В страшные дни блокады одним из символов несгибаемости ленинградцев стал футбольный матч, проведенный 31 мая 1942 года.
Представьте, город пережил самую трудную зиму. В декабре 1941 минимальный паек составлял 125 грамм хлеба в день. К маю нормы подняли, но этого по-прежнему не хватало для нормальной жизни. В Ленинграде продолжал свирепствовать голод.
Понятно, что в таких условиях ни о каком спорте не могло быть и речи. До весны 1942 года все жители Северной столицы занимались сооружением оборонительных линий. Ленинградские спортсмены массово вступили в ряды Народного ополчения, готовили боевые резервы, работали на предприятиях.
День спорта
31 мая 1942 в Ленинграде состоялся спортивный день. Вот как описывали это корреспонденты:
«Проводились соревнования по лёгкой атлетике, показательные выступления мастеров спорта, состоялся первый футбольный матч.
В товарищеском матче встретились команды Н-ского завода и «Динамо». Игра прошла в живом, энергичном темпе и закончилась со счетом 6:0 в пользу «Динамо». В Н-ской части состоялась спартакиада, в которой участвовали многие видные спортсмены. Происходили соревнования в беге, метании копья, прыжках в высоту. Группа командиров продемонстрировала показательный рукопашный бой. Состоялось массовое выступление гимнастов».
Футбольный матч
Играли команды, укомплектованные известными игроками команд «Динамо», «Спартак», Невского завода (Металлического завода). Петр Гобачёв, бывший полузащитник команды мастеров «Спартак» (Ленинград), чуть больше 2 месяцев назад похоронивший своего 3-х месячного сынишку Юру, так и не смог выйти в тот день на поле – настолько он был истощен.
Но вышли его друзья, и те, кто стали его друзьями с того момента: вызванные еще в начале мая с передовой линии фронта — вратарь Виктор Набутов (с Невского пятачка), Борис Орешкин (он командовал сторожевым катером), Евгений Архангельский (форвард не раз ходил в разведку под Лиговом), Дмитрий Фёдоров (с Карельского перешейка), Георгий Московцев, Анатолий Викторов (из-под Красного Села), оперуполномоченные ленинградской милиции Валентин Фёдоров, Константин Сазонов, Аркадий Алов, Александр Фёдоров, Михаил Атюшин и еще несколько футболистов-блокадников.
Вратарь Виктор Сергеевич Набутов рассказывал: «Я посмотрел на своих товарищей: бледные, осунувшиеся, но все тщательно выбриты и подстрижены. Команда вспомнила свои прежние обычаи: это было законом – на матч выходить, как на парад.
По воспоминаниям присутствовавших на матче, футболисты покидали поле обнявшись: кто-то радовался, что в таких жутких условиях удалось поиграть в футбол, почувствовать вкус жизни, кто-то – поддерживал товарищей, которые потеряли силы от изнеможения.
В футбол в Ленинграде играли потом ещё несколько раз. Но тот, первый матч, каким бы он ни был, стал большой победой над собой. Над своим голодным отчаянием, над страхом смерти. Это была победа, показавшая, что в людях есть желание жить».
Матч был запечатлен на единственном снимке корреспондента Бориса Васютинского, который к тому моменту сфотографировал другие спортивные мероприятия и был на грани своих сил.
Спортивная жизнь города продолжилась. Так, в 1942 году провели 20 футбольных матчей, а в 1943 еще 97! При этом полностью блокаду удалось снять 27 января 1944 года.
Память о тех событиях
В Санкт-Петербурге открыт памятник, посвященный этому событию. А в экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа» вы сможете узнать больше о работе тружеников тыла, которые своей тяжелой работой ковали грядущую Победу.