На майские праздники запланировали мы семьёй автопутешествие по местам, связанным так или иначе с историей славного нашего города Санкт-Петербург, по маршруту СПб - Шлиссельбург - Ладейное Поле - Петрозаводск - Сортавала - Валаам - Рускеала - Приозерск - СПб.
Вот и подробная схема маршрута:
Итак, как и было запланировано, отправились в путь от дома ровно в 8:00, 8 мая 2022 года. Погода чудесная, настроение соответствующее. Пробок на выезде практически не было. Город украшен к предстоящему празднику шарами и красными флагами. Через площадь Мужества, через проспект Непокорённых и мимо Пискаревского кладбища мы выехали на КАД и торжественно съехали на трассу Р-21 Санкт-Петербург – Мурманск (она же «Кола»). Покрытие просто чудесное. Километров 40 от города трасса имеет по две полосы в каждую сторону и оборудована освещением. Всё сделано для того, чтобы водителям за рулём было очень комфортно.
Ровно через 1 час въехали в древний город Шлиссельбург. С виду ничем не примечательный город, но с богатой историей. В переводе с немецкого языка "Schlüsselburg" означает — "ключ-город". Город был основан как новгородская крепость Орешек новгородским князем Юрием Даниловичем (внуком Александра Невского) в 1323 году. В 1353 году новгородцы заложили каменную крепость, возвели крепостные стены и башни. В 1613 году крепость была захвачена шведами. Они переименовали её в Нотебург, по-шведски "Nöteborg" = орех + город. В 1702 году город был отвоёван у шведов Петром I, который и дал ему нынешнее название. К сожалению, мы заехали в город с южной стороны (первая ошибка в разработке маршрута) и любовались крепостью через небольшой пролив.
Рядом, на зиму (в ожидании навигации) пришвартованы кораблики - рабочие лошадки.
Конечно, интересно было бы попасть внутрь крепости, но решили не вносить корректировки в маршрут и направились дальше. А, в крепость мы ещё вернемся. Обещаю.
Следующим населённым пунктом на нашем пути стал Лодейное Поле. Как оказалось, этот удивительный город был заложен на год раньше, чем сам Санкт-Петербург, в 1702 году. Бытует легенда, что царь Петр, впервые посетив эти места был просто изумлён наличием «корабельного леса», растущего вокруг. По его распоряжению в этом месте построили Олонецкую верфь, а посёлок вокруг верфи сформировался сам по себе. И уже на следующий год со стапелей верфи сошёл первый фрегат Русского Балтийского флота под известным названием «Штандарт». К тому времени император утвердил новый флаг (штандарт), который представлял из себя двуглавого орла, держащего в своих клювах и лапах карты Азовского, Каспийского, Белого и недавно приобретённого Балтийского морей. Это ознаменовало присоединение России к морским державам, подчёркивая при этом, что выход к четырём стратегически важным морям уже имеется.
Фрегат, строившийся с 24 апреля по 22 августа 1703 г., стал сильнейшей боевой единицей флота и заслуженной гордостью царя. Так что Лодейное Поле — это самая настоящая колыбель русского флота и не посетить это место было бы просто непростительно. К сожалению мало что сохранилось с тех времен, но дух истории витает. Здесь мы пообедали (на удивление очень вкусно, могу рекомендовать кафе «Лес»), отдохнули и двинулись дальше.
В 21 км от города Лодейное Поле, чуть в стороне от основной трассы находится православный Свято-Троицкий Александра Свирский мужской монастырь.
Монастырь был основан преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря, в 1506 году в малолюдном лесном Олонецком крае. В глухие Свирские леса Александр удалился по особому повелению свыше. Там он долго жил в уединении и безмолвии, пока не случилось ему явление Святой Троицы. По благословению Святой Троицы и с помощью своих учеников, которые к тому времени у него появились, Александр и основал обитель.
Главная святыня монастыря - нетленные мощи преподобного Александра Свирского (хранятся в Преображенском соборе), которым уже более 470 лет.
Когда-то на месте явления Пресвятой Троицы стояла келья преподобного, а само место было отходной пустынью, где он уединенно молился, совершая и ночное бдение.
Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса: Троицкая часть с братскими кельями и Преображенская — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая рядом с Рощинским озером.
Идём к Троицкой части.
И при жизни Александра, и после его кончины обитель находилась в цветущем состоянии, так как московские цари, великие князья и бояре много жертвовали на её благоустройство. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в "Переписные книги".
Троицкий собор - главный храм монастыря, построен в 1698 году, спустя 10 лет была сделана роспись, сохранившаяся до наших дней.
Именно на пожертвования царя Василия Василия Третьего (отца Ивана Грозного) была построена первая каменная церковь монастыря - Покрова Божией Матери. Это было в 1533 году, ещё при жизни преподобного Александра. Покровский храм - самое древнее здание монастыря дошедшее до наших дней.
Царь Иван Грозный считал Свирский монастырь образцовым и тоже много способствовал его развитию.
На рубеже XVIII–XIX веков монастырь достиг своего расцвета, его даже называли "Северной Лаврой", а в подчинении у него находилось 27 монастырей и пустыней этого края.
Невероятные впечатления - и от природной красоты, и от красоты духовной!
Едем дальше. Направляемся опять же по трассе Р-21 в сторону Онежского озера.
Петрозаводск. Ровесник Санкт-Петербурга. Очень интересная и красивая набережная Онежского озера. Необычные инсталляции. Синева этого озера просто режет глаза. Как-будто чернильницу опрокинули. Но, подробно пока описывать не буду. Надеюсь мы ещё вернемся сюда и используем этот населенный пункт как стартовую площадку для путешествия на остров Кижи. Могу порекомендовать прекрасный отель "Космос", просторные уютные номера. Такой поздний советский модерн. Охраняемая парковка. Обильный разнообразный завтрак в формате шведского стола. Только положительные впечатления.
Ранним утром 9 мая продолжили свой маршрут. Немного пришлось вернуться. До Пряжи ехали той же дорогой. А далее свернули на А-121 в сторону Сортавалы (это 246 км от Петрозаводска). Дорожное покрытие на самом высоком уровне. Машин практически нет. Вокруг леса и живописнейшие озера. Встречаются рыбаки.
Сортавала. Или, ранее город назывался Сердоболь. Собственно, для нас это была промежуточная точка для того, чтобы попасть на Валаам. Въехали в город и добирались до пристани какими-то закоулками. Оказывается часть улиц была перекрыта в связи с Днём Победы. Музыка играет, парад, люди улыбаются. В общем, праздничное настроение!
Сама пристань находится практически в центре города. Рядом с ней, недоходя буквально 50 метров , по левую сторону есть платная парковка (200 рублей в сутки, вполне себе по божески). Оставили машину и двинулись искать плавсредство. Когда бронировали жильё на Валааме, нам обещали помочь, но, не учли, что навигация ещё только начиналась и Метеоры только должны были начать перевозку пассажиров. На наше счастье, на пристани гулял начальник причала - Алексей. Добрейшей души человек, настоящий Речной Волк. Он нам достаточно быстро нашёл и организовал катер (стоимость доставки по 2 000 рублей за нос). Кстати, телефон его - +7 921 621 73 57 (вдруг, кому-нибудь пригодиться).
Путь на катере до самого острова Валаам занял не более 40 минут. Катер небольшой (всего 6 мест), но достаточно шустрый. Повезло, что был практически штиль. Но и так, иногда потрясывало на редких волнах. А учитывая, что лавки были такого аскетичного исполнения, пятой точке приходилось не легко. Зато никого не укачало.
Время пролетело незаметно и вот, мы уже входим в Монастырскую бухту.
Валаам — это архипелаг из 50 островов в Ладожском озере. Они расположены так близко, что выглядят единой частью суши, изрезанной узкими бухтами. Главный и самый большой остров дал название всему архипелагу.
В общем, как вы видите, остров - это один огромный камень, являющийся небольшой частью Балтийского щита (выступ докембрийского фундамента в северо-западной части Восточно-Европейской платформы. Занимает Кольский полуостров, Карелию, юго-восточную половину Скандинавского полуострова. Сложен породами раннего докембрия, возраст 3,2–1,7 млрд. лет).
На входе в бухту на маленьком островке стоит Никольский скит. Скит посвящен Святому Николаю, одному из самых почитаемых на Руси.
Над пристанью возвышается величественные строения Монастыря.
Разместились мы в находящемся неподалёку от монастыря Доме Паломника. Очень уютная гостиница. Никакого телевидения, радио и прочих радостей цивилизации. Правда интернет здесь работал уверенно (LTE).
Оставив вещи, на легке отправились в путешествие по острову. Сразу оговорюсь, что на острове есть возможность арендовать велосипед или электрокар (аренда с водителем - 2000 р/час). Мы же решили идти пешком.
По дороге встретили счастливых паломников.
На реке Иордан стоит Тихвинская часовня.
Далее мы направились на Монастырскую ферму. Вот такие на острове дороги.
Монастырская ферма порадовала своей чистотой и ухоженностью. Купили попробовать местный сыр (забегая вперед скажу - сыр очень вкусный!).
Рядом с озером находится пустынька отца Дамаскина, будущего игумена Монастыря. Здесь, в отшельничестве и молитвах он провел шесть лет.
А эти камни ещё помнят его молитвы.
Дамаскин правил на Валааме 42 года, с 1839 по 1881 год.
Далее вышли на берег Малой Никоновской бухты. Здесь у монахов своё форелевое хозяйство.
Двигаемся по направлению к горе Елеон.
30-метровую вершину Елеонской горы украшает пятиглавая деревянная часовня в русском стиле. Она была освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня.
Рядом с часовней расположился Гефсиманский скит. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона (XVII в).
Здесь мы повернули назад, к монастырю. Хотя если пройти дальше - можно попасть в совсем уникальное место (но это в следующий раз). Так незаметно наша прогулка растянулась на целых четыре часа!
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.
По одной из версий возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.
Вечером сходили на монастырский ужин. Мы сразу брали номер с ужином и завтраком, так как кафешек практически нет. Есть конечно одна у пристани в нижнем саду, но мы решили не рисковать. Хочу предупредить путешествующих - мясо в монастырской трапезной не подают! На выбор либо постный ужин, либо обычный (с рыбкой). Всё очень вкусно и достаточно, чтобы не переесть. Ужин строго по расписанию.
Спиться на острове очень хорошо и глубоко. И сны такие лёгкие. Приезжайте!
Утром позавтракали и на пристань. С вечера ещё договорились с капитанов Метеора "Андрей Первозванный". Он должен был доставить паломников и туристов и обратно шёл почти пустой. На Метеоре проезд чуть дешевле - 1 400 рублей с человека.
Метеор пришёл строго по расписанию, к 10:00. Красивое это зрелище. Такая стать, такая мощь!
Паломники в ожидании Метеора.
Путь назад, в Сортавалу на Метеоре показался немного скучнее чем на катере. Ровненько и спокойно, никакой качки, никаких подскоков.
До свидания, Валаам!
Солнечная погода сопутствовала нам на протяжении всего путешествия. Кстати, существует легенда, что на Валааме почти всегда солнечно. Ведь остров - это огромный камень. Когда он нагревается, он потом очень долго отдаёт тепло, соответственно восходящие воздушные потоки и, соответственно, все облака и тучи прочь от неба острова.
Итак, вернувшись в Сартовалу, отыскали свою машинку. Она в целости и сохранности ожидала нас на парковке неподалёку. Кстати, стоимость парковки составила всего 200 рублей. Очень даже демократично. На улочке между причалом и парковкой несколько сувенирных лавок. Немного размялись и поехали в горный парк Рускеала.
Рускеала - это туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе. Основой комплекса является заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Добраться сюда можно различными способами - на машине, на автобусе и, есть ещё экзотический способ, на восстановленном паровозе (Рускеальский экспресс).
Когда-то здесь добывали мрамор в том числе для строительства Санкт-Петербурга. Использовали тяжелый ручной труд. В дань благодарности первым труженикам установили памятник добытчику мрамора.
Сам карьер впечатляет своими размерами.
В начале мая ещё местами лежит лёд. Но уже не холодно. Сейчас вокруг карьера и вообще, на территории горного парка почти всё благоустроено. Есть освещение. Проложены туристические тропы.
Прогулялись до озера Светлое. Здесь уже заметно теплее. Вода чистейшая.
Несмотря на своё "громкое" историческое прошлое и множество туристов уже даже в это время, природа всё-равно выглядит нетронутой. Или непуганой.
Обогнули озеро. Взобравшись на гору, двинулись к Итальянскому карьеру.
Сам Итальянский карьер расположен на вершине местной возвышенности. Здесь добывали красивейший полосчатый мрамор. Вы его легко узнаете на улицах Петербурга.
С этой вершины открывается чудесный вид на соседнее государство (на горизонте). И на озеро Светлое.
В разных уголках Карелии можно встретить странные пирамидки из сложенных друг на друга камней. Эти сооружения окружены легендами местных жителей и различными поверьями. Учёные предполагают, что к возведению пирамид из камней причастны саамы – древний северный народ. Он отличался языческими обрядами, многие из которых были направлены на усмирение грозных и могучих явлений природы. Такие пирамидки называют сейдами. Среди саамов ходило поверье о том, что каждый сейд – это воплощение духа шамана, они верили, что если к сейду обратиться с просьбой, то заточенный в нем дух шамана обязательно поможет.
Но было одно ограничение. Общаться с сейдами разрешалось только саамам-мужчинам. Женщинам и детям было категорически запрещено приближаться к каменным пирамидам. Так что будьте осторожны :-).
Чуть далее расположено Подземное озеро.
Здесь есть уютная беседка. Можно посидеть подумать. О смысле жизни. О путешествиях. Или просто отдохнуть.
Также, к озеру можно пройти под землёй. Там устраивают специальные экскурсии.
На пути иожно встретить следы древней цивилизации.
Далее мы снова вернулись к Мраморному карьеру. Виды конечно просто захватывающие!
Идём вокруг. На следующем фото хорошо видны сооруженные дорожки и смотровые площадки вдоль всего карьера.
Летом на водной глади карьера размещают плавучую сцену и устраивают фортепианные концерты. Могу только представить, насколько это восхитительно.
Кроме того, это место облюбовали дайверы. А пока - только чайки.
Здесь же, недалеко можно перекусить. Или же полноценно пообедать. Кстати, очень даже неплохо готовят уху по карельски и копчёную форель. Обустроена зона отдыха. Сувенирные лавки. Если честно, выбор не очень богат. Хотелось бы чего-то более аутентичного.
Можно также покататься на лошадках.
И уже ближе к выходу можно попасть в настоящую подземную шахту, сохранившуюся ещё с "тех давних времён".
Далее в наших планах Рускеальские водопады. Знаковое место.
Казалось бы, это всего лишь четыре равнинных водопада на реке Тохмайоки. Высота водопадов колеблется в пределах 3—4 метров.
Но, для людей моего поколения эти водопады стали известными благодаря фильму "А зори здесь тихие" (ещё в 1972 году). Именно здесь был снят эпизод, когда задорно распевая "Катюшу", в реке купалась героиня фильма Женя Комелькова, отвлекая фашистов, рискуя жизнью.
А вот и сам водопад сейчас и речка Тохмайоки.
Домик правда появился чуть позже, как декорация к другому фильму. Но, картину не портит.
Этот же водопад с другого ракурса.
В целом, место очень живописное. И уже обжитое туристами. Вокруг водоёма удобные деревянные дорожки с перилами и скамейками. Будет комфортно гулять людям преклонного возраста, пожилым и родителям с детьми.
Если вдруг захочется отдохнуть, к вашим услугам комфортные веселые скамеечки.
Вдоль дорожек расставлены забавные фигурки то ли зверушек, то ли человекоподобных насекомых, то ли героев каких-то невероятных сказок.
Это может быть задумчивая зверушка, очень похожая на Чебурашку, но с крылышками и уставшими ушками.
Или новое воплощение рыбака из сказки. Теперь уж он свою рыбку просто так за три желания не отпустит. А будет эксплуатировать по полной программе.
И музыканты. Нет, не из басни Крылова. А что-то похоже более современное.
А это конечно же Дюймовочка. Только вот похоже с характером уже.
Рядом организована парковка. Сувенирные лавки. Мёд, различные местные угощения - варенье из сосновых шишек, просто из хвои, из морошки и чай из самовара.
А мы продолжаем своё путешествие. И следующая точка на карте - Приозерск. Кстати, "Точка на карте" - это похоже местная сеть придорожных кафе.