Найти тему
Яндекс.Кью

Можно ли сдерживать рост мегаполисов за счёт рождения новых городов?

Отвечает архитектурный критик, преподаватель Школы МАРШ, эксперт Кью в теме «Архитектура» Александр Острогорский:

«Можно и нужно, но очень трудно. Потому что против экономики и демографии играть тяжело.

В каком-то смысле именно с этого вопроса началась современная градостроительная мысль. В XIX веке крупные города выросли в 2-4 раза. Это был ошеломительный процесс, который привел к большому количеству проблем с точки зрения здоровья, преступности, социальной напряженности. Одной из первых урбанисты обсуждали идею контролировать рост городов с помощью создания небольших поселений рядом с ними.

При этом рост населения крупных городов был вызван тем, что ни сельское хозяйство, ни заводы-фабрики с рабочими поселками не могли вместить всех, кто рождался. Работу можно было найти только в городе, где был развит средний класс, торговля и сфера услуг, где были нужны тысячи клерков, продавцов, слуг, чернорабочих. А те, кому не удавалось закрепиться в таких областях, могли поддерживать свое существование, занимаясь преступностью (см. Гюго и Диккенса).

Возможности физического расширения городов ограничивались транспортом: автобусы, трамваи, железные дороги развивались медленно и долго были довольно дорогими. Такое явление как «спальный район» (где люди только спят, а на работу едут куда-то еще) может существовать только в городе с хорошим и доступным общественным транспортом или большим количеством автомобилей. В результате росла плотность — больше людей на прежнее количество домов и квадратных метров.

Когда эта проблема была снята развитием транспорта и государственным субсидированием (которое было распространено много где, не только в СССР), возникли реальные возможности. Пионерами здесь были англичане. В весьма знаменитом плане Патрика Аберкромби для Большого Лондона (1944) предусматривалось создание нескольких колец, ограничивающих рост города, включая зеленое кольцо, которое становилось буфером между старым городом и новыми/старыми городами-спутниками. Но надо сказать, что после войны "новыми городами" увлекались везде.

План Аберкромби (1944). Обратите внимание на зеленый пояс и красные точки — новые города
План Аберкромби (1944). Обратите внимание на зеленый пояс и красные точки — новые города

В Москве тоже была идея такого кольца. В какой-то момент она обрела форму МКАДа, которая строилась с середины 50-х годов и рассматривалась как рубеж городского роста. В качестве одного из первых городов-спутников рассматривался Зеленоград.

-3

Его история крайне занимательна: Зеленоград был придуман как рабочий город, соединенный с Москвой уже построенной железной дорогой. Довольно неожиданно возникла идея сделать из него не просто город-спутник, а научный город, посвященный радиоэлектронике. Это сразу изменило ситуацию: теперь Зеленоград должен был принять не избытки московского населения, а ученых со всей страны.

Более того, в Зеленограде была своя система снабжения, и попасть туда было так же привлекательно, как попасть в Москву. Однако возможно это было только через институт МИЭТ или через научные лаборатории.

Москва, тем не менее, продолжала расти и оставалась привлекательной, несмотря даже на такое ограничение, как прописка. Точнее, прописка в Москве использовалась как инструмент получения лояльности в условиях экономики дефицита. МКАД перестал быть запретным рубежом, кажется, уже в 80-х: требовалось расселять старый фонд, растущей экономике требовались новые жители.

Когда прописка была отменена, и город стал пытаться зарабатывать на продаже земли девелоперам, процесс роста уже никак нельзя было остановить. В результате и Зеленоград стал превращаться в обычный район Москвы, и Подмосковье быстро застроилось новыми кварталами, не важно, с какой пропиской — московской или, допустим, балашихинской.

А что же Лондон? В той или иной степени план Аберкромби сработал. Но он имел и другое последствие, которое сейчас очень беспокоит англичан: безумный рост стоимости недвижимости. Потому что когда спрос продолжает расти — город остается привлекательным, теперь уже не только для англичан, но и для всего мира, — а предложение ограничено, цены растут».

Больше интересных материалов и дискуссий о том, что происходит в архитектуре сегодня — в сообществе экспертов «Архитектура, город, люди» на Яндекс Кью. Присоединяйтесь, пишите о том, в чем разбираетесь, и находите единомышленников среди коллег и специалистов из смежных сфер.