Как-то быстро и неожиданно для меня закончился май, а с ним и весна. Книжные итоги весны я уже подвела здесь, теперь хочу рассказать о том, что я читала в мае. Немного цифр: по плану в мае мне нужно было прочитать 15 книг, я в итоге прочитала 19, из них всего 1 книгу в бумажном формате, 10 книг - в электронном и 8 книг - в аудио. Слушала больше аудио, чем обычно, так как все майские выходные красила стены на даче и слушала книги.
"Человек из красного дерева", Андрей Рубанов, 2021
10/10
Первая строка: "В начале весны, в последний день масленичной недели, в нашем городе произошло ограбление и убийство".
Случай, когда ожидание/реальность разошлись в разные стороны. Не знаю почему, но я думала, что это детектив, оказалось - вообще даже близко нет. И все равно книга мне очень понравилась.
В небольшом городке Павлово грабят и убивают крупного историка, украли у него голову деревянной статуи Параскевы Пятницы, которой предположительно 1000 лет. Историк умирает во время ограбления от сердечного приступа. Но никакого расследования ограбления и убийства в книге нет - мы практически сразу узнаем, кто преступник. И мотивы свои он объясняет сразу, они вполне понятны. А вот дальше начинается настоящее путешествие в историю языческой Руси и раннего христианства. Куда девались статуи языческих святых, которым поклонялись славяне? Что с ними стало со временем? Как реагировала на них официальная церковь? Какую ценность имеют они сегодня? И самый главный вопрос русской литературы автор тоже ставит - "Кто я? Тварь дрожащая или право имеющий?" Каждый герой отвечает по-своему.
Человек многое сам выбирает, это верно. Но есть одно обстоятельство, которое от него никак не зависит. Самое важное обстоятельство, оно называется - смерть. Никто не может знать, когда она придёт; это незнание и придаёт жизни смысл. Человек любит жизнь, потому что она конечна. А когда придёт смерть - решает судьба, природа и Бог.
"Яд и корона", Морис Дрюон, 1956
10/10
Первая строка: "Прошло полгода после кончины короля Филиппа Красивого. Поразительной деятельности этого монарха Франция была обязана благами длительного мира, прекращением плачевных заморских авантюр, созданием мощной сети союзов с государствами и сюзеренствами".
Царствование Людовика Сварливого продолжается. Неверная жена Маргарита убита в своей темнице, наконец-то, король может сочетаться новым браком с Клеменцией Венгерской. Будет ли этот брак счастливым, как надеется Людовик? Да и не о том он тревожится...
Как все же хрупка жизнь короля, он только кажется всемогущим, на самом же деле ему постоянно приходится лавировать между недовольными подданными (а среди них есть и довольно могущественные люди), искать компромиссы, чтобы все были довольны. История Людовика Сварливого показывает, как опасно забывать об этом, как неумно наживать себе врагов среди пэров Франции. Пусть ты и король, но король не бессмертен. Людовик Сварливый умирает, не оставив наследника - Францию снова начинают раздирать распри за власть.
Королевой становятся не для того, чтобы быть счастливой.
"У войны не женское лицо", Светлана Алексиевич, 1985
8/10
Первая строка: "– Когда впервые в истории женщины появились в армии?
– Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в греческих войсках воевали женщины. Позже они участвовали в походах Александра Македонского".
Много я не поняла в этой книге, а именно главного посыла автора. Книга документальная, по структуре - это сборник разговоров автора с женщинами, прошедшими Великую отечественную войну - снайперами, медсестрами, летчицами, врачами, поварами и прачками. Как сформулировала свою идею в начале книги сама автор - Алексиевич хотела показать войну глазами женщин без цензуры, рассказать о том, о чем молчит официальная история. За эту работу ей дали Нобелевскую премию по литературе.
Прочитала я эту историю глазами женщин и не увидела заявленного от слова совсем. Показать войну глазами женщин, что бы что? У женщин была какая-то другая война? По мнению Алексиевич, да, но доказательств этого в книге нет. Чего боялись женщины на войне? Смерти, смерти любимых, взрывов, остаться инвалидом. Теперь вопрос - мужчины боялись другого? О чем мечтали женщины на войне? О Победе. Мужчины мечтали о другом? Идея заявлена громкая, а исполнение не вышло, потому что не делятся люди на войне на мужчин и женщин. Прочитав рассказы женщин, записанные Алексиевич, еще раз в этом убедилась. В итоге все различие женской войны свелось к простой физиологии. Зато идея красивая, да, даже Нобелевскую премию дали (тоже большой вопрос за что, потому что это не литература, а журналистика в чистом виде).
Второй громкой лозунг - я вам сейчас реальную историю войны расскажу, без цензуры. Да, истории страшные жуткие, я даже поплакала над некоторыми, но ничего из того, что раньше я не знала. В общем, книгу прочитать стоит, чтобы услышать о войне из первых уст, но вот эти пафосные вставки автора можно и пропустить, ничего не потеряете.
Я думала, что когда мы войдем в Германию, то у меня ни к кому пощады не будет. Столько ненависти скопилось в груди! Почему я должна пожалеть его ребенка, если он убил моего? Почему я должна пожалеть его мать, если он мою повесил? Почему я должна не трогать его дом, если он мой сжег? Почему? Хотелось увидеть их жен, их матерей, родивших таких сыновей. Как они будут смотреть нам в глаза?
Все мне вспомнилось, и я думаю: что же будет со мной? С нашими солдатами? Мы все помним… Пришли в какой-то поселок, дети бегают – голодные, несчастные. И я, которая клялась, что всех их ненавижу, я соберу у своих ребят все, что у них есть, что осталось от пайка, любой кусочек сахара, и отдам немецким детям. Конечно, я не забыла, я помнила обо всем, но смотреть спокойно в голодные детские глаза я не могла.
"Что-то не так с Гэлвинами", Роберт Колкер, 2020
10/10
Первая строка: "Из больших стеклянных дверей кухни на задний дворик родного дома выходят брат и сестра. Они странная пара. Дональду Гэлвину двадцать семь, его голова выбрита наголо, глаза посажены глубоко, а на подбородке заметно подобие неухоженной бороденки на манер библейского пророка. Мэри Гэлвин семь, она вполовину ниже ростом, у нее пепельно-белые волосы и нос пуговкой".
Документальная история о семье Гэлвинов. На первый взгляд семья Гэлвинов - воплощенная американская мечта. Умная и красивая мама-домохозяйка, мужественный отец-военный, герой войны, и их 12 детей - 10 мальчиков и 2 младшие девочки. Тогда почему вдруг почти все мальчики Гэлвинов становятся безумными, заболевая шизофренией? Что с ними не так? Шизофрения в середине 20 века была мало исследована, врачи даже не знали, является ли болезнь врожденной или приобретенной. Семья Гэлвинов дала генетикам шанс найти тот самый "ген шизофрении". Автор подробно рассказывает нам историю семьи и об исследованиях, участниками которых стали Гэлвины.
Постепенно нам открывается весь ужас, который происходил за дверью коттеджа Гэлвинов. Какая уж там идеальная семья - наркотики, насилие, драки - это лишь малая часть ежедневного уклада детей Гэлвинов при полном игноре со стороны родителей, которым так было проще. Мими и Дон просто закрыли глаза и уши на все происходящее, предпочитая жить своей жизнью - петь в хоре, охотиться - а мальчики это же мальчики, они все время дерутся, зачем обращать на это внимание. Но больше всего жалко двух маленьких девочек, которые непонятно как выжили в этом аду с десятью агрессивными братьями. Читая книгу, я чувствовала только гнев по отношению к матери семейства - зачем ты рожаешь 12 детей, если совершенно не хочешь ими заниматься? Ответа на этот вопрос нет. Мими так и прожила всю жизнь, отрицая действительность. Я даже думаю, может, она тоже была больна? Ведь не может же человек в здравом рассудке так поступать?
Единственный фактор ситуации, которым ты можешь управлять — ты сам. Если тебе все не в кайф, разберись с собой и исправь это.
"Странствия убийцы", Робин Хобб, 1997
10/10
Первая строка: "Каждое утро я просыпаюсь с пятнами чернил на руках. Порой я обнаруживаю, что сижу, уткнувшись лицом в стол с грудами бумаг и свитков. Мой мальчик, когда приносит завтрак, иногда упрекает меня за то, что я так и не лег в постель накануне".
Заключительная часть трилогии о королевском бастарде. Фитц чуть не погиб от руки своего дяди принца Регала, но сумел выкарабкаться. Теперь у него две цели - месть Регалу и поиски короля Верити, который пропал где-то в горах. Снова ему приходится отказаться от своей жизни ради блага королевства. Книга полностью оправдывает свое название, так как центральная ее тема - это путь героя в самом каноничном его воплощении. Как и главный герой русских сказок Иван-Царевич Фитц отправляется в путь за тридевять земель, чтобы принять бой со злом. В пути ему встречаются и друзья, и враги, есть и волшебные помощники, а еще много приключений.
Меня только удивила концовка саги - очень печальная, даже рвущая сердце. Я как-то читала книги как сказку и ожидала, что в конце зло будет наказано, а добрые люди вознаграждены, но награда, которую получил Фитц, так себе, конечно. Было до слез его жаль. Но обязательно буду читать Робин Хобб дальше.
Не суметь придумать ответ – это не то же самое, что согласиться с собеседником.
"История одного супружества", Эндрю Шон Грир, 2008
8/10
Первая строка: "Мы думаем, что знаем тех, кого любим".
Перли — молодая домохозяйка, жена бывшего военного со слабым сердцем и мама малыша, вскоре после рождения заболевшего полиомиелитом. Перли жалеет мужа, пострадавшего на войне, любит и заботится о нем. Но однажды ее мир рушится - на пороге их дома появляется незнакомец, который рассказывает Перли свой секрет. Крепкий, казалось бы, брак Перли рушится у нее на глазах — она не способна поверить в то, что никогда до конца не знала собственного мужа.
Не смотря на то, что еще до начала чтения книги я догадалась, что там за страшная тайна вскрылась (так как читала до этого Эндрю Шон Грира уже и знаю его любимую тему), книга меня удивила. Внезапно она оказалась не только и не столько о супружестве и любви, сколько о войне, чего я от автора совсем не ожидала. Ну и что, подумаете вы, мало ли книг о войне, что тут удивительного. Так вот, удивительное в ней то, что Шон Грир написал книгу не о героях войны, а о трусах и уклонистах - такой темы мне еще не попадалось. Он именно что дал голос трусам и уклонистам и дал им возможность самим рассказать, почему они так поступили - выбрали тюрьму вместо армии. Шон Грир как бы предлагает нам ответить на вопрос - как много нужно смелости, чтобы заявить "Я не пойду воевать"? Не больше ли чем просто принять свою судьбу и пойти на войну? А как потом с этим жить? Я много книг о войне читала, но вот с такого ракурса проблему ни у кого не встречала, и это было очень интересно.
Нельзя каждый день горевать и ужасаться, тебе этого не позволят, тебе нальют чаю и посоветуют жить дальше, печь пироги и красить стены.
"Имя розы", Умберто Эко, 1980
10/10
Первая строка: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Вот что было в начале у Бога, дело же доброго инока денно и нощно твердить во смирении псалмопевческом о том таинственном непререкаемом явлении, чрез кое неизвратимая истина глаголет".
Еще одна вариация на тему Шерлока Холмса и доктора Ватсона, только теперь в сеттинге средневекового монастыря 14-го века. В течение недели каждую ночь в монастыре происходит жуткое убийство, а главным героям, Вильгельму Баскервильскому и его юному спутнику Адсону Мелькскому, приходится расследовать это дело. Помимо собственно детективной линии автор очень подробно погружает нас в быт монахов 14 века, в политические и исторические реалии того времени, и даже в философию и богословие.
Интересно, что кто убийца, я догадалась сразу (лайфхак - это всегда тот, кто быть им никак не может), но вот его мотив не был понятен до самой развязки, поэтому читать было не скучно. Еще на страницах романа я встретила своих знакомых из книг Мориса Дрюона о проклятых королях, там тоже действие в 14 веке происходит же, было забавно посмотреть на Людовика Сварливого и Филиппа Красивого, а также папу Иоанна глазами не непосредственного окружения, а так сказать, чужеземцев.
Я книгу слушала в аудио, мне кажется, читать ее было бы тяжело из-за пространных описаний и богословских диспутов, а вот под покраску стен на даче послушать, когда мозг максимально свободен - самое то.
Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда – ещё до того, как отдать свою. А иногда – вместо того, чтоб отдать свою.
"Женщина - не мужчина", Итаф Рам, 2019
10/10
Первая строка: "От рождения – а родилась я холодным, пасмурным днем в Нью-Йорке, в Бруклине, – у меня не было голоса. Все молчали об этой моей особенности. Много лет я даже не подозревала о своей немоте, пока однажды не открыла рот, намереваясь сказать о своих желаниях, – и не осознала, что меня никто не слышит".
История трех женщин-палестинок, принадлежавших к трем поколениям. Старшая, Фарида, бежала из Америки в Палестину из-за палестинско-израильского конфликта. Средняя, Исра, родилась и выросла в Палестине, но вышла замуж в Америку. Младшая, Дейа, родилась и выросла в Нью-Йорке. Но так ли велика разница между ними? Что в Америке, что в Палестине - традиции мусульманской общины неизменны: "У женщины нет голоса и никаких прав. Единственное предназначение женщины - выйти замуж и родить детей, вернее, сыновей". Старшая, Фарида, даже не пытается бороться с этим законом и честно выполняет свой долг, хоть и дается ей это нелегко. Средняя, Исра, уже мечтает о свободе для себя и своих дочерей, борется, но не погибает в этой борьбе. Младшая, Дейа, наконец, обретает голос и ей удается вырваться из порочного круга.
Я не люблю феминистскую прозу за некую однобокость. Обычно в подобных книгах автор показывает всех женщин униженными и оскорбленными, но мечтающими о свободе, образовании, умными, красивыми и хорошими. Мужчины же в противовес показаны такими монстрами - пьют алкоголь, бьют жен и детей, не любят никого, денег не дают, еще и гуляют. Такое белое и черное. Но в жизни редко так бывает. Не все женщины мечтают об образовании и свободе, не все женщины не хотят семью и детей, не все женщины добры к мужу и детям, давайте будем честными. И не все мужчины монстры, конечно.
Поэтому книга Итаф Рам мне очень понравилась - в ней все персонажи сложные, правдивые. Фарида по началу вызывает омерзение - такая она лживая и лицемерная - только к концу книги понимаешь тот огромный пласт боли, который она в жизни вынесла и, если не прощаешь, то начинаешь ей сочувствовать. Муж Фатимы, Халед, тоже не так прост - он, конечно, тиран, но и хорошее, доброе в нем есть. А особенно меня порадовало то, как автор представила историю главного злодея и мужа Исры Адама. Не просто написала: "Вот Адам, он монстр и урод, посмотрите", а рассказала его историю несвободы, показала, что старший сын в арабской семье угнетен похуже женщины - он всем без конца должен, на нем ответственность за всех без исключения родственников, в том числе материальная, и никто ему даже спасибо не говорит - потому что это его долг, за что тут благодарить. Ничего удивительного, что он сломался, и жаль его не меньше Исры.
Фарида знала, что страдания женщин берут начало в страданиях мужчин, что рабство одних порождает рабство других. Стали бы мужчины колотить ее, если бы их самих не колотили?
"История чтения", Альберто Мангель, 1996
6/10
Первая строка: "Юный Аристотель, сидя на удобной скамье, просматривает лежащий у него на коленях пергамент – одна рука опущена вниз, другой он подпирает голову, ноги скрещены".
Эту книгу хорошо читать вместе с "Именем розы" Умберто Эко, автор подробно рассказывает об эволюции книг и библиотек от древности до наших дней, что очень хорошо подготавливает к пониманию текста романа Эко. Чтение не особо увлекательное, конечно, местами даже нудное, но есть интересные факты и истории, о которых я не знала.
А еще мне очень понравился автор. Альбер Мангель - дипломат и культуролог, директор Национальной библиотеки Аргентины, не просто очень образованный человек, а прямо видно, как сильно он любит читать, с каким восторгом он говорит о книгах.
В мире слишком много книг, чтобы прочесть их все, и потому читатели должны делиться друг с другом своими находками, пересказывая суть прочитанного.
Вторую часть моего рассказа о книгах, прочитанных в мае, можно почитать здесь.