Верующие в безальтернативность рыночной экономики граждане иногда нехотя признают успехи сталинской индустриализации и социально-экономические достижения СССР, но нередко тут же добавляют: "Да, но какой ценой?"
Словно столь любимая ими рыночная экономика — это непорочная Дева Мария. Как будто весь прогресс при капитализме не оплачен сотнями миллионов жизней, веками эксплуатации, использованием рабского труда, грабежом колоний, а позже не менее грабительской политикой неоколониализма с её неэквивалентным обменом.
Противоречия между трудом и капиталом в наше время только нарастают, и они не могут быть преодолены в рамках рыночных отношений. Мы видим это повсеместно. Новейшие медицинские технологии позволяют совершать чудеса в лечении и реабилитации больных, но получить качественную медпомощь от государства даже в странах первого мира становится всё сложнее (в частной клинике, если есть деньги, пожалуйста, лечись за свой счёт). Во всех развитых странах количество жилых помещений, которые готовы к заселению, в несколько раз превышает общее число бездомных, но эти дома и квартиры останутся безлюдными, а миллионы людей — бездомными. При этом ситуация на фоне экономического кризиса лучше не становится.
Сейчас голод угрожает бедным странам Африки и Азии. И вовсе не потому что нет в достаточном количестве зерна и других продуктов. Они есть. Как есть и транспорт для их доставки. Но из-за того что обострились противоречия между империалистическими державами планеты, десятки миллионов нуждающихся не получат еды. А глобальная грызня банд богатейших капиталистов в очередной раз набирает обороты, грозя человечеству новыми бедствиями и лишениями.
И таких примеров масса. Технически многие проблемы современного общества легко могут быть разрешены в кратчайшие сроки, но конфликт частнособственнических интересов и погоня капиталиста за прибылью становятся для этого непреодолимой преградой.
Время, когда капитализм был прогрессивен, уже ушло. Актуальность слов Маркса, написанных им в позапрошлом столетии, сегодня ещё более очевидна. Частная собственность на средства производства, рыночная стихия и рыночная конкуренция всё менее совместимы с благополучным будущим человечества:
«Буржуазный период истории призван создать материальный базис нового мира: с одной стороны, развить мировые сношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, а также и средства этих сношений; с другой стороны — развить производительные силы человека и обеспечить превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы. Буржуазная промышленность и торговля создают эти материальные условия нового мира подобно тому, как геологические революции создали поверхность земли. Лишь после того как великая социальная революция овладеет достижениями буржуазной эпохи, мировым рынком и современными производительными силами и подчинит их общему контролю наиболее передовых народов, — лишь тогда человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых». Карл Маркс. Статья «Будущие результаты британского владычества в Индии». 1853 г.