Пока на Украине говорят пушки, почти незамеченным прошёл 120-летний юбилей очень важного как для этой страны, так и для пространства всего бывшего СССР архитектора — Иосифа Каракиса. Несмотря на то, что Каракис был одним из основоположников украинского конструктивизма (который благодаря юбиляру частично реинкарнировался в 1960-х), Иосиф Юльевич оставался значимым художником и во времена расцвета сталинского неоклассицизма. Его работы включены в реестры охраны и, несомненно, являются выдающимися памятниками советского градостроительства.
Иосиф Юльевич Каракис родился 29 мая 1902 года в еврейском местечке Балта (сейчас это город в Одесской области) в семье служащего и сахарозаводчика. С детства он интересовался живописью и помимо учёбы в Винницком реальном училище посещал курсы изобразительного искусства, ваяя под руководством Абрама Черкасского — будущего народного художника Казахской ССР.
Семья Каракисов в 1911 году. Будущий архитектор в нижнем ряду сидит слева
В 17 лет, в разгар гражданской войны, Каракис вступил добровольцем в ряды РККА, Рабоче-крестьянской Красной армии. Воевал на польском фронте, через год стал военным агитатором при штабе 14-й армии, где служил художником агитпоезда. В 1921-м становится живописцем комиссии по охране памятников искусства и старины Винницкого губполитпросвета. Через год поступил учиться на юриста, но вскоре перевёлся на факультет живописи Киевского художественного института, а затем по совету преподавателя Якова Штейнберга перешёл на архитектурный факультет.
Красноармеец Каракис
Будучи студентом, в 1926 году Иосиф Каракис работал старшим техником у своего учителя — известного советского зодчего Александра Вербицкого на строительстве Киевского вокзала, а также на возведении других объектов в столице УССР. В 1929-м, после окончания вуза, он присоединяется к Обществу современных архитекторов Украины — республиканскому собрату московского Объединения современных архитекторов, являвшегося в те годы законодателем авангардных веяний левого искусства в зодчестве и градостроительстве. Обе эти структуры были штабами советских конструктивистов. В 1930-е Каракис начитает проектировать объекты в Киеве, многие из которых (как, например, школа №71 или ресторан «Динамо») стали памятниками культурного наследия и значимыми объектами украинского конструктивизма.
Ресторан «Динамо», современный вид
Также образцом авангардной архитектуры Каракиса стал район Соцгород в Кривом Роге, от изначальной концепции которого сегодня почти ничего не осталось. Это была попытка создать новое социалистическое поселение-коммуну, как это было распространено на волне общественного подъёма и энтузиазма в первые годы после Октябрьской революции, ставшие, собственно, и колыбелью всего русского архитектурного авангарда.
Наиболее известными работами Иосифа Юльевича стали здания, спроектированные им во время работы на службе в Красной армии — в должности инженера-архитектора Украинского военного округа, куда его призвали в 1931 году (параллельно он преподавал в Киевском инженерно-строительном институте). В том же году Каракис разработал проект, по которому в Киеве построили Дом Красной армии и Флота, на сегодня там пока располагается музей ВСУ.
Дом Красной армии и флота в Киеве, 1930-е годы
Это здание сохраняло черты минимализма, но в его фасаде уже появился декор, свойственный переходному стилю постконструктивизма, в котором Каракис успешно синтезировал авангардистские линии с изгибами классики и модерна. В 1934 году командующий Киевским военным округом Иона Якир премировал зодчего кожаным пальто «за активное участие в проектировании и строительстве нового Дома Красной Армии и Флота».
В 1932-1934 годах Каракис участвовал в проектировании Всеукраинского Дома Красной армии имени Ворошилова в Харькове. До наших дней здание не дожило, просуществовав всего несколько лет – было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Позднее именно Каракис разработал проект дома офицеров, который стал типовым — по нему строились здания в разных городах Украины и России.
Как рассказывает правнук Иосифа Каракиса Олег Юнаков, первая постройка появилась в 1935 году в столице Республики немцев Поволжья — городе Энгельсе, где с 1930 года была расквартирована авиационная школа пилотов. Это здание стало легендарным — в его стенах в годы Великой Отечественной войны располагался штаб «ночных ведьм» Марины Расковой. В спортзале этого здания физподготовкой занимался первый отряд советских космонавтов, куда входили Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Павел Попович и Герман Титов. Уже после своих исторических полётов Гагарин с Титовым встречались здесь с местными жителями, которые до этого приветствовали в тех же стенах не менее прославленного лётчика Валерия Чкалова. Несмотря на легендарную историю, здание в городе на Волге долгие годы находилось в упадке и стояло заброшенным после того, как от него отказалось Минобороны. Благодаря длительной борьбе градозащитников, архитекторов и ветеранов-лётчиков недавно власти законсервировали памятник и пообещали провести реставрацию.
Тот самый «дом» в Энгельсе и его легендарные обитатели… И он же в наши дни до консервации…
«Вскоре после реализации [Энгельсского дома офицеров] проект оказался настолько удачным, что по нему (с удалением колонн на втором этаже) были возведены ещё пять зданий в советских лётных училищах Украины – в Озёрном, Новограде-Волынском, Гуйве, Харькове и Луганске. Из них до наших дней сохранились только первые два. Здание в Энгельсе было уникальным не только потому, что являлось первым, но и потому, что изначально стало единственными архитектурном решении – с колоннами на втором этаже», — рассказывает Олег Юнаков.
Помимо этого, Каракис проектировал и другие здания, предназначенные для нужд Красной Армии. В их числе постконструктивистский жилой дом командного состава Киевского военного округа, жилой дом Украинского военного округа и разрушенный в годы войны театр Киевского военного округа.
Дом Украинского военного округа в Киеве
Оценивая работу Иосифа Каракиса, в мае 1932 года командующий Киевским военным округом Иона Якир говорил: «Отмечаю особенные заслуги т. Каракиса в деле проектирования культурно-бытовых зданий и сооружений Красной Армии… Персонал военных строек должен в своей повседневной деятельности брать пример с красного специалиста т. Каракиса. Выражаю уверенность, что на научной работе т. Каракис покажет образец ударной работы по воспитанию новых кадров молодых советских специалистов».
Военная карьера Иосифа Каракиса завершилась в 1935-м (хотя здание для нужд РККА по его проектам продолжали строить ещё несколько лет), после чего он поступил на службу заместителем руководителя архитектурно-планировочной мастерской № 1 Киевского горисполкома, в 1937-1938-м стал главным архитектором треста Укргражданпроект, в 1940-1941-м — главным архитектором Проектного бюро Наркомата просвещения УССР.
Во второй половине 1930-х Каракис проектирует множество жилых домов и общественных зданий в городах Советской Украины, среди которых был Еврейский театр на Крещатике (разрушен в годы Великой Отечественной войны), музыкальная школа и концертный зал консерватории, а также Государственная художественная школа имени Тараса Шевченко (сегодня входит в Национальный музей истории Украины).
Школа имени Шевченко — сегодня Музей истории Украины
В конце 1930-х и в 1940-е архитектор создал проект жилых домов галерейного типа, ставшие чем-то вроде отголоска конструктивистских домов-коммун конца 1920-х, где часто использовался похожий планировочный приём. Первый такой дом на 50 квартир был построен в Киеве для работников обувной фабрики №4. В нём была внедрена нетипичная для украинской столицы система, характерная для южных регионов. Лестничные клетки размещены по двум сторонам корпуса, проход в квартиры — через открытую галерею. Такой приём по замыслу автора экономил примерно 15% средств при сооружении здания. Подобные дома строились и в послевоенные годы в Днепропетровске, а так же Киеве вплоть до 1983 года. В 1950-е, как писали архитектурные критики уже постсоветской эпохи, применялась «такая же галерейная система, как и в довоенной постройке, только вместо конструктивистского ампира — переходный вариант между помпезной сталинской и функциональной хрущёвской архитектурой».
Дом галерейного типа в Днепропетровске, современный вид…
С началом Великой Отечественной войны, зодчий вместе с женой и дочерью эвакуировался в Ростов-на-Дону. Он участвовал в строительстве заводов тяжёлого машиностроения как в самой донской столице, так, впоследствии, и в Ташкенте. В 1942 году Каракис стал одним из ведущих архитекторов Узбекистана: до 1944 года он возглавлял Архитектурно-строительного бюро Фархадской ГЭС, приняв участие в создании как самого предприятия, так и жилых посёлков.
В 1943 году Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР решил перебросить Каракиса на другой участок работы, но начальство «Фархадстря» обратилось к правителсьтву с просьбой повременить, потому что без такого специалиста стройка бы оказалась под вопросом: «Главный архитектор «Фархадстроя» т. Каракис И. Ю. получил правительственный вызов для переговоров об отправлении его на работу в освобождённые районы. Считая целесообразной поездку тов. Каракиса в Москву по ряду обстоятельств и для связи с Комитетом, «Фархадстрой» полагает, что т. Каракис должен закончить свою работу на строительстве, после чего он может быть использован и в других местах по вашему усмотрению. Работа на «Фархадстрое» показала высокую эрудицию т. Каракиса в области архитектуры и его умение справляться с сложной архитектурной задачей — оформлением монументальных сооружений Фархадской ГЭС, крупнейшей гидроэлектростанции, ряд элементов которой превосходит по своим объёмам осуществленные до сих пор в СССР и в Европе. Проектное задание архитектурной части уже закончено. Технический проект находится в стадии завершения, и, поскольку параллельно идёт строительство, освобождение главного архитектора принесло бы безусловный вред, тем более что заменить его как автора архитектурной идеи почти невозможно».
Фархадская ГЭС на реке Сырдарья, УзбекистанВ 1944 году Каракис вернулся в только что освобождённый Киев, где возглавил архитектурно-планировочную мастерскую № 5 в Институте ГИПРОГРАД и одновременно работал на кафедре архитектурного проектирования Киевского инженерно-строительного института, а с 1948-го — руководил сектором Института художественной промышленности Академии архитектуры УССР. Одним из главных его проектов первых послевоенных лет стало шестиэтажное здание гостиницы «Украина» в Луганске, которое вобрало в себя как черты советского неоклассицизма, так и национальные мотивы орнаментальных традиций украинского модерна, а также черты традиционного зодчества центральной Европы. Ещё одна интересная деталь — фасад венчает пятиконечная звезда с часами, а по бокам — башни, похожих на силуэты Московского кремля (кстати, первоначально отелю хотели присвоить название «Москва»).
Гостиница «Украина» в столице ЛНР, современное фото
Это здание, построенное в 1947 году, сегодня стало одним из символов Луганска и памятником архитектуры, но в начале 1950-х за гостиницу «Украина» Иосиф Каракис подвергся критике в духе позднесталинского времени. Сначала его обвинили в «украинском национализме», а затем — в «космополитизме».
Что однако не помешало Каракису по приглашению председателя Союза Архитекторов УССР проектировать станции киевского метро, а в ноябре 1952 года зодчего пригласили в институт Гипроград, где он создал множество проектов типовых зданий, в их числе наиболее заметными стали экспериментальные школы в разных городах УССР, а затем и в других республиках СССР. Некоторые из них, как например, школы в Краматорске, построенные в начале 1960-х, сохранили черты конструктивизма. Это можно считать своего рода реваншем не только Иосифа Каракиса, учитывая, что 4 ноября 1955 года вышло знаменитое постановление № 1871 ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», директивно покончившее со сталинским неоклассицизмом.
Школа №24, г. Краматорск
В 1960-е Каракис уже плотно специализировался на возведении общеобразовательных учреждений, возглавив новый отдел проектирования школьных зданий в Киевском зональном отделении Научно-исследовательского и проектного института (НИИЭП, он же ЦНИИпроект.). С 1953 по 1975 год под руководством Иосифа Каракиса было разработано более 40 типовых проектов общеобразовательных школ, школ-интернатов и музыкальных школ, по которым построено более четырёх тысяч зданий в УССР, РСФСР и других республиках.
Несмотря на преклонный возраст, Иосиф Каракис продолжал заниматься как научной, так и практической деятельностью. Так, в 1977 году 75-летний архитектор был зачислен в Киевский научно-исследовательский институт истории, теории и перспективных проблем советской архитектуры. Там он разрабатывал тему «Жилище ближайшего будущего». Скончался Иосиф Юльевич 23 февраля 1988 года.
Эксперты в области городского планирования и зодчества небезосновательно утверждают, что его имя стоит в одном ряду с такими деятелями мировой архитектуры как Ле Корбюзье, Константин Мельников, Оскар Нимейер, братья Веснины, Моисей Гинзбург и другими величинами. Иосиф Каракис внёс значительный вклад в облик украинских городов, а также в целом советскую архитектурную мысль и практику как один из самых талантливых и при этом плодовитых мастеров своего времени.
Иосиф Каракис в рабочем кабинете