Евросоюзу следует забыть о санкциях — от них больше вреда, чем пользы, считает лучший, на мой взгляд обозреватель британской леволиберальной газеты "Гардиан" Саймон Дженкинс. Этому посвящена его вчерашняя колонка.
Они вовсе не вынуждают Россию покинуть Украину, они причиняют большие страдания во всем мире, поскольку цены на продукты питания и энергоносители стремительно растут.
Этой зимой шесть миллионов домохозяйств в Великобритании, как и многие потребители по всей Европе, столкнутся с возможностью отключения электричества утром и вечером для сохранения санкций против России. И это несмотря на то, что Европа вкладывает в Россию около миллиарда долларов в день, чтобы заплатить за газ и нефть, которые она продолжает потреблять. Это кажется безумием. Предложения ЕС о прекращении платежей по понятным причинам встречают сопротивление со стороны стран, близких к России и сильно зависящих от ее ископаемого топлива; Германия покупает 12% своей нефти и 35% своего газа у России, а в Венгрии их об'емы намного больше.
ЕС в Брюсселе, похоже, не знает, что делать. Был достигнут дипломатический компромисс — освобождение от санкций в отношении импорта нефти по трубопроводу, что пощадит Венгрию и Германию, — но никакого практического плана согласовано не было. Настоящая причина в том, что споры о санкционном оружии свелись к брутальной риторике. Они должны побудить иностранный режим изменить неприемлемую политику. Это случается редко, если вообще когда-либо, а в случае с Россией это явно провалилось. Апологеты теперь заявляют, что санкции — это всего лишь сдерживающий фактор, предназначенный для работы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поскольку война на Украине переходит на пониженную скорость, этот срок может и в самом деле оказаться долгим.
Санкции, возможно, нанесли ущерб кредитоспособности России, но зато 70-процентный скачок мировых цен на газ увеличил ее платежный баланс. Его положительное сальдо торгового счета по текущим операциям, по данным ее Центрального банка, в настоящее время более чем в три раза превышает уровень до вторжения. В то же время санкции явно наносят ущерб странам Западной и Центральной Европы, которые их вводят.
Абсурдно ожидать, что Венгрия станет морить себя энергетическим голодом и, как она говорит, согласится «разбомбить» свою экономику без какой-либо определенной цели или графика. Санкции имеют ужасную привычку с трудом поддаваться демонтажу. Худшее еще впереди. Реакция России на санкции заключалась в угрозе перекрыть подачу газа в Европу, что еще больше повысило цены в ее пользу. Она уже блокирует черноморские порты, откуда обычно отправляются во внешний мир миллионы тонн украинского зерна. Эта блокада привела к росту цен на зерновые на 48% по сравнению с уровнем 2019 года, что привело к разрушительным последствиям для рынков, особенно в Африке. Это, в свою очередь, увеличило стоимость крупного российского экспорта зерна. Россия предложила снять блокаду, если санкции будут сняты. Стоит ли это делать, вопрос спорный, но Запад не может закрывать глаза на непреднамеренные последствия своей санкционной войны.
НАТО проявляло разумную щепетильность, не допуская эскалации войны на Украине до масштабов общеевропейского конфликта. Санкции не знают такой тонкости. Миллионы невинных людей по всей Европе и вдали от ее берегов пострадают из-за резкого роста цен на продовольствие и энергию. Линии снабжения нарушены. Торговые связи рушатся. Жертвами в основном становятся бедняки.
Цель — заставить Россию вывести свои войска с Украины — явно не достигнута. Военная помощь в этом отношении оказалась гораздо более эффективной. Но вред, нанесенный остальной Европе и внешнему миру, теперь вопиющий. ЕС должен продолжать помогать Украине в военных действиях и снимать экономические санкции против России. Они саморазрушительны и бессмысленно жестоки.
© Перевод с английского Александра Жабского.