Найти тему
Портал МОСТ

Мастер украинского конструктивизма: к юбилею Иосифа Каракиса

И.Ю. Каракис (1902 — 1988)
И.Ю. Каракис (1902 — 1988)

Пока на Украине говорят пушки, почти незамеченным прошёл 120-летний юбилей очень важного как для этой страны, так и для пространства всего бывшего СССР архитектора — Иосифа Каракиса. Несмотря на то, что Каракис был одним из основоположников украинского конструктивизма (который благодаря юбиляру частично реинкарнировался в 1960-х), Иосиф Юльевич оставался значимым художником и во времена расцвета сталинского неоклассицизма. Его работы включены в реестры охраны и, несомненно, являются выдающимися памятниками советского градостроительства.

Иосиф Юльевич Каракис родился 29 мая 1902 года в еврейском местечке Балта (сейчас это город в Одесской области) в семье служащего и сахарозаводчика. С детства он интересовался живописью и помимо учёбы в Винницком реальном училище посещал курсы изобразительного искусства, ваяя под руководством Абрама Черкасского — будущего народного художника Казахской ССР.

-2

Семья Каракисов в 1911 году. Будущий архитектор в нижнем ряду сидит слева

В 17 лет, в разгар гражданской войны, Каракис вступил добровольцем в ряды РККА, Рабоче-крестьянской Красной армии. Воевал на польском фронте, через год стал военным агитатором при штабе 14-й армии, где служил художником агитпоезда. В 1921-м становится живописцем комиссии по охране памятников искусства и старины Винницкого губполитпросвета. Через год поступил учиться на юриста, но вскоре перевёлся на факультет живописи Киевского художественного института, а затем по совету преподавателя Якова Штейнберга перешёл на архитектурный факультет.

-3

Красноармеец Каракис

Будучи студентом, в 1926 году Иосиф Каракис работал старшим техником у своего учителя — известного советского зодчего Александра Вербицкого на строительстве Киевского вокзала, а также на возведении других объектов в столице УССР. В 1929-м, после окончания вуза, он присоединяется к Обществу современных архитекторов Украины — республиканскому собрату московского Объединения современных архитекторов, являвшегося в те годы законодателем авангардных веяний левого искусства в зодчестве и градостроительстве. Обе эти структуры были штабами советских конструктивистов. В 1930-е Каракис начитает проектировать объекты в Киеве, многие из которых (как, например, школа №71 или ресторан «Динамо») стали памятниками культурного наследия и значимыми объектами украинского конструктивизма.

-4

Ресторан «Динамо», современный вид

Также образцом авангардной архитектуры Каракиса стал район Соцгород в Кривом Роге, от изначальной концепции которого сегодня почти ничего не осталось. Это была попытка создать новое социалистическое поселение-коммуну, как это было распространено на волне общественного подъёма и энтузиазма в первые годы после Октябрьской революции, ставшие, собственно, и колыбелью всего русского архитектурного авангарда.

Наиболее известными работами Иосифа Юльевича стали здания, спроектированные им во время работы на службе в Красной армии — в должности инженера-архитектора Украинского военного округа, куда его призвали в 1931 году (параллельно он преподавал в Киевском инженерно-строительном институте). В том же году Каракис разработал проект, по которому в Киеве построили Дом Красной армии и Флота, на сегодня там пока располагается музей ВСУ.

-5

Дом Красной армии и флота в Киеве, 1930-е годы

Это здание сохраняло черты минимализма, но в его фасаде уже появился декор, свойственный переходному стилю постконструктивизма, в котором Каракис успешно синтезировал авангардистские линии с изгибами классики и модерна. В 1934 году командующий Киевским военным округом Иона Якир премировал зодчего кожаным пальто «за активное участие в проектировании и строительстве нового Дома Красной Армии и Флота».

В 1932-1934 годах Каракис участвовал в проектировании Всеукраинского Дома Красной армии имени Ворошилова в Харькове. До наших дней здание не дожило, просуществовав всего несколько лет – было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Позднее именно Каракис разработал проект дома офицеров, который стал типовым — по нему строились здания в разных городах Украины и России.

Как рассказывает правнук Иосифа Каракиса Олег Юнаков, первая постройка появилась в 1935 году в столице Республики немцев Поволжья — городе Энгельсе, где с 1930 года была расквартирована авиационная школа пилотов. Это здание стало легендарным — в его стенах в годы Великой Отечественной войны располагался штаб «ночных ведьм» Марины Расковой. В спортзале этого здания физподготовкой занимался первый отряд советских космонавтов, куда входили Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Павел Попович и Герман Титов. Уже после своих исторических полётов Гагарин с Титовым встречались здесь с местными жителями, которые до этого приветствовали в тех же стенах не менее прославленного лётчика Валерия Чкалова. Несмотря на легендарную историю, здание в городе на Волге долгие годы находилось в упадке и стояло заброшенным после того, как от него отказалось Минобороны. Благодаря длительной борьбе градозащитников, архитекторов и ветеранов-лётчиков недавно власти законсервировали памятник и пообещали провести реставрацию.

-6

Тот самый «дом» в Энгельсе и его легендарные обитатели… И он же в наши дни до консервации…

-7

«Вскоре после реализации [Энгельсского дома офицеров] проект оказался настолько удачным, что по нему (с удалением колонн на втором этаже) были возведены ещё пять зданий в советских лётных училищах Украины – в Озёрном, Новограде-Волынском, Гуйве, Харькове и Луганске. Из них до наших дней сохранились только первые два. Здание в Энгельсе было уникальным не только потому, что являлось первым, но и потому, что изначально стало единственными архитектурном решении – с колоннами на втором этаже», — рассказывает Олег Юнаков.

Помимо этого, Каракис проектировал и другие здания, предназначенные для нужд Красной Армии. В их числе постконструктивистский жилой дом командного состава Киевского военного округа, жилой дом Украинского военного округа и разрушенный в годы войны театр Киевского военного округа.

-8

Дом Украинского военного округа в Киеве

Оценивая работу Иосифа Каракиса, в мае 1932 года командующий Киевским военным округом Иона Якир говорил: «Отмечаю особенные заслуги т. Каракиса в деле проектирования культурно-бытовых зданий и сооружений Красной Армии… Персонал военных строек должен в своей повседневной деятельности брать пример с красного специалиста т. Каракиса. Выражаю уверенность, что на научной работе т. Каракис покажет образец ударной работы по воспитанию новых кадров молодых советских специалистов».

Военная карьера Иосифа Каракиса завершилась в 1935-м (хотя здание для нужд РККА по его проектам продолжали строить ещё несколько лет), после чего он поступил на службу заместителем руководителя архитектурно-планировочной мастерской № 1 Киевского горисполкома, в 1937-1938-м стал главным архитектором треста Укргражданпроект, в 1940-1941-м — главным архитектором Проектного бюро Наркомата просвещения УССР.

-9

Во второй половине 1930-х Каракис проектирует множество жилых домов и общественных зданий в городах Советской Украины, среди которых был Еврейский театр на Крещатике (разрушен в годы Великой Отечественной войны), музыкальная школа и концертный зал консерватории, а также Государственная художественная школа имени Тараса Шевченко (сегодня входит в Национальный музей истории Украины).

-10

Школа имени Шевченко — сегодня Музей истории Украины

В конце 1930-х и в 1940-е архитектор создал проект жилых домов галерейного типа, ставшие чем-то вроде отголоска конструктивистских домов-коммун конца 1920-х, где часто использовался похожий планировочный приём. Первый такой дом на 50 квартир был построен в Киеве для работников обувной фабрики №4. В нём была внедрена нетипичная для украинской столицы система, характерная для южных регионов. Лестничные клетки размещены по двум сторонам корпуса, проход в квартиры — через открытую галерею. Такой приём по замыслу автора экономил примерно 15% средств при сооружении здания. Подобные дома строились и в послевоенные годы в Днепропетровске, а так же Киеве вплоть до 1983 года. В 1950-е, как писали архитектурные критики уже постсоветской эпохи, применялась «такая же галерейная система, как и в довоенной постройке, только вместо конструктивистского ампира — переходный вариант между помпезной сталинской и функциональной хрущёвской архитектурой».

-11

Дом галерейного типа в Днепропетровске, современный вид…

С началом Великой Отечественной войны, зодчий вместе с женой и дочерью эвакуировался в Ростов-на-Дону. Он участвовал в строительстве заводов тяжёлого машиностроения как в самой донской столице, так, впоследствии, и в Ташкенте. В 1942 году Каракис стал одним из ведущих архитекторов Узбекистана: до 1944 года он возглавлял Архитектурно-строительного бюро Фархадской ГЭС, приняв участие в создании как самого предприятия, так и жилых посёлков.

В 1943 году Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР решил перебросить Каракиса на другой участок работы, но начальство «Фархадстря» обратилось к правителсьтву с просьбой повременить, потому что без такого специалиста стройка бы оказалась под вопросом: «Главный архитектор «Фархадстроя» т. Каракис И. Ю. получил правительственный вызов для переговоров об отправлении его на работу в освобождённые районы. Считая целесообразной поездку тов. Каракиса в Москву по ряду обстоятельств и для связи с Комитетом, «Фархадстрой» полагает, что т. Каракис должен закончить свою работу на строительстве, после чего он может быть использован и в других местах по вашему усмотрению. Работа на «Фархадстрое» показала высокую эрудицию т. Каракиса в области архитектуры и его умение справляться с сложной архитектурной задачей — оформлением монументальных сооружений Фархадской ГЭС, крупнейшей гидроэлектростанции, ряд элементов которой превосходит по своим объёмам осуществленные до сих пор в СССР и в Европе. Проектное задание архитектурной части уже закончено. Технический проект находится в стадии завершения, и, поскольку параллельно идёт строительство, освобождение главного архитектора принесло бы безусловный вред, тем более что заменить его как автора архитектурной идеи почти невозможно».

-12

Фархадская ГЭС на реке Сырдарья, УзбекистанВ 1944 году Каракис вернулся в только что освобождённый Киев, где возглавил архитектурно-планировочную мастерскую № 5 в Институте ГИПРОГРАД и одновременно работал на кафедре архитектурного проектирования Киевского инженерно-строительного института, а с 1948-го — руководил сектором Института художественной промышленности Академии архитектуры УССР. Одним из главных его проектов первых послевоенных лет стало шестиэтажное здание гостиницы «Украина» в Луганске, которое вобрало в себя как черты советского неоклассицизма, так и национальные мотивы орнаментальных традиций украинского модерна, а также черты традиционного зодчества центральной Европы. Ещё одна интересная деталь — фасад венчает пятиконечная звезда с часами, а по бокам — башни, похожих на силуэты Московского кремля (кстати, первоначально отелю хотели присвоить название «Москва»).

-13

Гостиница «Украина» в столице ЛНР, современное фото

-14

Это здание, построенное в 1947 году, сегодня стало одним из символов Луганска и памятником архитектуры, но в начале 1950-х за гостиницу «Украина» Иосиф Каракис подвергся критике в духе позднесталинского времени. Сначала его обвинили в «украинском национализме», а затем — в «космополитизме».

Что однако не помешало Каракису по приглашению председателя Союза Архитекторов УССР проектировать станции киевского метро, а в ноябре 1952 года зодчего пригласили в институт Гипроград, где он создал множество проектов типовых зданий, в их числе наиболее заметными стали экспериментальные школы в разных городах УССР, а затем и в других республиках СССР. Некоторые из них, как например, школы в Краматорске, построенные в начале 1960-х, сохранили черты конструктивизма. Это можно считать своего рода реваншем не только Иосифа Каракиса, учитывая, что 4 ноября 1955 года вышло знаменитое постановление № 1871 ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», директивно покончившее со сталинским неоклассицизмом.

-15

Школа №24, г. Краматорск

В 1960-е Каракис уже плотно специализировался на возведении общеобразовательных учреждений, возглавив новый отдел проектирования школьных зданий в Киевском зональном отделении Научно-исследовательского и проектного института (НИИЭП, он же ЦНИИпроект.). С 1953 по 1975 год под руководством Иосифа Каракиса было разработано более 40 типовых проектов общеобразовательных школ, школ-интернатов и музыкальных школ, по которым построено более четырёх тысяч зданий в УССР, РСФСР и других республиках.

Несмотря на преклонный возраст, Иосиф Каракис продолжал заниматься как научной, так и практической деятельностью. Так, в 1977 году 75-летний архитектор был зачислен в Киевский научно-исследовательский институт истории, теории и перспективных проблем советской архитектуры. Там он разрабатывал тему «Жилище ближайшего будущего». Скончался Иосиф Юльевич 23 февраля 1988 года.

Эксперты в области городского планирования и зодчества небезосновательно утверждают, что его имя стоит в одном ряду с такими деятелями мировой архитектуры как Ле Корбюзье, Константин Мельников, Оскар Нимейер, братья Веснины, Моисей Гинзбург и другими величинами. Иосиф Каракис внёс значительный вклад в облик украинских городов, а также в целом советскую архитектурную мысль и практику как один из самых талантливых и при этом плодовитых мастеров своего времени.

-16

Иосиф Каракис в рабочем кабинете