Продолжаю рассказывать о прочитанном мая, первая часть тут.
"Дом Гуччи", Сара Гэй Форден, 2001
3/10
Первая строка: "В половине девятого утра понедельника, 27 марта 1995 года, Джузеппе Онорато сметал листья с дорожки перед зданием, в котором работал".
Еще один претендент на худшую книгу года. Это было так плохо, что я даже не дочитала до конца, не смогла так над собой издеваться, а я почти никогда не бросаю начатые книги. Аннотация обещает нам историю семьи Гуччи и их модного дома, расследование всех тайн семьи, включая убийство Маурицио Гуччи. Я понимала, что книга документальная и какого-то захватывающего сюжета и не ждала, но не настолько же! Лучше бы открыла "Википедию" и прочитала статью (что я и сделала в итоге, чтобы быстро узнать, что там с семьей Гуччи случилось).
Что б вы понимали, все повествование в книге примерно такое: "В 1954 году Альдо открыл магазин в Нью-Йорке по адресу (идет подробный адрес со всеми номерами строений), в 1961 году еще один магазин по адресу (опять), в 1965 году снова открыл магазин по адресу... Там продавались мужские туфли модели 2000, которые носили такие люди как (перечисление знаменитостей на полстраницы). В 1975 году они поженились, а уже в 1976 году он открыл магазин в Париже по адресу..." Даже "Википедия" интереснее факты перечисляет, хоть группирует их как-то логически, вот зачем писать книгу, если ты не умеешь писать? Не могу успокоиться до сих пор, полное убожество.
Элегантность - это как манеры, - часто говорил он. - Нельзя быть вежливым только по средам или четвергам. Если вы элегантны, то всю неделю. Если нет - тогда другое дело.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", Роберт Льюис Стивенсон, 1886
5/10
Первая строка: "Адвокат мистер Утерсон казался суровым, его лицо никогда не освещалось улыбкой; говорил он холодно, кратко, скупясь на слова и нередко подыскивая выражения. Чувств своих Утерсон не любил показывать".
Важная книга в мировой культуре - по этой небольшой повести Стивенсона снято около 60 фильмов, а сколько романов и персонажей выросло из ее идей никто даже не сосчитает. Чем же она так уникальна? Стивенсон стал первым в мире писателем, который рассказал теорию о том, что человек не целен, он может носить в себе несколько личностей, быть одновременно как бы несколькими людьми. Данная теория стала потом основополагающей для развития психологии на 100 лет вперед.
Я от книги ничего особо не ждала, так как сюжет примерно знала, прочитала просто для развития. Не плохо, но с точки зрения современного человека ничего особенного, конечно.
Я терпеть не могу расспросов: в наведении справок есть какой-то привкус Судного дня.
"Жребий праведных грешниц", Наталья Нестерова, 2015
10/10
Первая строка: "Степан ужинал затемно. Домашние три часа назад встали из-за стола. Работники ушли отдыхать в свою каморку. В горенке находились мать с отцом, брат с женой да младшая сестренка. Степану прощались и опоздания, и неучастие в хозяйственных работах. Степан – власть, председатель сельсовета".
Я не знаю, почему я не знала об этой книге ранее, но это шедевр. Я обожаю семейные саги, особенно когда много поколений одной семьи показаны. Посмотрела библиографию писательницы и увидела, что у нее достаточно много книг написано, обязательно что-нибудь еще почитаю. К сожалению, узнала, что Наталья Нестерова в этом году умерла.
Роман о семье сибиряков по фамилии Медведевы, историю семьи мы наблюдаем с конца 19 века и практически до наших дней. Мне больше понравились части с начала 20 века и до окончания Великой отечественной войны, про современное уже не так интересно читать было, да и слишком много героев стало, семья сильно разрослась. Приятно, что характеры всех героев очень детально прописаны, они не плоские, так можно увидеть как к тем или иным событиям относятся мужчины и женщины, молодые и старые, что придает роману много дополнительных смыслов. У меня дошло до того, что к концу книги я мысленно с некоторыми любимыми героями даже диалоги вела, обсуждала что-то, с такой достоверностью и детальностью они прописаны. Как будто реально с этими людьми познакомилась, поэтому было очень жалко последнюю страницу переворачивать.
В общем, если вы любите толстые семейные саги и книги вроде "Угрюм-река" Шишкова и "Тихий Дон" Шолохова, то быстрее читайте Нестерову, если еще нет.
Глупых и сильных не жалко: первые не поймут, вторые переживут.
"Тайная история", Донна Тартт, 1992
10/10
Первая строка: "В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения. Кстати, нашли его только через десять дней после гибели".
Дебютный роман американской писательницы и последний, который я у нее еще не читала. Главный герой, парень из небогатый семьи, Ричард поступает в престижный колледж. Там он попадает в группу студентов, изучающих древнегреческий. Его новая компания - близнецы Чарльз и Камилла, Генри, Фрэнсис, Банни - все из богатых семей, золотая молодежь. Ричард смотрит на них как на небожителей, готов многое отдать за дружбу с ними. И когда они убивают своего сокурсника Банни (это не спойлер, смерть Банни автор описывает еще в прологе), Ричард вместе со всеми покрывает это убийство. В романе мы разбираемся, за что же был убит Банни, как студенты из знатных и благополучных семей докатились до жизни такой, и как они потом справляются с этим.
Роман достаточно тяжелый, даже беспросветный, как и все книги Донны Тартт, но полный психологизма, загадок человеческой души, проблем вины и прощения.
Психология — лишь еще одно слово для обозначения того, что древние называли судьбой.
"Тигана", Гай Гэвриел Кей, 1990
8/10
Первая строка: "Обе луны стояли высоко в небе, затмевая все звезды, кроме самых ярких. По обеим сторонам реки горели цепочки походных костров, уходящие далеко в ночь. Тихо струилась Дейза, ловила лунный свет и оранжевые огни костров и отражала их ровной волнистой рябью. И все лучи света стекались к нему, туда, где он сидел на речном берегу, обхватив руками колени, и думал о смерти и о минувшей жизни".
Ну очень нудно написанная книга с достаточно интересной сюжетной линией. Сократить бы ее на треть и было бы прекрасно. Через первые три главы я продиралась дня два, уже собиралась не мучиться и бросить, но тут началось хоть какое-то действие, и я постепенно втянулась. В итоге даже не стала ставить книге очень низкую оценку, потому что сюжет и правда захватывающий, еще и любовная линия очень необычная. Но я пока решила ничего больше у этого автора не читать.
Итак, злой колдун в отместку за убийство своего любимого сына наказал землю Тигана и ее жителей очень необычным способом - никто в мире не может услышать имя Тиганы. Коренные жители его помнят и могут произнести, но люди из других провинций Ладони не слышат это слово. Таким образом, понадобится жизнь всего двух-трех поколений, чтобы имя Тиганы навсегда забылось. С этим крайне не согласны патриоты Тиганы, они мечтают вернуть имя своей любимой земле. Много лет несколько энтузиастов готовят восстание народов Ладони с целью свержения и убийства злого колдуна, ведь тогда его чары рассеются.
И все бы ничего, но бесконечные душевные страдания героев, которые описывались по несколько раз и каждый раз страниц на пять, сильно замедляли и ухудшали динамику. Можно было описать один раз и все, читатель он же не тупой, с первого раза тоже понимать умеет. И еще один "бесячий" момент - бесконечные тайные намеки от автора по ходу сюжета вместо погружения в него, в итоге герои куда-то скачут две главы, ты не понимаешь зачем им это, а когда потом вдруг каааак понимаешь, то уже забыла, на что нужно было обратить внимание в тех главах, когда они просто куда-то скакали. Потому что читатель хоть и не тупой, но и не ясновидящий же. В общем, не случилось у меня любви с Кеем, как-то слишком по разному мы мыслим.
Мы все так поступаем. Мы все говорим своими руками, своими глазами то, что боимся сказать словами.
"Там, где раки поют", Делия Оуэнс, 2018
10/10
Первая строка: "Прибрежное болото – совсем не то что лесное. Прибрежное болото – обитель света, здесь травы поднимаются прямо из воды, а вода сливается с небом. Здесь вьются медлительные ручейки, несут с собою к морю осколки солнца, и взлетают голенастые цапли – с неуклюжей грацией, будто не созданы они для полета – под клики тысяч белых гусей".
Роман о детстве, взрослении и о природе. Жизнь сурово обошлась с 7-летней Киа Кларк: в один прекрасный день мама девочки собрала чемодан и не попрощавшись со своими пятью детьми просто ушла из дома, потому что устала от бедности и побоев мужа. Так как в доме есть стало нечего, старшие братья и сестры Киа тоже ушли из дома в неизвестном направлении, бросив ее с отцом. Отец пожил с Киа немного, а потом тоже ушел - так Киа осталась совсем одна. Приюта девочка боялась как огня, потому пряталась от соцработников на болотах, в школу, конечно, тоже не ходила. Выживала тем, что собирала мидий и ловила рыбу, а потом продавала ее местному торговцу.
Читать и считать ее научил соседский мальчик, который и стал первой любовью Киа. Но местные жители девочку, а потом и девушку, не жаловали, так как была она нелюдимая, прозвали ее "болотной девчонкой". А потому, когда в город пришла беда, жители сразу решили, кого им обвинить. А может не так уж они и не правы?
Мне роман очень понравился, хотя и есть там много всякого неправдоподобного, но на то он и роман. Отдельным героем книги выступают болота Северной Каролины, которые автор будучи биологом описывает с большой любовью и вниманием к деталям. Знаю, что в середине июля по книге должна выйти экранизация, представляю, какой красивый фильм получится в плане видов.
Мама говорила, женщинам обойтись без подруг гораздо труднее, чем без мужчин, но никогда не рассказывала, как найти подруг.
"Любовь гика", Кэтрин Данн, 1989
10/10
Первая строка: "– Когда ваша мама была гиком, мои причудки, – говорил папа, – она превращала свои представления с откусыванием куриных голов в настоящее хрустальное чудо, и сами куры к ней льнули, танцевали вокруг, завороженные, вожделеющие. «Раскрой свои губки, сладкая Лил, – кудахтали они, – покажи нам свои зубки!»"
Сложные эмоции у меня вызвала эта книга, вернее весь спектр эмоций от отвращения и омерзения до восторга и восхищения. История цирковой семьи уродцев, которые наоборот считают нормальных людей отвратительными и жалкими, а себя - шедеврами природы. Согласитесь, довольно небанальная точка зрения. Книга переполнена физиологическими описаниями уродств, которыми главные герои просто упиваются, а потому чувствительным людям лучше такое не читать, меня в буквальном смысле пару раз чуть не вырвало. Но я не жалею потраченных усилий, потому что сама история, конечно, потрясающая. Потрясающая именно тем, что разрывает все шаблоны нашего нормального человеческого общества, показывает другие ценности, либо наши ценности под другим углом. Читать такое сложно, это факт, но читать такое нужно, если хочешь расти как человек, личность.
Почему такое странное название, автор объяснила в предисловии. Конечно, никаких компьютерных гиков в книге нет. "В 1980-х годах, когда я работала над романом, данное слово имело иное сленговое значение по сравнению с нынешним. Это было жестокое, обидное обозначение человека с дефектами личности и ярко выраженной социальной недостаточностью. Настоящие гики – цирковые артисты определенного жанра. Обычно их представляли как дикарей или психически больных людей, которые на своих выступлениях откусывали головы живым курам. Иногда вместо кур брали крыс, змей и других животных, но самыми распространенными жертвами были все-таки куры".
Приятно заботиться о человеке, который умеет сам позаботиться о себе.
"Безумство Мазарини", Мишель Бюсси,
7/10
Первая строка: "Грязную комнату заливает свет маяка Кандальников – словно на миг в нее хлынуло солнце. Но через секунду вновь побеждает тьма, пронизанная лишь слабыми лучами фонарей, почти серыми от удушливой пыли, – кажется, в них копошатся тысячи насекомых.
Здесь, в этой мерзкой норе, я умру".
Так давно я хотела познакомиться с творчеством "Детективщика №1 во Франции" и такое разочарование в итоге. Хорошая, бодрая и даже качественная книга для... подростков. Никаким серьезным детективом даже и не пахло. Плоские, простые как гвоздь герои - злодейские злодеи, героические герои, красивые красавицы, верные друзья и заклятые враги - мир чётко поделен на черное и белое. Даже стало жаль Францию, если Бюсси у них №1 в детективах.
Поставила довольно высокую оценку, так как книга, если читать ее лет в 15 и не называть детективом, довольно неплохая. 16-летний Колен - сирота, его воспитывают дядя и тетя. Однако родители его погибли при очень странных обстоятельствах, и Колен начинает подозревать, что все тут не так просто. Он возвращается на остров, где прошло его ранее детство и где работали его погибшие родители, и начинает собственное расследование. Конечно же, он оказывается прав, а потому на острове ждут Колена опасные приключения.
Им хотелось от меня отделаться, хотя не так уж я им и мешал – сидел тихо у себя в комнате, читал или смотрел телевизор, и меня часами не было видно и слышно. А может, именно это им больше всего и мешало.
"Клуб неисправимых оптимистов", Жан-Мишель Генассия,
10/10
Первая строка: "Сегодня хоронят писателя. Заключительный акт. Толпа – нежданная, молчаливая, почтительная и анархическая – заполонила улицы и бульвары вокруг кладбища Монпарнас. Сколько их? Тридцать тысяч? Пятьдесят? Меньше? Больше? Какая разница? Важно, чтобы на его похоронах была публика".
Актуальная как никогда книга, и как же я рада, что прочитала ее и еще раз убедилась (хотя всегда это знала), что эмиграция - это не мое. Ты можешь хоть каждый день менять страну, но боль свою все равно будешь возить с собой по свету - от себя не убежишь.
12-летний подросток Мишель, спасаясь от сложностей в семье, читает книги и без конца болтается по улицам. Однажды и совершенно случайно он замечает в бистро, в котором часто играет в настольный футбол, странных людей, без конца играющих в шахматы. Мишель знакомится с ними и выясняет, что все эти люди - беженцы из СССР и других стран Восточной Европы, которые бежали во Францию от коммунистического режима. Жизнь их во Франции не проста, многие находятся на нелегальном положении, не у всех есть хоть какая-то работа и деньги, вот и собираются они в этом бистро, чтобы хоть как-то поддержать друг друга. Мишель заводит с ними дружбу и постепенно узнает их истории, в основном боли и отчаяния, конечно.
Меня больше всего поразил эпизод, где один из беженцев не выдержал унизительной нищей жизни во Франции, тихо сбежал от друзей на границу со своей родной страной и попросился назад. Так как перебежчики назад - это была редкость, в родной стране его не стали наказывать, а превратили в некий символ того, что жизнь на Западе ужасна, вернули ему все должности и регалии, и стал он счастливо жить при коммунистах дальше в родной стране. И как все его друзья-беженцы, оставшиеся во Франции, на словах презирали его, а в душе каждый завидовал тому, что ему хватило смелости вернуться домой.
А вот вам цитата о том, как история все время повторяется:
Пожар вспыхнул не сам по себе. Никто не понял, как это случилось, но кто-то раздул угли. Много месяцев радиостанция «Свободная Европа» (она вещала на Венгрию из Австрии, и ее можно было слушать практически во всех уголках страны) подталкивала венгров к восстанию и обещала им помощь Запада. Народ должен проявить волю и подняться на баррикады, рассчитывая на поддержку европейских стран и американцев, их самолеты могут подняться в воздух с баз в Германии и за час долететь до Будапешта. Миллионы венгров слушали «Свободную Европу» и в конце концов поверили, что войска союзников помогут им освободиться от советского ига. Значит, нужно подниматься на бой. Молодежь вдохновили колебания в руководстве компартии и временный отвод советских войск, воспринятый как свидетельство правоты радиокомментаторов. Сначала они умирали от страха, но двадцать третьего октября страх исчез. Людям казалось, что они вновь переживают революцию 1848 года. Никто не руководил восстанием, вождей не было. За одну короткую неделю Венгрия получила свободу, и наступило смутное время. Можно было сбросить с пьедестала памятник Сталину и остаться в живых. Французы и англичане, увязшие в Суэцком кризисе, не собирались вмешиваться, Эйзенхауэру нужно было думать о переизбрании. Радиостанция «Свободная Европа», которую финансировало ЦРУ, плевать хотела на венгров.
"Мосты округа Мэдисон", Роберт Джеймс Уоллер, 1992
10/10
Первая строка: "Есть на свете песни, рожденные голубоглазой травой, песни, что приносит пыль с тысячи равнинных дорог. Вот одна из них".
Я как всегда не смотрела фильм, хотя знаю, что он очень популярный, теперь же понимаю, что и не буду, я от книги-то наревелась чуть ли не до истерики, куда уж смотреть такое.
В романе описывается одна из самых красивых историй любви когда-либо мною слышанных. Фотограф Роберт приезжает в провинциальный городок поснимать крытые мосты для журнала, в котором работает. Там он знакомится с Франческой, женой фермера и матерью двоих детей. Так начинается история любви длиной в более чем 20 лет. Если хотите порыдать в голос в целях психотерапии - отличная книга, читайте, не задумываясь.
Прежние мечты были прекрасны. Они не сбылись, но я рад, что они у меня были.
А в сколько книг в мае прочитали? Какая больше всего понравилась/не понравилась?