История – удивительная вещь. Часто за событиями, которые кажутся нам вполне логичными и понятными, скрывается весьма глубокий контекст, отнюдь не очевидный при первом знакомстве с ним. Битва при Ватерлоо навсегда останется примером «английского триумфа» и никому, кроме профильных историков уже не интересно, что англичан-то там было, дай Бог тысяч 12 из 70 (а концу сражения и всех 120). Сюда же можно отнести и Ледовое побоище с его «засадным полком» и «тонущими немцами» и Куликово поле, где вообще наворотили с три короба, пусть и не со зла.
Сегодня хотелось бы сделать краткий пересказ одного очееень длинного лонгрида из ЖЖ (за наводку на него спасибо патриарху Картавому), который показался мне весьма любопытным, так как сам никогда всерьез не задумывался над разбираемыми там вопросами. Ссылка на ЖЖ будет в конце, если кому-то захочется ознакомиться со всей статье подробнее.
Речь пойдет о восстании Спартака. Думаю, что большинство в общих чертах в курсе данной истории: восстание рабов, попытка вернуться на Родину, первоначальные победы над римлянами и героическая смерть. Ну и как же без легендарной сцены «Я Спартак!» с Кирком Дугласом. Я сам всегда воспринимал это восстание в, если так можно выразиться, марксистском контексте. Мол, угнетенные массы подняли революцию и вершили праведную месть, но мальца не подфартило, ну и их всех там и убили нахуй. Вроде все логично же. Рабов в Риме дохуя, гладиаторы тоже были. В самом деле, чего бы и не восстать-то?
Но, как во всякой хорошей истории, здесь возникает слишком много этих самых «но». Отдельно хочу подчеркнуть, что опираться будем исключительно на сохранившиеся источники. Никаких «пришельцев с Нибиру» и прочей фоменковщины. Так что, пожалуй, начнем.
Одной из главных загадок для историков является поразительная боеспособность армии Спартака. То есть, если верить, так сказать «официальной версии», то армия, составленная из рабов (большая часть которых не была гладиаторами) на протяжении почти трех лет кошмарила Рим в самом его центре, разбив 2 (!) консульские армии. Это даже звучит, как полная чушь. Да, сам Спартак вполне мог оказаться талантливым полководцем, вот так сошлись звезды. Он умело маневрировал, наладил снабжении армии, договорился с какими-то региональными центрами, тренировал своих бойцов и проделывал прочие стандартные армейские штуки. Но для победы над лучшей армией своего времени он должен был обладать хотя бы приблизительно сравнимым с Римской армией ресурсом. Являлись ли таким ресурсом гладиаторы, которых в войске Спартака не могло быть много? Разумеется, нет. Гладиатор – это боец одиночка. К тому же это были рабы буквально со всей территории Римской империи. Люди разной культуры и, что особенно важно, языка. Составить из них боеспособное подразделение, конечно, возможно. Этакую преторианскую гвардию для бедных, но подготовить целую армию, которая будет примерно сравнима с Римской? Уверен, что нет. Тут посмею украсть одну цитату: «Железная аксиома I века до н.э. состоит в том, что противостоять регулярной римской армии в правильном сражении и в привычной для римлян местности была способна только… регулярная римская армия. То есть, армия, состоящая из уроженцев Италии и вымуштрованная на римский манер. Исключения были, но именно единичные исключения». Напомню, что Спартак сумел разбить в открытых полевых сражениях 2 консульские и 1 проконсульскую армию, а также весьма умело сопротивлялся Крассу, попив у последнего немало крови. Сделать это без хотя бы примерно сравнимого по качеству людского ресурса было просто невозможно.
Разберем состав армии Спартака. На кого он мог опереться? Очевидно, что изначальный костяк – это те самые гладиаторы из школы в Капуе. Затем идут рабы из разоренных поместий, которые Спартак грабил в начале своего восстания. Также были различные сельские жители, не довольные римской властью (Аппиан сообщает: «принял в состав шайки многих беглых рабов и кое-кого из сельских свободных рабочих») и городские рабы, упоминаемые при разграблении городов («многие местные рабы, естественные союзники беглых, тащили добро, спрятанное их господами, и самих их вытаскивали из потаенных мест»). Согласитесь, что на боеспособный контингент не очень похоже? Значит должна быть еще какая-то сила, которая и позволила Спартаку начать де-факто тотальную войну против Рима. И с огромной долей вероятности можно сказать, что эта сила – бывшие римские легионеры. О них есть косвенное упоминание у того же Аппиана, когда он рассказывает об изменении планов Спартака, снова повернувшего на Юг: «Он приказал сжечь весь лишний обоз, убить всех пленных и перерезать вьючный скот, чтобы идти налегке. Перебежчиков, во множестве приходивших к нему, Спартак не принимал». Вряд ли перебежчики во множестве приходили к Спартаку, если бы не были уверены, что их не примут и не убьют. Значит какое-то количество этих «перебежчиков» уже было в армии Спартака. Вопрос почему именно сейчас Спартак не принимал их – это уже другой разговор (проблемы с продовольствием, сомнение в их верности и так далее), важно, что в армии Спартака эти самые «перебежчики» были.
Взялись «перебежчики» из многочисленных гражданских войн, что сотрясали республику, начиная с 90 г. до н.э., когда италики (фактически – все жители Апеннинского полуострова, кроме самих римлян) восстали против центральной власти. По итогу большая часть италиков де-юре получила римское гражданство, но де-факто осталась лишена возможности активно участвовать в политической жизни республики. Разумеется, все это не могло закончится одной гражданской войной, и вскоре на полуострове начался очередной пиздорез. Незадолго до восстания Спартака там и диктатор Сулла успел отметиться (да, знаменитые «проскрипции» - это его рук дело). Сулла успел сделать еще одно «важное» дело – выгнал с родной земли кучу италиков, чтобы расселить на ней своих ветеранов. Собственно говоря, самому восстанию Спартака предшествовала очередная гражданская война, в ходе которой, например, такие этносы как этруски и самниты просто физически перестали существовать. Началась она в 77 г. до н.э., когда один из римских консулов – Марк Эмилий Лепид поднял восстание против сената. Опирался он как раз на италиков, которые давно имели зуб на Суллу и мечтали вернуть свои земли. Лепид в итоге был разбит Помпеем, но часть его войск сумела уйти в Испанию к Серторию, а часть должна была рассеяться где-то на Апеннинах. И вот это-то часть, скорей всего, и стала тем костяком, вокруг которого Спартак собирал свою армию, так как они прошли горнило гражданской войны и являлись полноценными римскими легионерами, пусть и италийского происхождения.
Вторым важным косвенным доказательством тезиса о «римском ядре» в армии Спартака является его политика на занятых территориях. Нам ничего неизвестно о каком-то повальном мародерстве и грабежах, со стороны спартаковцев. Чего, очевидно, стоило ожидать, если речь идет про армию, составленную из бывших рабов, которые имеют зуб на своих бывших хозяев. Единственный современник восстания Салюстий упоминает только один такой эпизод – разграбление города Форум Анния (да и то вопреки воли Спартака). Причем этот период римской истории задокументирован достаточно хорошо и, если бы погромы спартаковцев действительно носили массовый характер, то сведения об этом должны были сохраниться. Напротив, тот же Апиан отмечает, что Спартак взаимодействовал с местным населением: «Спартак занял горы вокруг Фурий и сам город. Он запретил купцам, торговавшим с его людьми, вывозить золотые и серебряные вещи, а своим - принимать их. Мятежники покупали только железо и медь за дорогую цену». Да и возвращение армии Спартака на юг Апеннинского полуострова, после похода на север, свидетельствует о том, что там можно было содержать армию. В случае повальных грабежей и «продразверстки», там просто не нашлось бы продовольствия для 40-50 тыс. человек.
Наконец, большие вопросы возникают с движением армии Спартака. Эти его постоянные маневры: поход на север, потом разворот на юг, якобы попытка уплыть через киликийских пиратов и так далее. Слишком много вопросов, если отталкиваться от версии, что Спартак просто хотел «вернуть рабов домой», о чем писал Плутарх. Все это можно было успешно сделать еще на самой ранней стадии восстания, когда у Спартака под рукой не было и 1000 человек.
Так что фактически восстание Спартака представляло из себя очередную гражданскую войну, которые за последние 25 лет активно вспыхивали в Римской республики и костяком данного восстания, скорей всего, были отнюдь не рабы и гладиаторы, а сами римские граждане, пусть и получившие сей статус не так давно. Если вам зашел этот краткий пересказ, то советую заценить оригинальный пост. Там много интересных рассуждений о причинах восстания и того "кто же в действительности за ним стоял?".
P.S. На картинке романтизируемое представления об армии Спартака от великолепного Джузеппе Равы
Автор - Егор Филин #филинкат
https://culturgy.livejournal.com/595.html - ссылочка на ЖЖ
https://t.me/amphetamineraccon - ТГ-канал автора.