Почему в мире принято «показывать» стране семью президента? Наверное, это все-таки тоже характеризует его, как человека?
В прошлый раз я уже немного рассказала о том, как жили Ельцины в Свердловске.
Молодая жена чувствовала себя за мужем, как за каменной стеной. Но не работать ей и в голову не приходило. Она строит собственную карьеру в НИИ «Союзводоканалпроект». На ней весь дом: воспитание детей, уборка, готовка, магазины. Все успевала. И не понимала, разве может быть по-другому?
Борис стремительно двигался по карьерной лестнице. Каждая новая должность мужа – новый груз ответственности. В ноябре 1976 года Наина Иосифовна стала женой первого секретаря Свердловского обкома партии. Теперь вместе с мужем ей приходилось присутствовать на разных мероприятиях и соответствовать его высокому статусу.
О том, как в эпоху тотального дефицита было непросто одеться молодой женщине, я тоже уже писала .
Кроме этого, Наина Иосифовна научилась готовить по собственным рецептам. Из того немногого, что было в магазинах, готовила быстро и вкусно. Её фирменные десерты – творожное печенье, черёмуховый торт, эклеры и сегодня можно попробовать в кафе «1991».
Борис Николаевич любил пельмени и жареную картошку. Чтобы побаловать мужа, мясо на пельмени Наина Иосифовна покупала на рынке. При Ельцине Свердловская область в течение десяти лет была лучшей в стране. Сюда за продуктами приезжали из соседних областей. Борис Николаевич инициировал проведение продовольственных «ярмарок выходного дня» (эту традицию он увез с собой в Москву), при нем начали активно строиться птицефабрики. (Рассказывают, что забота о том, как накормить людей, не оставляла Ельцина на протяжении всей карьеры. А когда он впервые зашел в продуктовый магазин в Америке, он был шокирован, и увидеть такие магазины в России стало его мечтой).
Борис Николаевич всегда был энергичен и вызывающе аккуратен. Брюки и рубашки Наина Ельцина гладила только сама. И даже будучи первой леди, утюжок возила всегда с собой, гладить никому не доверяла.
В дела мужа она не вмешивалась. «Дома мы никогда о работе не говорили. Он так постановил еще в Свердловске. Так и в Москве продолжалось. Но если он и не говорил ничего, я все равно по его глазам, по настроению чувствовала: или у него что-то хорошее случилось на работе, или что-то не в порядке. Но не расспрашивала, не выпытывала. Скажет - скажет, всегда помогу, поддержу. Он об этом всегда знал», - говорила Ельцина.
Может быть поэтому на одной из встреч со студентами на вопрос о женском идеале ответил, не колеблясь: «Может быть, я старомоден, но идеал женщины – моя жена!»
Он постоянно был очень занят, но Новый год и 8 Марта всегда отмечал. Кроме того, 8 Марта – это прелюдия ко дню её рождения 14 марта.
Муж не просто преподносил подарок – он, как артистическая натура, превращал это в яркое шоу. Как-то вернулся домой поздно. Гости уже сидели за столом. Борис вбежал в распахнутом пальто и стал, как фокусник, доставать из карманов разные отрезы шёлка. Ткань на платье была в дефиците. Он любил делать подарки: украшения, сумочки, палантины, платья, туфли. И всегда угадывал с размером, как в первый раз, когда, выстояв многочасовую очередь, подарил ей бежевые туфли-лодочки.
Рамзия Султановна* во время экскурсии рассказала, как однажды, в канун 8 Марта, друзья привезли с Севера судака и муксуна. Борис Николаевич выгнал всех из кухни, и по рецепту из «Книги о вкусной и здоровой пище» начал «колдовать» над гостинцами. Возился несколько часов, но к приходу гостей фаршированную рыбу подали на стол.
Как бы много не работал Борис Николаевич, неизменной оставалась в семье традиция воскресных обедов. Сначала за одним столом собирались четыре человека. Потом дочери вышли замуж, у них появились свои дети. Пока Борис Николаевич был президентом, все жили вместе. Наина Иосифовна обед готовила сама, заказы из Кремля семье Ельциных доставляли лишь во время больших и почти официальных приёмов.
Ельцины всегда отдыхали вместе. Оба любили Кисловодск. Как-то Борис позвонил с работы: «Едем в отпуск! На сборы три часа». Наина Иосифовна бросилась домой. Видит, муж у пустого чемодана. В одной руке – носок, в другой – галстук. Наспех собрались. Прилетели. В санатории открыли чемодан, а там два чёрных ботинка на одну ногу.
Многое о семейной жизни рассказала Наина Иосифовна в своих книгах. О первой из них она говорила: «Поначалу я сомневалась в том, насколько нужна моя книга. Я наговаривала ее для семьи, внуков, правнуков. Но потом поняла, что книга нужна. Я рассказывала в книге о личной жизни, а это история нашей страны: мы полвека прожили в Советском Союзе и больше 25-ти лет в новой России. Молодежи интересен сам уклад жизни, который был раньше: как учились, детей рожали, что было в магазинах, как все происходило на самом деле. О прошлом же мы вспоминаем с легкостью, потому что в прошлом была наша молодость».
И еще одна цитата: «Хотя я никогда не чувствовала себя женой президента, понимаю, что почти десять лет находилась рядом с человеком, который по должности отвечал за огромную и очень непростую страну на переломе эпох. Мне пришлось видеть многое из того, что имело важное значение для новой России, с очень близкого расстояния. Так уж получилось – моя личная жизнь стала частью истории» (из книги «Личная жизнь»).
*Есть в Музее Б.Н.Ельцина замечательный экскурсовод, научный сотрудник музея Рамзия Галеева. Широчайшая эрудиция, погруженность в тематику, любовь к своему делу - все это делает ее экскурсии необыкновенно интересными и запоминающимися. Написать в своем канале о женском счастьи Наины Ельциной я задумала именно после рассказов Рамзии Султановны. Многое я использовала при подготовке этого материала.