Итак, в первой части мы установили, что современное индустриальное (постиндустриальное) общество вполне могло бы уже сейчас удовлетворить все первостепенные потребности всех людей и тем самым высвободить энергию индивидов и направить ее "в еще неведомое царство свободы по ту сторону необходимости". Но оно действует противоположным образом – не гарантирует базовые, а создает по нарастающей невынужденные потребности, монополия на удовлетворение которых становится основанием власти.
Перед мыслящим человеком в одномерном обществе (обществе потребления) стоит двоякая задача – сохранить осмысленность собственного существования и эффективно противостоять Системе в социально-политической сфере.
Решение проблемы личности Маркузе трактует в одном ключе с экзистенциалистами – для сохранения самого себя необходимо философски осмыслить реальность, сконструировать себя в соответствии с этим осмыслением и максимально увеличить долю своего подлинного существования по сравнению с вынужденным:
«Самоопределение требует наличия свободной энергии, не расходуемой в навязываемом физическом и умственном труде за пределами личной сферы. Эта энергия должна быть свободной еще и в том смысле, что она не направляется на работу с товарами и услугами, удовлетворяющими потребности индивида, делая его в то же время неспособным к формированию собственной жизни, неспособным оценивать возможности, отнимаемые этим удовлетворением.
Освобождение энергии от действий, предназначенных для поддержания деструктивного процветания, означает понижение уровня рабства, что позволит индивидам развить ту рациональность, которая может сделать возможной осмысленное существование...
Следующей задачей философа станет исправление той неправды, которая пронизывает универсум повседневного дискурса»
Многие критики считают, что Маркузе очень туманно и с явным неверием в результат обрисовал пути борьбы с одномерным обществом. На мой взгляд, всё достаточно детализировано – обрисованы черты желаемого будущего, контуры альтернативной идеологии, побудительные и движущие силы революционных перемен.
Общественно-политический проект, способный преодолеть иррациональность современного общества, согласно Маркузе, должен отвечать следующим требованиям:
«1. Трансцендентный проект должен соответствовать реальным возможностям, открывающимся на достигнутом уровне материальной и интеллектуальной культуры.
2. Чтобы изобличить утвердившееся целое, трансцендентный проект должен продемонстрировать собственную более высокую рациональность в том трояком смысле, что
(a) он предлагает перспективу сохранения и улучшения производственных достижений цивилизации;
(b) он определяет существующее целое в самой его структуре, основных тенденциях и отношениях;
(c) его реализация обещает больше шансов для умиротворения существования в рамках институтов, также обещающих больше шансов для свободного развития человеческих потребностей и способностей»
(трансцендентное здесь следует понимать как более высокую ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени)
Проблема в том, что, как уже отмечал Маркузе, современное индустриальное (постиндустриальное) общество принципиально отличается от всех предыдущих, и требует новых методов его преодоления:
«Тоталитарные тенденции одномерного общества делают традиционные пути и средства протеста неэффективными — а возможно, и опасными, поскольку они сохраняют иллюзию верховенства народа»
В ситуации деструктивного процветания, современной организации производства и потребления искать революционеров внутри Системы бессмысленно.
Выход Маркузе видит в формировании революционного тандема тех, кто сознательно покинул Систему, осознав её гибельность и тех, кого эта Система сама отвергла:
«Под консервативно настроенной основной массой народа скрыта прослойка отверженных и аутсайдеров, эксплуатируемых и преследуемых представителей других рас и цветных, безработных и нетрудоспособных. Они остаются за бортом демократического процесса, и их жизнь являет собой самую непосредственную и реальную необходимость отмены невыносимых условий и институтов. Таким образом, их противостояние само по себе революционно, пусть даже оно ими не осознается. Это противостояние наносит системе удар снаружи, от которого она не в силах уклониться»
Задача мыслящей части общества заключается в активизации и политизации этих «отверженных». Именно их пожизненная неудовлетворенность и их «пониженный болевой порог» репрессивных последствий протестов служат гарантией, что настоящему периоду развития цивилизации приходит конец.
Это произойдет, когда сойдутся исторические крайности — высшая степень развития сознания человечества и его наиболее эксплуатируемая сила.
Ну и что тут непонятного, господа критики?
Как говорится, цели определены, задачи поставлены...