Найти тему
HISTORIC

Бунт на Баунти: история легендарного мятежа

23 декабря 1787 года британский военный корабль Баунти под командованием лейтенанта Уильяма Блая отправился из Портсмута на остров Таити в Тихом океане. В результате мятежа экипажа капитан с группой верных людей оказался в шлюпке посреди открытого океана и лишь чудом сумел спастись, а бунтовщики вернулись обратно и основали собственную колонию.

Мятежники высаживают Блая и его сторонников в шлюпку. Картина Роберта Додда.
Мятежники высаживают Блая и его сторонников в шлюпку. Картина Роберта Додда.

История мятежа на английском военном корабле Баунти обрела мировую известность и обросла огромным количеством мифов, романтизирующих события и ее участников.

Самым главным из них безусловно является миф о жестокости и бездарности капитана судна - Уильяма Блая, который своим некомпетентным руководством довел экипаж корабля до отчаяния.

И что его помощник и руководитель бунта - Флетчер Кристиан, смелый и благородный, был вынужден организовать мятеж чтобы остановить произвол. Однако в реальности события развивались не столь однозначно.

Немалую роль в романтизации событий 1787-1789 годов сыграли сначала писатели и поэты, в том числе Байрон, Марк Твен и Жюль Верн, а затем и голливудские киноделы, снявшие не одну успешную экранизацию данных событий.

Первая экранизация событий на Баунти вышла в Австралии еще в 1916 году, но по-настоящему известной стала картина 1935 года Мятеж на Баунти с Кларком Гейблом в роли Флетчера Кристиана, имевшая огромный кассовый успех и получившая Оскар как лучший фильм года.

"Мятеж на Баунти" (1935) - Блай (Лоутон) как коварный злодей и Кристиан (Гейбл) как благородный герой.
"Мятеж на Баунти" (1935) - Блай (Лоутон) как коварный злодей и Кристиан (Гейбл) как благородный герой.

Фильм сыграл огромную роль в закреплении образов Блая как коварного злодея и Кристиана как справедливого героя. Подобная трактовка событий впервые была озвучена писателями-романтиками начала 19 века, изображавшими Кристиана как благородного бунтаря и борца против тирании.

Вышедший в 1962 году фильм Мятеж на Баунти с легендарным Марлоном Брандо в образе Флетчера Кристиана также имел слабую связь с реальными событиями и окончательно закрепил образ Кристиана как благородного мученика.

"Мятеж на Баунти" (1962) - Блай (Ховард) как тиран-садист и Кристиан (Брандо) как мученик.
"Мятеж на Баунти" (1962) - Блай (Ховард) как тиран-садист и Кристиан (Брандо) как мученик.

Лишь вышедший в 1984 году фильм Баунти с Энтони Хопкинсом в роли Блая и Мэлом Гибсоном в роли Кристиана представил зрителям более достоверную версию событий. Капитан Блай уже не изображался однозначным злодеем, но и организатор бунта Кристиан не перестал быть обаятельным отважным героем. Но как обстояли события на самом деле?

"Баунти" (1984) - Блай (Хопкинс) уже не однозначный злодей, но Кристиан (Гибсон) все еще положительный герой.
"Баунти" (1984) - Блай (Хопкинс) уже не однозначный злодей, но Кристиан (Гибсон) все еще положительный герой.

Первой этап судьбоносной экспедиции состоял том, что англичане отправились в Тихий Океан на остров Таити за саженцами хлебного дерева, чьи плоды использовались в качестве еды для чернокожих рабов.

33-летний капитан Уильям Блай был опытным мореплавателем, в 1776 году он участвовал в экспедиции легендарного Джеймса Кука, а потому никаких трудностей в плавании не ожидалось.

Более того, назначенный помощником капитана 23-летний Флетчер Кристиан также имел большой опыт морских путешествий и ранее уже дважды плавал под командованием Блая на Ямайку. Английский флот считался лучшим в мире, в том числе за счет поддержания жесткой дисциплины экипажа.

Уильям Блай (1754 - 1817) - лейтенант ВМФ Великобритании и капитан корабля Баунти в 1787-1789 гг.
Уильям Блай (1754 - 1817) - лейтенант ВМФ Великобритании и капитан корабля Баунти в 1787-1789 гг.

Стоит отметить что Блай, несмотря на голливудские мифы, не отличался особым усердием в наказании провинившихся членов команды, а лишь требовал неукоснительного следования приказам.

Сами наказания, представлявшие стандартные для того времени удары розгами, на Баунти случались не чаще чем в среднем по британскому флоту в целом, и не вызывали особых возражений у членов команды.

В целом Блай был весьма прогрессивным капитаном для своего времени. Как и его учитель, Джеймс Кук, Блай прикладывал все усилия для того, чтобы обезопасить членов своей команды от цинги – главной болезни долгих морских экспедиций.

А также он был одним из первых, кто понял важность поддержания хорошей физической формы, поэтому Блай заставлял матросов ежедневно выполнять физические упражнения и танцевать, что в глазах непосвященных членов команды безусловно выглядело не заботой о здоровье экипажа, а самодурством.

Флетчер Кристиан (1764 - 1793) - сын аристократа, Кристиан предпочел карьере юриста службу на флоте, и стремительно продвигался по карьерной лестнице, но экспедиция на Таити перевернула его судьбу.
Флетчер Кристиан (1764 - 1793) - сын аристократа, Кристиан предпочел карьере юриста службу на флоте, и стремительно продвигался по карьерной лестнице, но экспедиция на Таити перевернула его судьбу.

За многомесячное плавание единственным исключением стала порка плетьми матроса Мэттью Квинтала. Блай прибегал к физическим наказаниям лишь в самом крайнем случае, так как отсутствие наказания за нарушение установленных правил рушило всю систему управления экипажем корабля, особенно в тяжелых условиях долгого плавания.

А то что условия плавания экспедиции Баунти были тяжелыми не вызывает сомнений. Желая сэкономить чиновники британского Адмиралтейства выделили слишком маленький корабль для 46 человек экипажа и того объема груза, который предстояло доставить на обратном пути. Кроме ужасной тесноты на Баунти на долю матросов выпало еще множество тяжелых испытаний.

Корабль HMS Bounty - реплика, построенная в 1960 году для съемок фильма "Мятеж на Баунти" (1962).
Корабль HMS Bounty - реплика, построенная в 1960 году для съемок фильма "Мятеж на Баунти" (1962).

Страшнейшие ураганы в районе мыса Горн у берегов Южной Америки были слишком опасны для успеха экспедиции даже для такого опытного капитана, как Блай.

Поэтому его решение выбрать более долгий путь через Мыс Доброй Надежды на юге Африки выглядит более правильным чем попытка прорваться через ураганы Огненной Земли. После полуторамесячной остановки в районе Мыса Доброй Надежды экспедиции предстояло преодолеть еще несколько тысяч миль.

Интересно, что вплоть до прибытия на Таити, за почти полтора года плавания, Блай и Кристиан всегда находили общий язык. Даже после очередного конфликта, когда в сентябре 1788 года у берегов острова Тасмания у Блая возникло недопонимание с корабельным плотником Уильямом Перселлом, который откровенно нагрубил капитану, за что был отослан с корабля на берег.

За всю экспедицию умер лишь один человек, и то лишь по вине судового врача Томаса Хаггана, который был алкоголиком и не смог оказать больному матросу своевременную квалифицированную помощь.

Побережье Таити во время экспедиции Джеймса Кука (1772-1775). Картина Уильяма Ходжеса.
Побережье Таити во время экспедиции Джеймса Кука (1772-1775). Картина Уильяма Ходжеса.

Наконец спустя 10 месяцев плавания, 26 октября 1788 года, Баунти прибыл на остров Таити. Местные вожди встретили членов экспедиции искренним радушием и гостеприимством. Трудностей с получением необходимого количества саженцев хлебного дерева у экипажа не возникло. Однако возникли совершенно другие проблемы, а именно проблемы с дисциплиной.

Теплый климат, разрешение выходить на берег и доступность местных женщин сделали свое дело. Требования Блая отставить разгул и выполнять приказы начали встречать насмешки и привели к открытому неповиновению. Важно, что сам Блай не позволял себе подобных вольностей поведения.

Его раздражал тот факт, что офицеры корабля, отвечавшие за дисциплину, вместе с остальными не устояли перед соблазнами райской жизни на острове и даже жили с местными женщинами как с женами.

В результате постоянных плотских утех почти половина членов экипажа Баунти заразилась венерическими заболеваниями, завезенными на Таити еще первыми европейцами.

Карта экспедиции корабля Баунти (1787-1790).
Карта экспедиции корабля Баунти (1787-1790).

Стоит отметить благоразумие и выдержку капитана Блая, который в этих условиях не стал разворачивать волну репрессий, и даже когда трое матросов сбежали вглубь острова он ограничился лишь поркой их розгами, решив не отдавать их под трибунал в Англии как дезертиров, что спасло им жизнь.

Собрав за полгода более тысячи саженцев хлебного дерева, экипаж Баунти 5 апреля 1789 года отчалил от берегов Таити. Для значительной части экипажа прощание с Таити было особенно тяжелым, так как там они приобрели друзей и любовниц.

Теперь вместо безмятежной жизни на райском острове их ожидали долгие месяцы обратного плавания до Англии.

Именно в этот период и начались первые разногласия между Блаем и Кристианом. Капитан обвинял офицеров экипажа в воровстве провианта и в наказание урезал им продовольственный паек.

При попытке же пополнить запасы пресной воды на острове Номука местные жители агрессивно встретили англичан и в результате стычки Блай обвинил Кристиана в трусости, и даже грозился выпороть его розгами.

Флетчер Кристиан берет в плен Блая и его сторонников 28 апреля 1789 года. Гравюра 1841 года.
Флетчер Кристиан берет в плен Блая и его сторонников 28 апреля 1789 года. Гравюра 1841 года.

Однако эпизоды из фильмов, где Блай в порыве ярости убивал матросов или морил экипаж корабля не давая им питьевой воды являются не более чем выдумкой сценаристов.

Точно неизвестно что именно стало катализатором мятежа, но уже в середине апреля часть экипажа во главе с Кристианом, пользовавшимся благосклонностью большинства матросов, начала готовить бунт.

Получив оружие, мятежники на рассвете 28 апреля 1789 года захватили Блая и провозгласили новым капитаном Флетчера Кристиана. Интересно, что бунтовщики изначально составляли лишь треть от экипажа, но в процессе мятежа многие матросы также перешли на их сторону.

Однако все офицеры, кроме Кристиана, и еще несколько матросов, всего 18 человек, остались верны капитану. Они не испугались угроз расправы со стороны бунтовщиков и после этого по приказу Кристиана Блай и его сторонники были посажены в маленькую, 7-метровую лодку с минимальным набором провианта и навигационных приборов, и отпущены в открытый океан.

Маршрут шлюпки капитана Блая до спасения (апрель - июнь 1789).
Маршрут шлюпки капитана Блая до спасения (апрель - июнь 1789).

Именно в этот момент и раскрылись волевые качества Уильяма Блая. Он приказал следовать к ближайшему острову Тофуа чтобы найти убежище, но жившие там туземцы были чрезвычайно враждебны – они убили одного из англичан и сам Блай лишь чудом остался в живых. После этого капитан распорядился плыть на запад, к острову Тимор, бывшему голландской колонией.

Несмотря на то, что это решение казалось безумным, и штормы и голод не оставляли шансов на спасение, Блай со свойственной ему педантичностью установил ежедневный рацион чтобы воды и еды хватило всем.

В итоге 14 июня 1789 года, спустя 48 дней и 3500 тысячи миль, лодка во главе с Блаем достигла безопасной стоянки на острове Тимор. К тому моменту большая часть людей была измучена и истощена настолько, что впала в летаргию. На берегах Индонезии они наконец смогли прийти в себя.

Потомки англичан и полинезийцев в 1862 году.
Потомки англичан и полинезийцев в 1862 году.

Не вызывает сомнений, что Блай своим разумным руководством и силой духа сыграл важную роль в спасении оставшихся членов экипажа. Вернувшись спустя год в Англию, капитан предстал перед трибуналом и был оправдан.

В дальнейшем Уильям Блай продолжил службу в британском флоте, сумел стать губернатором Нового Южного Уэльса и дослужиться до звания вице-адмирала.

Уильям Блай - Вице-Адмирал ВМФ Великобритании и губернатор Нового Южного Уэльса (1806 - 1808).
Уильям Блай - Вице-Адмирал ВМФ Великобритании и губернатор Нового Южного Уэльса (1806 - 1808).

Мятежники же во главе с Кристианом 6 июня 1789 года вернулись на Таити, но их жизнь уже не была столь безмятежной. У бунтовщиков постоянно возникали споры из-за недостатка женщин и злоупотребления алкоголем, что спустя время привело и к первым конфликтам с местными.

Захватив с собой провизию и местных, Кристиан и еще 9 человек оставили остальных на Таити и отправились на безлюдный остров Питкэрн, где англичанами было основано поселение. Сам корабль Баунти был сожжен, чтобы никто не мог сбежать с острова.

Остров Питкэрн.
Остров Питкэрн.

Оставшиеся на Таити 16 мятежников в 1791 году были арестованы экипажем корабля Пандора, который отправили на поиск преступников.

Тем временем на острове Питкэрн бунтовщики начали эксплуатировать привезенных таитян как рабов, в результате чего недовольные туземцы подняли восстание и перебили большинство англичан, в том числе и Флетчера Кристиана.

Оставшийся в живых матрос Джон Адамс основал на острове поселение Адамстаун, и лишь в 1808 году англоговорящие потомки таитянок и мятежников с Баунти были обнаружены английской экспедицией.

Большое спасибо за просмотр! Если вам понравилась эта статья, прошу поставить лайк и подписаться на канал! До новых встреч!

#мятеж на баунти #бунт на баунти #уильям блай #флетчер кристиан #баунти #таити #история англии #питкэрн