Смотря по государственным телеканалам эфиры с фронта, обращаю внимание, что в кадрах в основном мелькают современные образцы вооружения, хорошо экипированные российские солдаты на новых Т-90 и БМД-4. В телеграм - каналах же мы видим еле дышащие БТР-70, Т-72 и хрипящие от усталости МТЛБ.
Я не буду утверждать, что в таком состоянии находится вся Российская техника, я этого не знаю. Я хочу рассказать историю о том, как я служил механиком - водителем БМП-2 в рядах Вооружённых Сил России, а выводы сделайте сами.
Я служил 13 лет назад в 201 мотострелковой дивизии(ныне 201 военная база) в Республике Таджикистан, в 149 гвардейском полку, который дислоцировался в городе Куляб на юге республики). Это одно из немногих крупных строевых подразделений, которые располагаются за границами Российской Федерации.
Прибыл я туда из одной из учебок под Екатеринбургом, где я проходил обучение на командира отделения АГС(Автоматический гранатомёт). По прибытии в полк, меня определили в мотострелковую роту на должность механика - водителя БМП(боевой машины пехоты), что очень нерационально, ведь в составе моего батальона был взвод АГС-17, который в свою очередь укомплектовали парнями из артиллерийской учебки (В составе полка артиллерийская батарея тоже была, кем укомплектовали её, я не знаю, возможно танкистами :) ).
Нужно отдать должное руководству полка, боевой подготовке уделяли огромное внимание, из полутора лет службы половину года я провёл на полигонах. Регулярно выезжали на стрельбы, и тактические учения различной сложности. Умели и знали практически всё. После армии, когда друзья говорили мне, что за всё время службы они стреляли всего один раз из АК, я не верил им, ведь мы стреляли из всего, чего только можно, и не реже двух раз в неделю. Один раз выезжали в горы на целый месяц, неоднократно выезжали на неделю.
Если к боевой подготовке личного состава претензий не было, то к материально-техническому обеспечению их было огромное множество. Особенно плачевно дела обстояли с состоянием техники.
Парк нашей роты состоял из 11ти БМП-2, 1984-1989 годов, которые остались в полку ещё со времён Афганской войны. Из 11 машин условно на ходу было 8. 3 машины заводились раз в 3 месяца, проехать самостоятельно хотя бы 1 км. они были не в состоянии.
Если вы думаете, что ремонтом и обслуживанием техники занимались специально обученные люди, вы заблуждаетесь. Машины ремонтировались силами механиков - водителей и наводчиков во главе с прапорщиком, которые проводили в парке всё свободное время. В составе полка был батальон материального обеспечения, который теоретически и должен заниматься ремонтом, однако они всегда были заняты ремонтом своей техники, времени на нас у них никогда не было. Все наши силы уходили только на то, что бы поддерживать машины в более-менее рабочем состоянии, однако каждый выход в поля становился невероятным испытанием для нас всех.
Стабилизаторы (Электрические механизмы, предназначенные для поворота башни, и наведения на цель при помощи пульта управления) работали только на двух машинах, и на тех регулярно выходили из строя. Это означало, что чтобы повернуть башню, нужно было крутить ручной привод, который представлял из себя что-то похожее на ручку мясорубки. Чтобы повернуть башню на 180 градусов, пришлось бы крутить его минуты две.
Прапорщик-зампотех (Хоть убейте я уже не вспомню, как его звали) страдал болезнью, распространенной среди прапорщиков. Из синей ямы он практически не вылезал, частенько не выходил на службу, и присылал с дежурными распоряжения вроде "отрегулируйте ТНВД на 516й".
Что для меня, человека, который никогда не имел опыта взаимодействия с техникой значило это сообщение? Пустой звук, в начале службы я не мог отличить двигатель от коробки передач:). В Роте были пара парней, которые разбирались в технике, с ними с горем пополам получалось сделать хоть что-то, но качественным такой ремонт назвать было сложно.
Особые проблемы доставляли аккумуляторы на технике. Когда наступала зима, и температура воздуха опускалась ниже 0 градусов, приходилось каждый вечер таскать 22 аккумулятора в казарму, а утром уносить обратно, учитывая, что до казармы было не меньше километра, что и говорить, зиму мы не любили :).
Еще больше мы ненавидели выезды в горы, технику готовили за неделю до выезда, и всё равно, не было ни одного случая, когда вся техника доходила до полигона своим ходом, обычно часть машин дотаскивали на буксире.
Хочу обратить внимание читателей на то, что полк, в котором я служил - это часть повышенной боевой готовности, находящаяся на территории чужого государства, а не какая-нибудь учебная часть в глубинке.
Неделю назад я списывался со своим сослуживцем, который остался в армии по контракту. В настоящий момент он находится на Украине в рамках "Спецоперации". По его словам они служат на той же технике, которая стояла в нашем парке 13 лет назад. И я не представляю, как можно выполнять боевые задачи на машинах, которые не способны пройти полсотни километров своим ходом. Я допускаю, что во многих "элитных" частях есть новая техника, но, как видите, не у всех.
Если Вам понравилась статья, нажмите "Подписаться", для меня это очень важно.