Привязанность – это глубокая эмоциональная связь ребенка со «своим» взрослым. Если ребенок находится в хорошем (надежном) контакте со своим родителем, его привязанность крепкая, то ребенок чувствует себя в безопасности и имеет внутренние ресурсы для гармоничного развития.
Очень многое в поведении детей объясняется именно привязанностью или угрозой разрыва привязанности. Наша способность испытывать доверие к самим себе и другим людям также зависит от качества сформированной в детстве привязанности.
В конце данной статьи я оставлю список книг, которые помогут вам разобраться в этой теме подробнее. А сейчас я хотела бы остановиться на том, как укреплять привязанность на разных уровнях ее развития.
Итак,
1. Физический уровень (формируется в первый год жизни ребенка) – это уровень близкого физического контакта. Для развития привязанности на этом уровне ребенку нужно как можно больше объятий, поглаживаний, поцелуев, контакт кожа к коже.
2. Уровень похожести (2-й год жизни). Это период, когда ребенок хочет быть похожим на своих близких. Он примеряет одежду родителей, залезает в их обувь, хочет пользоваться их вещами. Для укрепления привязанности в это время важно находить сходства с ребенком (смотри, у тебя такие же волосы, как у папы; такие же глаза, как у мамы и т.д.). Также именно сейчас ребенок будет рад, если у вас будут похожие вещи или семейная атрибутика (family look, семейный флаг, символ, цвет и т.д.)
3. Уровень обладания (3-й год жизни). В этот период у ребенка формируется ощущение собственности и мы все чаще слышим от ребенка слово "моё". "Это моя мама!", "Это моя машинка/кукла!".
Важно понимать, что ребенок не "жадина". Сейчас он находится в процессе формирования понимания того, что такое собственность (что такое "моё" и "чужое"). Оставайтесь на стороне своего ребенка, объясняйте правила взаимодействия с другими детьми, при это не настаивайте на том, чтобы ребенок отдавал свои вещи (делился). Дайте ему время. Когда чувство собственности будет сформировано, ему будет проще меняться и делиться игрушками.
4. Уровень ценности/значимости (4-й год жизни). В этот период ребенку особенно важно чувствовать свою ценность в глазах родителей; на его основе формируется самооценка ребенка. Такие фразы, как: "Отстань", "Не лезь", "Не дорос ещё", "тебя не спрашивают" и т.д. будут нарушать привязанность ребенка с родителем и, как следствие, вызывать проблемы с поведением. Важно показать ребенку, что его мнение слышат и принимают, его подарки (рисунки, поделки) ценят и им радуются, что он является важным членом семьи.
5. Эмоциональный уровень (5-й год жизни). Это период влюбленности в родителя, желание дарить подарки. Привязанность переходит во внутренний план ребенка (чтобы ее ощущать, ребенку уже необязательно находится рядом с родителем). Говорите ребенку слова любви, смотрите любящими глазами, отвечайте ребенку маленькими подарочками, которые будут знаком внимания и подтверждением вашей любви (например, рисунок, который вы нарисовали для ребенка пока тот был в детском саду).
6. Уровень доверия (6-й год жизни). Это период, когда ребенок открывает вам свои тайны и не может укрыть ложь. Он настолько привязан к вам и настолько вам доверяет, что рассказывает обо всем. Займите принимающую, поддерживающую позицию, поощряйте его честность. Благодарите за доверие.
Крепкая эмоциональная связь нужна всем, в том числе всем взрослым. Продолжайте укреплять привязанность со своими близкими в любом возрасте, используя знания об этих уровнях.
В любом возрасте человеку будет приятно объятие, ощущение, что его ценят, слова любви, доверие и чувство единения/похожести.
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций поддержки семьи и детства. Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр».
Жители районов Коптево, Войковский, Тимирязевский могут бесплатно получить необходимую помощь и поддержку в семейном центре "Коптево" по адресу: проезд Черепановых, 44.
Список книг о привязанности в жизни ребенка:
- "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка" (Л. Петрановская)
- "Не упускайте своих детей" (Гордон Ньюфелд, Габор Матэ)
- "Привязанность", "Создание и разрушение эмоциональных связей" (Дж. Боулби)
- "Привязанность - жизненно важная связь" (Ольга Писарик)
- Теория привязанности и воспитание счастливых детей (Карл Хайнц Бриш)
Автор текста: психолог Ксения Власова.