Найти тему
Семён Некрасов

Дом Германского посольства. Часть II. Внутри и снаружи

Продолжая начатый разговор о бывшем доме Германского посольства на Исаакиевской площади стоит отдельную статью посвятить его архитектуре и интерьерам. Сегодня здесь располагается Министерство юстиций РФ - почти режимный объект, куда сложно попасть, но ваш непокорный слуга смог очутиться внутри.

В 1911-1913 годах здание проектирует ведущий немецкий архитектор Петер Беренс. Управлять возведением здания в России отправляется молодой ученик Беренса - Людвиг Мис ван дер Рое, ставший впоследствии звездой мировой архитектуры.

-2

Облик здания возвеличивал и символизировал нордическую мощь Германии начала ХХ века. Для этих целей закономерно был выбран неоклассический стиль, так гармонично дополняющий Петербург, где большая часть домов тяготеет к величественной и спокойной классике форм. Трёхэтажное здание с парадными интерьерами в высоких залах второго этажа облицовано мощными плитами темно-красного шведского гранита, обработанными в скальной и мелкоточечной фактурах. Центральный портал с увесистой колоннадой, смещенной вправо, первоначально венчала скульптурная группа «Диоскуры» Э. Энке. Она представляла собой двух обнаженных мужчин с германскими щитами, ведущих под уздцы двух коней. В ходе анти-германских погромов скульптуру сбили с крыши

Участок, отведенный под застройку имел неправильную четырехугольную форму, главным недостатком которой был острый угол выходящий на перекрёсток Большой Морской улицы и Исаакиевского сквера:

-3

Как спроектировать угол здания на подобном участке? Можно вторить примеру Ф.Лидваля, который в это же время возводит "Асторию" напротив. Или, подобно углу Главного штаба К.России создать ещё один острый угол в петербургской архитектуре. Беренс идёт своим путём. Он сдвигает главный фасад с колоннами в сторону Исаакиевского собора, где фасад продолжает линию и высоту предыдущего дома, а угловую стену отводит от красной линии портика посольства, разворачивая её к дому №44.

На самом фасаде стоит приглядеться к фактуре камня. Пилястры обработаны ровно, а вот камни между ними наоборот сохраняют природную грубость. С одной стороны - материал везде одинаковый, с другой - благодаря различию фактур создаётся выразительный образ вблизи, а издалека здание не теряет своей монументальной цельности. Есть и совсем незаметные делали обработки, как например срезанные углы центральных камней по бокам оконных проемов.

-5

Ещё одно воплощение элегантного и практичного немецкого сознания - спрятанные металлические трубы водостока. На петербургских фасадах они часто уродуют облик здания, а здесь они скрыты за портиком и не видны глазу зрителя

-6

Теперь наконец-то проникаем внутрь:

В центральном холле нас встречает широкая мраморная лестница, ведущая на второй парадный этаж. Перед окнами в пол, открывающими вид на внутренний двор, покоятся скульптуры Диоскуров. Тех самых, которых, по преданию, скинули с крыши и утопили в ближайшей реке во время анти-германских погромов. Разумеется, это не оригинальные скульптуры, а лишь копии чуть меньшего масштаба. Долгое время, деятели культуры Санкт-Петербурга говорили о необходимости воссоздания скульптурной группы, в Академии художеств создали макеты. В итоге решили, что вид современной Исаакиевской площади уже устоялся в восприятии горожан и возвращать их на историческое место нет смысла. Так они и очутились здесь.

За окнами вид на дворик и ныне неработающий маленький фонтанчик

Поднимаемся выше:

Изящные и лаконичные перила лестницы дошли до наших дней в первозданном виде. Рельефы интерьерного фриза с мальчиками путти и осветительные приборы также были бережно отреставрированы

Разумеется, в любом госучреждении РФ обязательно должен быть халтурно оформленный стенд с конкурсом детских рисунков:

-12

Заходим в первый парадный (тронный) зал:

В первую очередь внимание притягивает форма и композиция люстр. Они подняты под самый потолок и напоминают кессоны. На втором фото видно, что углы квадратов потолка точно попадают в стыки линий паркета, на каждой грани которого ровно в два раза больше квадратов. Такую строгость, изящность и торжественность сложно найти где-либо ещё.

Тщательно отреставрированные детали
Тщательно отреставрированные детали

Проходим между двух огромных колонн тронного зала и попадаем в следующее помещение второй приёмной:

Это помещение самое впечатляющее в посольстве. Дорогие материалы интерьера не режут глаз, а гордо и спокойно демонстрируют германскую мощь. В медальонах на деревянных стенах расположены профили германских королей. На фризе, опоясывающем весь периметр комнаты, торжественно покоятся орлы. Самая роскошная часть приёмной - потолок:

 Потолок Второй приёмной
Потолок Второй приёмной

Подобного орнамента не найти в Петербурге. Центральный плафон также опоясывают орлы. В центре, как мне думается, была люстра. Причём, если посмотреть на современные и исторические фото потолков здания, невозможно различить электрическую проводку. Уже в 1911 году в стены и потолки посольства, оснащенного по последнему слову техники, были вмонтированы электрические провода.

В советское время пространство между колоннами не было перекрыто стеной и дверным проёмом:

Вторая приемная. 1922–1941 гг.
Вторая приемная. 1922–1941 гг.

Помещения приёмный находятся в анфиладе второго этажа, идущей вдоль Исаакиевской площади. Так проходные парадные залы смотрятся из крайней, третьей приёмной:

Анфилада приёмных. Вид из третьей приёмной на вторую приёмную. Начало ХХ века.
Анфилада приёмных. Вид из третьей приёмной на вторую приёмную. Начало ХХ века.

А вот исторические фотографии третьей приёмной:

Сейчас в это помещение мне попасть не удалось

Просто сравните её величественный, но спокойный интерьер с видом гостиной в доме германского посольства, который стоял на этом месте до 1911 года и был оформлен в стиле эклектики в 1870-х годах. 40 лет культурных изменений на лицо:

1891-1900 гг. Гостиная в доме Германского посольства
1891-1900 гг. Гостиная в доме Германского посольства

Открываем правую дверь Второй приёмной и попадаем в следующее помещение Первой приёмной. Его исторических фотографий найти не удалось. Сегодня оно выглядит так:

Современная блёклая офисная мебель, конечно, мешает восприятию, но неплохая реставрация помогает мысленно вообразить было великолепие этого зала. Видимо, по сравнению с янтарной второй приёмной и модерновой третьей - эта была самой спокойная, для более камерных переговоров.

Выходим из анфилады в коридор, ведущий к канцелярии, и видим на мраморном полу чудом сохранившийся остаток оригинального пола. Ищем фотографию этого места.... Бинго, вот оно:

Двери попытались восстановить по образу и подобию оригинала. Сегодня для полного счастья им не хватает только исторической фурнитуры. А вот от рукомойника уже ничего не осталось.

Идем по коридорам:

-23

Попадем в парадную прихожую перед главным кабинетом посольства:

Из окон открывается вид на внутренний двор, который так и хочется совместить с фотографией строительства посольства:

Другие, менее парадные помещения, сегодня занимают кабинеты Министерства юстиций. Особенно много офисных помещений на первом этаже, где от исторических интерьеров почти ничего не осталось.

Да, крайне поразительная судьба у этого здания. Его строили ведущие мировые архитекторы, оно пережило ужаснейший разгром и последующий пожар, а сегодня прошло тщательную реставрацию

В советское время после погрома посольство полностью восстановили к 1922 году, однако тогда в интерьерах почти не осталось оригинальных деталей и современное величие приходилось воссоздавать по крупицам

1922 год. Ремонт Германского посольства
1922 год. Ремонт Германского посольства

#пишетсёма #спб #ленинград #история #архитектура #посольство #погром #интерьеры #германия #экскурсии