточно сложной является история восприятия творчества Ремарка в России. В советский период произведения писателя публиковались редко, а литературные критики в рамках идеологического подхода сходились во мнении о Ремарке как о буржуазном писателе, чье творчество носит слишком пацифистский и пессимистичный характер и не может соотноситься с партийной идеологией. Несмотря на это, книги Ремарка были популярны, а некоторые аспекты его творчества повлияли на развитие отечественной литературы (военной прозы).

Многие читатели называли книгу «Время жить и время умирать» лучшим произведением Ремарка. Во всяком случае, роман может служить иллюстрацией того, насколько достоверно способен писать о войне человек, не принимавший личного участия в боях.

Однако критики отмечают некоторую отрешенность повествования — читатель словно наблюдает за перипетиями жизни героя со стороны. Должно быть, причина такой отрешенности кроется в том, что и сам писатель не отождествляет себя со своим персонажем. Впрочем, полное отсутствие надежды на лучшее, какого-нибудь минимального проявления оптимизма хотя бы у одного персонажа книги тоже вызывает естественное человеческое желание отстраниться, отрешиться от беспросветного ужаса военной мясорубки.

Особенно сильные впечатления оставляет концовка книги, написанная остро и жестко.

Используемая литература:

1. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://nauchkor.ru/uploads/documents/5dfe25d57966e1054f9cfc3d.pdf

2. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.mibs-vlz.ru/images/other/e-resources/Vremya_Remarka.pdf

3. http://www.em-remarque.ru/bibliografija/Vremja-zhit-i-vremja-umirat.html

4. http://www.em-remarque.ru/library/mertvie-budut-obvinyat-vas-roman-em-remarka-vremya-zhit-i-vremya-umirat-v-kontekste-diskussiy-o-prestupleniyah-nacizma.html

5. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5120

6. https://bbf.ru/quotes/?source=63621