От Валентины Толкуновой до Кристины Орбакайте
Лето – раздольная пора для детей. Открывает это время года праздник, обращенный к детям – первое июня. Детские песни – совершенно отдельный пласт отечественной песенной культуры. Нередко композиции о детях и малышах звучат на эстраде из уст взрослых артистов. В преддверии дня защиты детей захотелось вспомнить истории нескольких широко известных песен разных лет, центральным образом в которых является ребенок.
«Первые шаги» («Топ, топ»)
Муз. С. Пожлаков, ст. А. Ольгин. Исп. В. Круглова, И. Сохадзе, Т. Миансарова, М. Кристалинская и др.
«Топ, топ топает малыш»,
- «классический детский хит», как его назвали в передаче «Песня с историей», родился в 1963-м году в городе на Неве. Незамысловатая на первый взгляд композиция звучала голосами выдающихся певиц того времени – Майи Кристалинской и Тамары Миансаровой. Но ни одна из них не была первой исполнительницей.
«Первые шаги» - так официально называется эта песня. Её содержание можно трактовать и в философском ключе как начало сложного жизненного пути, который начинает ребенок, вставая на ноги и учась ходить. Символично, что песня стала одним из первых широко известных хитов непрофессионального музыканта Станислава Пожлакова. Уроженец подмосковных Мытищ, чья жизнь была тесно связана с Ленинградом, будучи с детства увлечен музыкой, сам осваивал инструменты. Его называют одним из пионеров советского джаза, с конца 50-х Пожлаков руководил оркестром Ленэстрады. В 60-х – 70-х годах он напишет немало широко известных хитов, в числе которых «Ребята 70-ой широты», «Человек из дома вышел» из репертуара Эдуарда Хиля, «Песню красноармейца» и «Песню беспризорника» («У Курского вокзала стою я молодой») на стихи Булата Окуджавы, прозвучавшие в фильме «Кортик» и многие другие.
«Самородок без огранки» - так назвал своего соавтора Пожлакова поэт Лев Маргачев, творивший под псевдонимом Алексей Ольгин, также ленинградец. Из-под его пера вышли слова песни «Топ-топ, топает малыш». Он вспоминал, что встретился с Пожлаковым на фестивале «Невские зори» в 1963 году. На следующий день рано утром в его квартире раздался звонок. В ходе разговора он напел поэту «Тапа-Тапа-Тап» в ритме, похожем на песенный, и предложил Ольгину написать «Рыбу» (то есть набросок текста), высказав пожелание: «Надо что-нибудь детское».
Алексей Ольгин, красочно рассказавший эту историю, упоминает, что Пожлаков тогда ещё не имел достаточного композиторского опыта и знаний, долго не мог закончить песню, помогли ему в этом музыканты ансамбля.
Первой в 1963-м году песню исполнила Вероника Круглова, а спустя два года детская песенка зазвучит из уст ребенка – грузинской девочки Ирмы Сохадзе – в будущем легендарной певицы, народной артистки Грузии.
Тогда ей было 8 или 10 лет (данные о дате рождения исполнительницы расходятся).
Идет ребенок по земле
Муз. Е. Птичкин, ст. И. Тарба, перевод Е. Николаевской, исп. А. Герман, В. Толкунова.
Близкая по содержанию к «Первым шагам» песня есть в творческом наследии композитора Евгения Птичкина, называется она «Идет ребенок по земле». Поэтическим первоисточником послужило стихотворение поэта национального поэта из Абхазии Ивана Константиновича Торбы, писал он на абхазском языке. Русский перевод, ставший текстом песни, сделала Елена Николаевская.
Евгений Птичкин – автор одного из главных хитов в репертуаре Анны Герман – песни «Эхо любви». Его сочинение «Идет ребенок по земле» любимая в СССР русскоязычная певица из Польши также исполняла.
В равной степени эта песня ассоциируется и с другой исполнительницей – Валентиной Толкуновой. Голосом Валентины Васильевны композиция прозвучала в рамках фильма-концерта «Песни Евгения Птичкина» 1981 года.
«Носики-курносики»
Муз. Б. Емельянов, ст. А. Булычева, исп. В. Толкунова.
Образу и голосу Валентины Толкуновой удивительно подходили трогательные песни. Детям посвящена одна из «визитных карточек» певицы. Песня «Носики-курносики» зазвучала из её уст в 1978 году.
"Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят.
Спят такие смирные, хорошие,
В целом свете лучше нет ребят.
Одеяла на сторону сброшены,
И зелёнки яркие горошины
На коленках содранных горят".
Эти милые и очень жизненные стихи о сыновьях были написаны матерью двух дочерей, львовской поэтессой и журналисткой Ангелиной Булычевой. Автор затруднялась ответить на вопрос, как и почему у неё родились такие строки:
«Как-то само собой случилась, даже без толчка извне. Обычно я писала свои стихи утром, некоторые прямо на работе, а тут пришла домой и написала. Правда потом несколько раз переделывала»,
- рассказывала Булычева о процессе создания стихотворения.
Работала Ангелина Александровна Булычева в газете «Правда Украины», на страницах этого издания поэтическое произведение впервые увидело свет, позже его напечатали в популярном журнале «Работница».
Песней стихотворение поэтессы из Львова стало на другом конце Советского Союза – в Новокузнецке, где проживал композитор Борис Емельянов. Он обратил внимание на этот текст и сочинил к нему музыку.
Во второй половине 1970-х годов в судьбе композитора начался московский этап, Емельянов стал часто бывать в столице. Приехав, он обратился к своему старому другу и земляку Юрию Филимонову, который был тогда редактором «Комсомольской правды». Он познакомил композитора с молодой певицей Толкуновой и попросил дать какую-нибудь песню в репертуар артистке. Совершенно ни на что не рассчитывая, Борис Михайлович предложил «Носики-курносики», уехал домой и уже даже думать об этом забыл, когда ему вдруг пришло приглашение на самый престижный эстрадный музыкальный фестиваль «Песня-78». Его композиция на стихи Ангелины Булычевой попала в число лауреатов.
На фестивале песня произвела настоящий фурор, Толкунову несколько раз вызывали на бис.
На сцену пригласили и автора слов - Ангелину Булычеву, эта песня определила её звездный час и принесла широкую известность. Позже в отзывах критиков звучало определение «львовская Ахматова».
В 2000-м году хит "Носики-курносики" признали "песней века".
Ангелины Александровны не стало в 2013 году. Ей было 96 лет, в заголовках большинства некрологов её вспоминали как «автора песни «Носики-курносики».
«Губки бантиком».
Муз. и сл. О. Попков, исп. К. Орбакайте
Из эпохи советской эстрады переносимся в начало XXI столетия.
"Губки бантиком, бровки домиком Похож на маленького сонного гномика, А в голове с утра сто тысяч почему, Объясните мама с папой, что к чему"
- запоёт Кристина Обракайте в 2003 году. Песня вышла на альбоме «Перелетная птица» четвертым номером и, наряду с заглавной композицией авторства Любаши, вошла в число самых ярких хитов в репертуаре певицы начала нулевых.
Текст и музыка – творение Олега Попкова. Этот автор написал несколько композиций для певицы и других членов её звездного семейства - для Орбакайте песню «Я это вижу», для Аллы Борисовны - «Живем», «Только не назад», «Любовь как состояние».
Из песен, написанных в постсоветскую эпоху, «Губки бантиком» Кристины Орбакайте стали одним из самых известных и характерных хитов на заявленную «детско-малышковую тему», наряду с композицией, которая закрывает сегодняшнюю подборку.
"Малыш"
Муз. В. Матецкий, ст. А. Шаганов, исп. Данко
Имя Александр Фадеев ассоциируется скорее с советской литературой, чем с российской поп-музыкой. Тезка и однофамилец знаменитого писателя выбрал себе не менее литературный псевдоним, отсылающий к горьковскому персонажу – Данко. Певец обрел популярность на рубеже XX-XXI веков и запомнился большинству слушателей песней про «Малыша».
«Твой малыш растет не по годам, и уже читает по слогам, озорной и добрый мальчуган», -
эти строки написал популярный поэт-песенник, автор многих хитов «Любэ» и «Иванушек» - Александр Шаганов после того, как ему поступил звонок его приятеля, композитора Владимира Матецкого.
«У меня есть мелодия и там есть один исполнитель. Я тебя прошу, придумай для него стихи».
– передает Шаганов слова соавтора.
Шаганов не знал, кто такой Данко и не стал задавать лишних вопросов. Стихи родились очень быстро, за ночь.
Через некоторое время Шаганов позвонил композитору поинтересоваться судьбой произведения. Его просили о срочности, а песня не выходит в свет.
Оказалось, что продюсер, работавший с Данко, решил не делать ставку на «Малыша». Песня предназначалась для первого альбома певца, названного по его имени «Данко». Ещё до выхода пластинки многие треки с неё попали в эфир и «Малыш» был последним в этом ряду. По словам Александра Фадеева её решили пустить в «ротацию» тогда, когда ничего другого уже не осталось, от безысходности. Клип на песню Данко назвал «критически» дешевым:
«Клип на почти любительскую камеру и без декораций, без ничего. Такой очень низко бюджетный клип, потому что он не верил в эту песню и решил отделаться»
В истории музыкальной культуры было немало случаев, когда та песня, в которую меньше всего верят, «выстреливает» сильнее остальных. Так случилось и с «Малышом», другие песни Данко, может, и были узнаваемы в тот конкретный период времени, когда звучали в теле и радиоэфире, но у широкой аудитории этот исполнитель ассоциируется, прежде всего, с «Малышом».
Каким бы дешевым не был клип, после его выхода в эфир песня запомнилась, полюбилась, стала большим хитом и сделала Данко эстрадной звездой.
Автор текста отметил, что песня снискала популярность «вопреки всякой логике». Поэт вспоминал один забавный случай. Однажды на концерте в Балашихе к нему подошел мужчина, поблагодарил за большое количество хороших песен, но отдельно выделил одну, которая «особо ценна на его предприятии». Казалось для мужской аудитории логично знать и уважать Шаганова по хитам группы «Любэ», но особо значимой песней для этого слушателя был «Мылыш» Данко. Мужчина оказался главным врачом роддома.
Детская тема представлена в музыке очень обширна, есть огромное количество песен, исполненных от детского лица (например. «Песня первоклассника» Аллы Пугачевой, «Монолог сына» Вадима Егорова и т.д.) или содержащих прямое обращение матери к своему ребенку. Во втором случае в текстах часто подразумеваются не маленькие, а уже подросшие дети. Это немного другая история. В тематических подборках критерии всегда условны, так как любая тема обширна.
Как и всегда в моих материалах этого формата, стояла задача не выделить лучшие песни, а рассказать о некоторых конкретных произведениях.
Материал написан в развлекательных и информационных целях, на базе информации открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.