В 2022 году практически каждая клиника для привлечения пациентов использует рекламу. Основной документ, регламентирующий требования к такой рекламе — ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Контролирует соблюдение требований Федеральная антимонопольная служба РФ и ее территориальные органы. Обращаясь за помощью по рекламе к фрилансерам и сторонним организациям, нужно быть уверенным, что вы не нарушите требования.
В соответствии со ст. 24 ФЗ "О рекламе" реклама медицинских услуг НЕ ДОЛЖНА:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физ. лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для гос. регистрации объекта рекламирования (например, упоминание использования в клинике медоборудования или ЛП с РУ);
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (каждый человек, занимающийся спортом, страдает от ...);
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося ЛС товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
💭 В рекламе медуслуг должно быть предупреждение "Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста".
К размеру предупреждения есть требования:
- 3 секунды в радиорекламе;
- 5 секунд и не меньше 7% площади кадра в видеорекламе;
- 5% площади в наружной и печатной рекламе.
❗️При этом ФАС дала разъяснения, что нет необходимости указывать номер лицензии в рекламе.
Недобросовестная реклама характеризуется:
- наличием некорректного сравнения оказываемых услуг с услугами других клиник;
- наличием фактов, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сторонних работников или клиник;
- наличием сходного с конкурентом качества: названия, логотипа и иных свойств;
- размещением запрещённого законодательством содержания;
- нарушением требований антимонопольного законодательства.
Признаки недостоверной рекламы приведены в ч. 3 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 № 38 "О рекламе" и включают в т.ч.:
- указание преимуществ перед конкурентами;
- указание о гарантийных обязательствах;
- сведения о получении призов, дипломов и наград;
- условия о предоставлении дополнительных прав и преимуществ.
Кроме того, при рекламе медицинских услуг, также, как и всей иной рекламе, не допускается:
- использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
- указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или их должностными лицами;
- использование образов медицинских работников, за исключением размещения рекламы исключительно для медицинских работников;
- использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений;
- реклама, в которой отсутствует существенная информация;
- указание стоимости только в иностранной валюте.
С 1 сентября 2022 года вступят в силу поправки в Закон "О рекламе". О них расскажу немного позже. Следите за постами и новостями в моих соцсетях.