Найти в Дзене
namugy

Кто и почему пишет иконы?

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами. Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в техникеэнкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»). Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение. + Канон – это своеобразный стержень, позволяющий, наряду, с постоянным изменением понятия о красоте, свидетельствовать об истине.  Потому что икона это не произведение отдельного человека-художника.

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами.

Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в техникеэнкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение.

+

Канон – это своеобразный стержень, позволяющий, наряду, с постоянным изменением понятия о красоте, свидетельствовать об истине. 

Потому что икона это не произведение отдельного человека-художника. 

"Творцы икон – это святые отца, а художнику надлежит исполнение." 

Это не значит, что художник - это просто безропотный исполнитель, он - "выразитель общего мировоззрения, упакованного в эстетические формы". 

Иконопись «Икона» в переводе с греческого значит «образ».

Название: икона Владимирской Богоматери. На ней изображена дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Время: XII век

Место: Константинополь —> Владимир —> Москва (Третьяковская галерея)

• Каноны:

1. Наличие золотистого фона, который олицетворяет божественное

присутствие. Это цвет солнца, которое вверху, там, где находится рай и бог. Реже можно встретить иконы с голубым фоном, который также символизирует присутствие Бога. Голубой цвет – цвет неба, горний мир. Такого цвета фон можно встретить, например, когда смотришь на икону святых Сергия и Вакха. Символика цвета: дева Мария всегда в красном

 

одеянии. Красный – цвет крови её сына Иисуса, которую тот прольёт на кресте. Иисус встречается в одежде двух цветов: золотистого (Божественный цвет) или белого (цвет чистоты, целомудрия, непорочности).

2. Центральное расположение фигуры. Нимб – признак святости. На иконе Владимирской Богоматери он стерся.

3. Отсутствие эмоций, беспристрастность, безэмоциональность. Лица не выражают никаких эмоций. Однако это не признак безразличия, а подавление эмоций. Легкая грусть – единственная допустимая эмоция. Легкая полуулыбка – ещё одна эмоция, которая позволительна только деве Марии.

4. Худое и даже немного измождённое лицо. Длинный нереалистичный нос, тонкие губы, длинные пальцы и так далее. Субтильные анорексичные лица и тела. Это и есть изображение аскетизма – отсутствия еды, вина, сна и так далее (худоба, усталость). Главное душа, а не тело. В искусстве был исключён всякий эротизм. Если говорилось о любви, то только о платонической.

5. Диспропорциональность частей тела и черт лица как следствие элементарного неумения художников писать из-за отсутствия художественных школ.

6. Плоскостное изображение, отсутствие объема и перспективы.

• Зачем нужны такие строгие каноны?

1. В религиозном искусстве это обязательное условие. Чтобы у всех

верующих было примерно одинаковое представление о том, как

выглядел Иисус (совсем грубо говоря).

2. В светском искусстве канон скорее вреден.

• Икона бывает

1. Сюжетная (сцена из Священного писания). Например, икона XIV века

Благовещение.

-2

2. Портретная

Икона святые Сергий и Вакх

-3

Существует церковное предание, говорящее о том, что первым иконописцем в христианской истории стал Евангелист и Апостол Лука, написавший первый образ Пресвятой Богородицы. Среди бесчисленных икон, написанных за две тысячи лет некоторые стали эталоном, высокими образцами для подражания последующих поколений. Среди многих и многих мастеров, трудившихся на донном поприще, лишь несколько иконописцев сподобились остаться в искусстве Церкви и с истории мирового искусства яркими звёздами, освещающими путь своим последователям. Самые известные иконописцы в истории будут рассмотрены нами в данной статье.

Евангелист Лука родился в Антиохии в греческой семье, он не был иудеем. Апостол Лука был в непосредственном окружении Господа Иисуса Христа, по преданию являлся свидетелем Распятия Господа. Евангелист Лука записал одну из четырёх канонических книг Евангелия и книгу деяний апостольских, являлся горячим проповедником слова Божия. Апостолу приписывается икона, именуемая «Владимирская». Существуют предположения, что иконы Богородицы «Тихвинская» и «Смоленская» также написаны св.Лукой. 

Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.

Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.