Терапевтам бывает нелегко разобраться, как действовать, чтобы принести максимальную пользу пациенту и не навредить: немедленно начинать терапию или понаблюдать. Дисфункции легче устраняются в детском возрасте: растущему организму достаточно помочь, а основную работу он сделает сам. Возможно, поэтому и среди терапевтов, и среди родителей встречается страх не разглядеть проблемы и упустить время.
На самом деле, не всегда особенности развития требуют вмешательства. Разбираться в ситуации и вовремя реагировать помогают опыт и знания.
Две крайности: тревожность и беспечность
Некоторые родители чрезмерно беспокоятся о здоровье ребёнка и по мельчайшим поводам бегут к специалисту. Чаще всего это или первый ребёнок в семье, или травматичный опыт взрослых – свой или чужой. Раньше тревожность повышали слова друзей и знакомых, а сейчас огромный поток информации идёт из интернета. Если нет медицинского образования, сложно сориентироваться, что написано по существу, а что – информационный мусор. В итоге терапевт на приёме часто видит вполне здоровых детей, с которыми родители просят что-то сделать. Причём, ответ «у вас всё отлично!» таких начитанных мам может не устроить, и они ищут «своего» специалиста до тех пор, пока не найдут и не услышат то, что хочется услышать.
Бывает и наоборот: родители не хотят замечать проблему. Тяжёлые диагнозы и неутешительные прогнозы действительно трудно принимать, и хочется сделать вид, что этого нет. Но это отрицание приводит к упущенному времени и потерянным возможностям.
Терапевт с навыками психолога
Что делать? Некоторые терапевты просто работают с теми пациентами, кто хочет, чтобы с ними работали. Берут деньги со здоровых, игнорируют действительно сложные случаи… Но выпускники МАМР так не делают, им этот формат неинтересен. В нашей Академии учат принципиально по-другому мыслить.
Терапевт должен быть психологом. Чувствовать, на каком уровне эмоций находятся родители, и как нужно действовать в том или ином случае. Правильные слова подобрать всегда возможно! Где-то действовать мягко, где-то – говорить прямо. Порой, приходится жёстко убеждать родителей и напоминать, что ребёнку осталось несколько месяцев или лет, а терапия – реальный шанс продлить жизнь и сделать её качественнее. Часто после таких слов родители реагируют неадекватно, уходят, хлопнув дверью, но потом проживают, понимают и возвращаются.
Красные флаги: когда терапия действительно нужна
При нормальном развитии навыки появляются в срок. Если что-то идёт не так, нужна консультация. Варианты ситуаций, когда реабилитация нужна обязательно:
- Недоношенность, родовые травмы. Чем раньше начать работу, тем лучше.
- Нарушение рефлексов. Первые 4 недели гипертонус – норма. Рефлекторные разгибательные движения – повод насторожиться.
- Если ребёнок с пяти недель не держит голову и даже не пытается – это тоже показание к терапии.
- Бывают диагнозы, которые не угрожают жизни, но влияют на её качество. Например, кривошея грозит в будущем косоглазием, проблемами с зубами и прикусом, с речью. Как только замечена кривошея, надо сразу начинать работу. И таких диагнозов много.
- Чем старше ребёнок, тем легче красные флаги распознавать. Причём, замечать особенности можно не только по внешности, заподозрить что-то можно и по поведению. Например, если ребёнок в возрасте 5-6 лет не бегает вместе со сверстниками, быстро устаёт – нужно обследоваться.
Когда можно понаблюдать
Есть физиологические состояния, которые с возрастом полностью уходят сами, либо считаются нормой для человека.
- асимметрия. Мы все асимметричны от природы, граница нормы и патологии крайне размыта. Асимметрии тела требуют наблюдения, регулярного контроля специалиста, тщательной диагностики.
- сколиоз. Может с возрастом исчезать, не изменяться, а может быстро прогрессировать.
- вальгус, плоскостопие – этапы формирования стоп, можно наблюдать до 6 лет и вмешиваться лишь в некоторых ситуациях.
Получите пошаговый алгоритм эффективного обучения методикам реабилитации. Этому посвящен наш вебинар “8 шагов правильного развития: от реабилитолога до эксперта”. Информация от преподавателей МАМР научит быстро осваивать даже самые трудные моменты обучения, повышать экспертность, а значит, вы сможете всегда быть востребованным у пациентов.