Одно из оснований возложения субсидиарной ответственности - непередача конкурсному управляющему полного комплекта документов относительно хозяйственной деятельности должника. По умолчанию, обязанность передать документацию конкурсному управляющему возложена на директора.
Представим ситуацию, директор компании уволился. Новый директор не назначен, через некоторое время в отношении компании введена процедура банкротства. Кто несёт ответственность за сохранность документации и на кого может быть возложена субсидиарная ответственность за их непередачу?
Закон:
Согласно ч. 4 ст. 29 ФЗ "О бухгалтерском учете" при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Замечу, что данная норма не уточняет, как именно, должна осуществляться передача документов. Из её содержания следует, что организация вправе определить свой порядок, причём этот порядок может быть определен непосредственно в момент смены руководителя.
Позиции судов:
«Поскольку новый руководитель общества после увольнения директора назначен не был, суды пришли к правильному выводу о том, что обязанности по сохранности документов и имущества общества несет его участник. Таким образом, бывший директор, оставляя документы в офисе, мог разумно полагать, что участник общества в не меньшей степени заинтересован в обеспечении сохранности документации общества и документы будут сохранены для передачи следующему руководителю (конкурсному управляющему)»
В этом деле бывший директор доказал, что предпринимал попытки передать документы участнику обществу. Участник общества от принятия документов уклонился.
«Невнесения изменений в ЕГРЮЛ о смене директора означает, что участник должника, после увольнения директора фактически самостоятельно осуществляет полномочия руководителя должника и несёт обязанность по передаче документации конкурсному управляющему»
В данном деле участник общества не внес изменения в ЕГРЮЛ о смене директора, директором числился гражданин, уволившийся из общества. Так как бывший директор представил доказательства своего фактического увольнения, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что он не может нести субсидиарную ответственность.
Рекомендации:
Чтобы директор мог себя обезопасить при увольнении, рекомендую принимать меры по передаче документации компании. Если новый директор назначен, то документы надо передать ему, если нет, то передать документы следует участнику (участникам) компании. Рекомендую это делать путем составления акта приема-передачи, где максимально точно перечислить передаваемую документацию. В случае отказа в приеме документов, следует составить акт об отказе в получении документов, по возможности его должен подписать кто-то из сотрудников компании.
Если нет возможности составить акт или нет лиц готовых его подписать, то директор может направить письмо в адрес компании, в котором указать место хранения документов.
Также по теме:
Статьи, заметки, комментарии я также регулярно публикую в своём Telegram-канале.