Найти тему
Алла Викторовна

Что происходит в нашей культуре и как я к этому отношусь

За последние месяцы у меня на канале статьи были в основном на темы, связанные с некоторыми нашими деятелями культуры и их заявлениями. Особенно много я уделила времени уважаемой мною певице Анне Нетребко. Некоторые подписчики, возможно, могли подумать, что я оправдываю всю эту "пацифистскую" кампанию со стороны наших деятелей культуры. Это, конечно, не так. Своё отношение к этому я высказала еще в феврале, сразу после начала событий.

Собственно, в отношении многих из тех, чьи заявления и поступки сейчас бурно обсуждаются, у меня давно не было никаких иллюзий. У меня на канале была в прошлом году статья, где я как раз уделила внимание позиции нескольких наших рок-музыкантов по отношению к Дню Победы. Уже тогда я понимала, что это маркер отношения к Родине, или, скажем, для них - стране, в которой они родились и сделали карьеру. Еще не было никакой "спецоперации", а они уже "осуждали войну" и пели песню "Я не знаю кому и зачем это нужно". В той статье шла речь о Макаревиче, Гребенщикове и Арбениной. Это для меня типичные представители прозападного крыла нашей творческой интеллигенции, настолько прозападного, что как только отношения России и "Запада" резко обострились, они все однозначно выбрали, с кем они. Кто-то, просто уехал из страны (Макаревич, Гребенщиков), другие, как Арбенина, Шура и Лёва би-два, Шевчук, пытаются по-прежнему жить и зарабатывать на жизнь здесь, но при этом находясь мысленно "там", с теми кто уехал. То, что многие из этих личностей, в свое время давали концерты с песнями на День Победы, ни о чем не говорит. Как оказалось, это было просто способом получить неплохие гонорары от государства, которое они тем менее всегда считали враждебным.

Для меня это абсолютно лживые люди с извращенным сознанием, которые лицемерят каждый день, продолжая жить и зарабатывать деньги здесь. Те, кто в эти дни уехал из страны, хотя бы перестали лицемерить. Только бы они не вернулись!

Для меня есть существенная разница между этими персонажами и теми, кто давно делал карьеру за рубежом и даже жил "на западе", но при этом не терял духовной связи со страной. Для меня это Гергиев, Нетребко, Мацуев и некоторые другие (в основном классические) музыканты. Их там немедленно подвергли обструкции именно за это - за духовную и ментальную связь со своей страной, с Россией . Для "запада", с его свободой и демократией, вопроса не было, что делать с такими деятелями русской культуры. Им было предложено либо громко отречься от своей страны, либо уезжать, лишившись контрактов и возможно, какой-то части имущества. К тем, кто давно живет на "западе", но никогда не высказывал симпатий к России, как например, Михаил Барышников, там никаких претензий нет.

Конечно, патриотам России импонирует позиция Гергиева, который спокойно оставил работу с зарубежными оркестрами и просто уехал домой - у него и здесь работы невпроворот, есть чем заняться. Анна Нетребко захотела сохранить контракты и работу в лучших оперных театрах мира, потому что работы в России ей было бы недостаточно. (Тут, кстати, имеют значение не только деньги, но и творческая составляющая, так как работа оперной певицы по всему миру - это лучшие дирижёры, оркестры, партнеры по сцене, постановки). Чисто по-человечески я могу ее понять, и конечно же надеюсь, что она ещё вернется и выступит в России. Но так или иначе, она останется нашей культуре, как остались в русской культуре, несмотря на эмиграцию, Анна Павлова и Федор Шаляпин.

А вот как быть с теми, кто совершенно искренне, бодро, без всякого нажима с чьей бы то ни было стороны отрёкся от своей Родины, страны и народа? Именно так -страны и народа, в том числе своих поклонников?

Для всей этой писательско-актерской-музыкантской братии наступили, конечно, сложные времена. Ведь у них, в отличие от Нетребко и Гергиева, нет никакой публики на "западе" ( кроме ностальгирующих эмигрантов, конечно). Все их творчество было ориентировано на российскую аудиторию и вне этой аудитории не имеет смысла. Но при этом они внутренне презирают свою аудиторию, что многократно подтвердил Макаревич, который теперь высказывается весьма резко (а что, ведь ему уже нечего терять). "Это Россия от вас уехала, муд@чье". Лихо сказано, но это просто фанаберия, и больше ничего. На самом деле эта компания теперь уже окончательно поставила себя вне страны, вне народа и вне русской культуры. Они теперь замкнуты на очень узкий круг себя любимых и небольшого количества "преданных поклонников". Большой России они больше не нужны.

Жалею ли я о том, что эта часть псевдорусской культуры "отъехала"? Честно сказать, нет. Практически нет персонажей, о которых я могла бы сожалеть. Горячей поклонницей "русского рока" я никогда не была, даже в их лучшие годы, не говоря уже о нынешнем их периоде, когда их выморочное творчество и старческие голоса уже невозможно воспринимать всерьез. Писателей типа Акунина-Улицкой-Быкова-Глуховского давно не читаю, и думаю, что без них русская литература точно не пропадет. Уж тем более не пропадем без эстрадных клоунов и престарелых примадонн. Ну и далее по списку.

Жаль конечно, что некоторые талантливые, пусть менее известные, но подававшие надежды, личности тоже "страдают пацифизмом". Это так красиво - нет войне, нет смерти и убийствам людей, я такой добрый и гуманный, а вы все, кто не разделяет моей позиции, - злобные орки-милитаристы. Товарищи при этом, видимо, искренне не понимают, что во время идущей войны призывать к отказу от военных действий нужно как минимум все стороны конфликта. Но нет. Они призывают по прежнему только нашу страну, Россию, сложить оружие, то есть сдаться и признать поражение. Призывали, и продолжают призывать народ к выходу на улицы с протестами и отказу от службы в российской армии. Это не пацифизм, а нечто другое, это называется пораженчество и откровенная работа на врага. "У России нет врагов, это Россия враг всему миру!" - это их коронный довод. Но бесполезно с такими спорить и что-то объяснять, они настолько убеждены в своей безусловной правоте, а своих оппонентов просто слышать не хотят, даже поклонников своего творчества ( к которым, по сути, относятся так же, как Макаревич). На мой взгляд такая упертость говорит все же об одном - об отсутствии ума и сердца, а значит, по большому счету, действительно значимого таланта.

В русской культуре есть много примеров сложных творческих судеб, "метаний", непонимания или неприятия происходящих событий, приводящих к разрыву с Родиной. Но есть одна закономерность - все действительно значимые в нашей культуре личности всегда выбирали в конечном счете страну и народ, а не служение абстрактной идее, и уж тем более не выбирали сторону врага (это просто зашквар для настоящего русского интеллигента). Достоевский был осужден на смертную казнь (замененную каторгой) за участие в революционном кружке, "за мечты, за теории", как он сам говорил. Но вернувшись с каторги резко изменил свое мировоззрение и стал ведущим деятелем русского консерватизма. Пушкин в юности был "вольнодумцем" и большим другом декабристов, но когда началось польское восстание 1831 года (во многом аналог нынешних событий на Украине), написал "Бородинскую годовщину" и "Клеветникам России" (звучащие сейчас остро современно), Я уже не говорю о многочисленных эмигрантах периода гражданской войны, которые были не согласны с большевиками, но все равно по прошествии времени возвращались на Родину. Даже эмигранты 1960-70х годов не были откровенными врагами страны (во всяком случае те, кто был действительно талантлив). Сейчас мы видим иное - "мастера культуры" однозначны в своем отрицании России, у них нет никаких сомнений и даже попыток что-то понять и осознать. А это значит, что они, даже при наличии каких-то талантов, абсолютно бесперспективны как творческие личности.

Меня конечно поражает, что этих псевдорусских деятелей оказалось так много. Порой кажется, что действительно пейзаж нашей культурной жизни существенно поредел. Но если задуматься, то ведь поле, прополотое от сорняков, тоже выглядит пустым, но если на нем сохранились здоровые ростки культурных растений, то теперь условия для их развития будут более благоприятными. Собственно, прополка еще не завершена, и борьба с бурьяном, бурно разросшимся на ниве нашей культуры, должна продолжаться всеми возможными способами.

Оправданы ли повсеместные отмены концертов этих персонажей в России? Я считаю, что это оправдано. Но было бы лучше, если бы эти концерты отменялись не "сверху", а по причине того, что публика массово сдает билеты или просто не покупает. Лично я даже представить не могу, чтобы я отдала свои кровные за концерты Макаревича, Шевчука или Би-два (не говоря уже про фонограммных попсовиков). Они мне и с творческой точки зрения неинтересны, да еще и с такой позицией.

И еще я выскажу очень "крамольную" с точки зрения нынешней творческой интеллигенции мысль - я за введение цензуры в творчестве и возрождение худсоветов. В отличие от советских времен, всем любителям творческого самовыражения можно оставить "лазейку" в виде частных проектов - самовыражайтесь за свой счет или на деньги спонсоров. Но государственные деньги выделять на поддержку антирусских и по сути своей антикультурных "художеств" я считаю, неприемлемо. Именно бесцензурность при обильном госфинансировании привела к тому, что поле русской культуры заполонили все эти сорняки.

В целом, мое отношение к ситуации вполне оптимистичное. Если позиция государства и общественная реакция будет последовательной и адекватной, то в русской культуре в ближайшее время наступит ренессанс.

#Русская культура #макаревич #Шевчук #гергиев #Нетребко

Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, поддержите автора лайками, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал! Мы говорим об актуальных событиях, а также музыке, фигурном катании и многом другом.