Куприн "Яма"
В повести «Яма» нет закрученной интриги, умопомрачительного сюжета, да и как таковых каких-то центральных, основных персонажей нет. Повествование близко к документальному описанию. Как будто отстранённый человек описывает жизнь во всей её мерзости и наготе. Честно говоря, я боялась начинать читать. Думала, автор будет выворачивать наизнанку жизнь публичного дома, показывать самые неприглядные сцены. Ан нет. Обычная жизнь. Такое чувство, что Куприн рассказывает не о жизни проституток из публичного дома, а о простых работницах фабрики, этакий производственный роман. Но чем дальше погружаешься в повествование, тем больше осознаешь весь ужас и безнадёгу. «Понимаете ли, господа, в этом-то весь и ужас, что нет никакого ужаса!» Изо дня в день, а вернее из ночи в ночь, одно и то же. И не разорвать этот круг. Лишь Любке выпал шанс вырваться, но не получилось. То ли Любка не может по-другому, то ли общество не хочет по-другому. По большому счёту, общество всё устраивает. Есть красивая картинка напоказ, а там за занавеской, на отшибе сточная канава городских пороков. И это всех устраивает, главное не тащить это на всеобщее обозрение. Пусть это будет где-то там на краю города, а мы — добропорядочные граждане сделаем вид, что этого нет, ведь мы же этого не видим. А Лихонин нарушил неписанное правило вытащил на свет божий этакую мерзость. Какое фи... Да он от этой смелости сам себе в душу наложил. Эксперимент провалился всё вернулось на круги своя. Нет исхода из этой ямы, если только в более глубокую яму. Куприн нарисовал целую галерею женских образов. Они все разные и в то же время одинаковые, как будто застывшие. Лишь Женька составляет исключение, она единственная кто читает, а значит развивается. Но конец её трагичен, впрочем как и у других. Трудно сказать, что лучше: «ей в её яме гораздо лучше, чем нам в нашей». В книге нет счастливого конца, победы добра над злом, торжества справедливости....И на душе от осознания этого становится тяжело.
Ясно дело, проституция непобедима. Недаром она является древнейшей профессией. Спрос рождает предложение. Пока будет спрос на тело, будут «ямы» и «ямки». Куприн вину возлагает на общество, не зря же повесть посвящена матерям и юношеству. «Знаю,что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству.» Матери воспитывают мужчин, а мужчины в то время играли первую скрипку в жизни общества. Значит, на них и ответственность. Понятно, что одной книгой ситуацию не исправить, но: «Во всяком случае, я твердо верю, что свое дело я сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор и так и далее. Война пройдет, но проституция живет веками.» (Куприн)