Днем Святой Троицы или Пятидесятницы называется день, когда на апостолов сошел Дух Святой и наделил их духовными дарами, необходимыми для совершения миссионерских подвигов. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть входит в двенадцать важнейших памятных дней в году помимо Пасхи.
Значение дня Святой Троицы в православной церкви
Именно день Пятидесятницы считается днем рождения Церкви, поскольку именно после Сошествия Духа Святого ученики Христа отправились на проповедь Евангелия. Еще этот день важен в догматическом смысле, поскольку через Сошествие Духа была открыта тайна о трех лицах Божиих.
Упоминания в Библии
Еще до пришествия Христа на землю евреями отмечался день Пятидесятницы, имевший, однако, совсем другое происхождение и значение. По-еврейски этот праздник назывался Шавуот и отмечался по прошествии пятидесяти дней от еврейского Песаха (Пасхи). В этот день вспоминалось дарование евреям Торы на Синае. Помимо этого, это был праздник жатвы, когда народ собирал с полей первые плоды и затем приносил их Господу.
Во времена Нового Завета этот день обрел совсем иной смысл. Перед Вознесением Господь Иисус Христос повелел апостолам оставаться в Иерусалиме. Он обетовал им, что в Иерусалиме они будут крещены Святым Духом. И силой этого крещения ученики Христовы, как говорит Писание, стали свидетелями Господа в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли (см. Деян. 1:3-8).
В день еврейской Пятидесятницы апостолы собрались вместе для молитвы. Внезапно поднялся сильный шум будто от ветра, на который сошлись многие люди. Этот шум заполнил дом, где находились ученики Господа, а затем им явились языки огня, которые опустились по одному на каждого из них. Так они преисполнились Духа Святого.
Вследствие этого явления произошло еще одно чудо. Апостолы вышли проповедовать собравшимся у дома людям. И когда они стали говорить, каждый из присутствующих людей слышал свой родной язык. Это очень изумило людей, поскольку присутствующих было много и они происходили из разных мест.
Там были люди из Парфии и Мида, Элама и Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и Ливии, Рима, Крита, Аравии. Эти территории относятся к Малой Азии, Аравийскому полуострову, современным Италии и Греции, Ирану и Афганистану, Египту и Ливии.
Центром же апостольской проповеди во время Пятидесятницы было призвание людей к принятию покаяния, крещения, мессианского и божественного достоинства Иисуса Христа. Заключается повествование тем, что в Пятидесятницу охотно крестились около трех тысяч человек, и с этого дня Господь каждый день приводил новых людей в Церковь.
Когда празднуется день Святой Троицы
Пятидесятница или день Святой Троицы в православии отмечается по прошествии пятидесяти дней от новозаветной Пасхи. Тем не менее, Дух сошел на апостолов, когда те праздновали иудейскую Пятидесятницу, которая отсчитывалась от ветхозаветной Пасхи.
Праздничное богослужение в день Святой Троицы
Служба в Пятидесятницу отличается особой торжественностью и красотой.
В Русской Православной Церкви существует народная традиция украшать ко дню Святой Троицы храм цветами, ветвями деревьев, декоративными растениями. Совпало, что священнослужители в этот день носят облачения также зеленого цвета.
Неизвестно, откуда именно взялась эта традиция. Зато точно можно сказать, что иудеи уже в ветхозаветные времена в день Пятидесятницы украшали синагоги молодыми растениями.
В вечер перед днем Пятидесятницы служится всенощное бдение, на котором прочитываются паремии (богослужебные чтения из книг Ветхого Завета) о Святом Духе. Одна из них рассказывает о схождении Духа на ветхозаветных старейшин (см. Чис. 11:16-17,24-29), а остальные две содержат пророчества о Сошествии Святого Духа на апостолов (см. Иоил. 2:23-32, Иез. 36:24-28).
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Песнопения, обычно исполняемые в воскресный день, не совершаются. Вместо них поются гимнографические произведения дня Пятидесятницы. Сразу после литургии воскресения служится девятый час и великая вечерня.
Впервые после Пасхи за богослужением исполняется молитва “Царю Небесный”, впервые после Пасхи совершается коленопреклонение.
Тропарь праздника
Главная цель тропаря – в простой форме передать праздничность отмечаемого события.
Апостолы называются здесь премудрыми ловцами, через которых улавливается вся вселенная. Тропарь Пятидесятницы созвучен Евангелию: Христос, призывая апостолов пойти за Ним, обетовал, что сделает их “ловцами человеков” (см. Мф. 4:19). Выражение, что через апостолов была уловлена вселенная, означает, что их проповедь успешно распространилась по всей земле.
Кондак праздника
Цель кондака – раскрыть внутреннее содержание празднуемого события.
Текст кондака Троицы противопоставляет два библейских события – разделение языков при строительстве Вавилонской башни (см. Быт. 11:1-9) и Сошествие Святого Духа на апостолов. Как через одно событие мир был разделен, так через другое он был соединен вновь.
Величание праздника
Величание – краткий гимн в Русской Церкви, исполняемый для воздаяния хвалы и славы Богу, святым или ангелам. В величании Троицы хвала возносится всем лицам Бога.
Иконы Пятидесятницы
Иконы праздника Пятидесятницы изображают момент схождения Святого Духа на апостолов, собравшихся для молитвы. И эта икона примечательна мелкими деталями.
Центральное место в собрании апостолов пустует, поскольку Христос уже вознесся на небо. Примечательно, что апостолы здесь расположены сидящими так, как и на Тайной Вечери. За несколькими исключениями.
На Тайной Вечери по правую руку от Христа сидел апостол Петр, а по левую – апостол и евангелист Иоанн. На иконе же Пятидесятницы вместо Иоанна сидит апостол Павел, которого в принципе во время Схождения Святого Духа среди апостолов быть не могло, так как он еще не был обращен в христианство. И вот только за Павлом сидит апостол Иоанн.
Павел здесь изображается символически – по его первоверховному апостольскому достоинству. На некоторых списках этой иконы можно даже увидеть, будто бы Павел наступает на ногу Петру. Этот символический жест означает, что Павел, хотя и не был первоначально среди апостолов, превзошел по своим миссионерским заслугам всех апостолов, включая Петра.
На древних иконах Пятидесятницы в самом низу иконы изображали народы, собравшиеся у дома апостолов во время Сошествия Духа Святого. Это делалось для того, чтобы показать, что Дух Святой освящает всех. Но со временем это изображение вытеснилось изображением человека в царских одеждах, которое обычно подписывается “Космос”. Оно лучше передает смысл Пятидесятницы, поскольку Святой Дух освящает не только все народы, но и всю вселенную.
Что означает икона Святой Троицы
Существует только одна дозволительная и почитаемая икона Пресвятой Троицы. Бог Сын представал в различных образах пророкам Ветхого Завета, а затем воспринял человеческое естество, Бог Святой Дух являлся в виде голубя и огненных языков, а Бог Отец не являлся никому никогда. Поэтому изображать Его недопустимо.
Единственное исключение – икона Троицы за авторством преподобного Андрея Рублева. Она изображает трех ангелов, явившихся Аврааму у горы Мориа. Это явление есть одно из самых ярких указаний в Ветхом Завете на Пресвятую Троицу. Это изображение допустимо, так как основывается на Писании и не пытается изобразить непосредственно облик Божий.
Главный замысел этой иконы – показать триединство Бога, равенство лиц в Пресвятой Троице. Лица ангелов одинаковы, различаются только их одеяния. Если на списке этой иконы над ангелами встречаются надписания, обозначающие, какой ангел какое лицо Троицы обозначает, то такая икона считается неканоничной.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ