Найти в Дзене

День Святой Троицы. Всё о православной Пятидесятнице

Оглавление

Днем Святой Троицы или Пятидесятницы называется день, когда на апостолов сошел Дух Святой и наделил их духовными дарами, необходимыми для совершения миссионерских подвигов. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть входит в двенадцать важнейших памятных дней в году помимо Пасхи.

Значение дня Святой Троицы в православной церкви

Именно день Пятидесятницы считается днем рождения Церкви, поскольку именно после Сошествия Духа Святого ученики Христа отправились на проповедь Евангелия. Еще этот день важен в догматическом смысле, поскольку через Сошествие Духа была открыта тайна о трех лицах Божиих.

Упоминания в Библии

Еще до пришествия Христа на землю евреями отмечался день Пятидесятницы, имевший, однако, совсем другое происхождение и значение. По-еврейски этот праздник назывался Шавуот и отмечался по прошествии пятидесяти дней от еврейского Песаха (Пасхи). В этот день вспоминалось дарование евреям Торы на Синае. Помимо этого, это был праздник жатвы, когда народ собирал с полей первые плоды и затем приносил их Господу.

Во времена Нового Завета этот день обрел совсем иной смысл. Перед Вознесением Господь Иисус Христос повелел апостолам оставаться в Иерусалиме. Он обетовал им, что в Иерусалиме они будут крещены Святым Духом. И силой этого крещения ученики Христовы, как говорит Писание, стали свидетелями Господа в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли (см. Деян. 1:3-8).

Сошествие Святого Духа на апостолов, мозаика
Сошествие Святого Духа на апостолов, мозаика

В день еврейской Пятидесятницы апостолы собрались вместе для молитвы. Внезапно поднялся сильный шум будто от ветра, на который сошлись многие люди. Этот шум заполнил дом, где находились ученики Господа, а затем им явились языки огня, которые опустились по одному на каждого из них. Так они преисполнились Духа Святого.

Вследствие этого явления произошло еще одно чудо. Апостолы вышли проповедовать собравшимся у дома людям. И когда они стали говорить,  каждый из присутствующих людей слышал свой родной язык. Это очень изумило людей, поскольку присутствующих было много и они происходили из разных мест.

Там были люди из Парфии и Мида, Элама и Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и Ливии, Рима, Крита, Аравии. Эти территории относятся к Малой Азии, Аравийскому полуострову, современным Италии и Греции, Ирану и Афганистану, Египту и Ливии.

Собравшиеся на Пятидесятнице по регионам
Собравшиеся на Пятидесятнице по регионам

Центром же апостольской проповеди во время Пятидесятницы было призвание людей к принятию покаяния, крещения, мессианского и божественного достоинства Иисуса Христа. Заключается повествование тем, что в Пятидесятницу охотно крестились около трех тысяч человек, и с этого дня Господь каждый день приводил новых людей в Церковь.

Когда празднуется день Святой Троицы

Пятидесятница или день Святой Троицы в православии отмечается по прошествии пятидесяти дней от новозаветной Пасхи. Тем не менее, Дух сошел на апостолов, когда те праздновали иудейскую Пятидесятницу, которая отсчитывалась от ветхозаветной Пасхи.

Праздничное богослужение в день Святой Троицы

Служба в Пятидесятницу отличается особой торжественностью и красотой.

В Русской Православной Церкви существует народная традиция украшать ко дню Святой Троицы храм цветами, ветвями деревьев, декоративными растениями. Совпало, что священнослужители в этот день носят облачения также зеленого цвета.

Вечернее богослужение в день Пресвятой Троицы в Свято-Елисаветинском монастыре, г. Минск
Вечернее богослужение в день Пресвятой Троицы в Свято-Елисаветинском монастыре, г. Минск

Неизвестно, откуда именно взялась эта традиция. Зато точно можно сказать, что иудеи уже в ветхозаветные времена в день Пятидесятницы украшали синагоги молодыми растениями.

В вечер перед днем Пятидесятницы служится всенощное бдение, на котором прочитываются паремии (богослужебные чтения из книг Ветхого Завета) о Святом Духе. Одна из них рассказывает о схождении Духа на ветхозаветных старейшин (см. Чис. 11:16-17,24-29), а остальные две содержат пророчества о Сошествии Святого Духа на апостолов (см. Иоил. 2:23-32, Иез. 36:24-28).

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Песнопения, обычно исполняемые в воскресный день, не совершаются. Вместо них поются гимнографические произведения дня Пятидесятницы. Сразу после литургии воскресения служится девятый час и великая вечерня.

Чтение коленопреклоненных молитв в праздник Пресвятой Троицы, Свято-Елисаветинский монастырь, г. Минск
Чтение коленопреклоненных молитв в праздник Пресвятой Троицы, Свято-Елисаветинский монастырь, г. Минск

Впервые после Пасхи за богослужением исполняется молитва “Царю Небесный”, впервые после Пасхи совершается коленопреклонение.

Тропарь праздника

-7

Главная цель тропаря – в простой форме передать праздничность отмечаемого события.

Апостолы называются здесь премудрыми ловцами, через которых улавливается вся вселенная. Тропарь Пятидесятницы созвучен Евангелию: Христос, призывая апостолов пойти за Ним, обетовал, что сделает их “ловцами человеков” (см. Мф. 4:19). Выражение, что через апостолов была уловлена вселенная, означает, что их проповедь успешно распространилась по всей земле.

Кондак праздника

-8

Цель кондака – раскрыть внутреннее содержание празднуемого события.

Текст кондака Троицы противопоставляет два библейских события – разделение языков при строительстве Вавилонской башни (см. Быт. 11:1-9) и Сошествие Святого Духа на апостолов. Как через одно событие мир был разделен, так через другое он был соединен вновь.

Величание праздника

-9

Величание – краткий гимн в Русской Церкви, исполняемый для воздаяния хвалы и славы Богу, святым или ангелам. В величании Троицы хвала возносится всем лицам Бога.

Иконы Пятидесятницы

Иконы праздника Пятидесятницы изображают момент схождения Святого Духа на апостолов, собравшихся для молитвы. И эта икона примечательна мелкими деталями.

Пятидесятница – икона выполнена в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
Пятидесятница – икона выполнена в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря

Центральное место в собрании апостолов пустует, поскольку Христос уже вознесся на небо. Примечательно, что апостолы здесь расположены сидящими так, как и на Тайной Вечери. За несколькими исключениями.

На Тайной Вечери по правую руку от Христа сидел апостол Петр, а по левую – апостол и евангелист Иоанн. На иконе же Пятидесятницы вместо Иоанна сидит апостол Павел, которого в принципе во время Схождения Святого Духа среди апостолов быть не могло, так как он еще не был обращен в христианство. И вот только за Павлом сидит апостол Иоанн.

Павел здесь изображается символически – по его первоверховному апостольскому достоинству. На некоторых списках этой иконы можно даже увидеть, будто бы Павел наступает на ногу Петру. Этот символический жест означает, что Павел, хотя и не был первоначально среди апостолов, превзошел по своим миссионерским заслугам всех апостолов, включая Петра.

На древних иконах Пятидесятницы в самом низу иконы изображали народы, собравшиеся у дома апостолов во время Сошествия Духа Святого. Это делалось для того, чтобы показать, что Дух Святой освящает всех. Но со временем это изображение вытеснилось изображением человека в царских одеждах, которое обычно подписывается “Космос”. Оно лучше передает смысл Пятидесятницы, поскольку Святой Дух освящает не только все народы, но и всю вселенную.

Что означает икона Святой Троицы

Существует только одна дозволительная и почитаемая икона Пресвятой Троицы. Бог Сын представал в различных образах пророкам Ветхого Завета, а затем воспринял человеческое естество, Бог Святой Дух являлся в виде голубя и огненных языков, а Бог Отец не являлся никому никогда. Поэтому изображать Его недопустимо.

Единственное исключение – икона Троицы за авторством преподобного Андрея Рублева. Она изображает трех ангелов, явившихся Аврааму у горы Мориа. Это явление есть одно из самых ярких указаний в Ветхом Завете на Пресвятую Троицу. Это изображение допустимо, так как основывается на Писании и не пытается изобразить непосредственно облик Божий.

Икона «Троица» или «Гостеприимство Авраама», Андрей Рублев, XV век
Икона «Троица» или «Гостеприимство Авраама», Андрей Рублев, XV век

Главный замысел этой иконы – показать триединство Бога, равенство лиц в Пресвятой Троице. Лица ангелов одинаковы, различаются только их одеяния. Если на списке этой иконы над ангелами встречаются надписания, обозначающие, какой ангел какое лицо Троицы обозначает, то такая икона считается неканоничной.

-12

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!