Постараемся быть объективными и рассказать, как проверить и выбрать юриста.
Нередко клиенты, заказывая юридические услуги, пренебрегают проверкой самого юриста или юридической фирмы. По этой причине на рынке услуг существует множество мошенников- “юристов” (в большинстве случаев они и юристами не являются), которые получают предоплату от клиентов, а через 2 дня офис закрыт, телефоны недоступны, сайт заблокирован. Хорошо, если клиент потеряет только деньги, нередко сотрудничество с такими “юристами” заканчивается потерей оригиналов документов, которые долго и сложно восстанавливать, а также времени, что зачастую невосполнимо (пропуск срока исковой давности, вывод денег должником за это время и пр.). Поэтому, как и при заказе иных услуг, не пренебрегайте проверкой юристов с точки зрения благонадежности.
Критерии выбора юридической компании
1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Сложно быть специалистом во всех областях, поэтому важно при выборе юриста обратить внимание на его специализацию (недвижимость, долевое строительство, семейное, жилищное, гражданское право и т.д.). При этом, если вы обращаетесь, в юридическую компанию, а не к частному юристу, то компания может быть широкого профиля (в ней могут работать юристы различной специализации), необязательно искать компанию, которая занимается только определенной категорией дел. Важно, чтобы в компании работали юристы, специализирующиеся на решении вашего вопроса (обратите внимание на раздел сайта “О компании”, “Наша команда”, изучите краткое резюме юристов: образование, опыт, стаж). Кроме того, многопрофильные компании являются более стабильными и финансово устойчивыми, так как успешность их деятельности не зависит от меняющейся судебной практики и законодательства. Финансовая устойчивость юридической компании гарантирует, что компания не закроется через месяц ввиду убыточности.
2. ОПЫТ И РЕПУТАЦИЯ
Юрист должен быть не только на словах, но на деле специалист. Лучшее доказательство опыта судебного юриста - это портфолио выигранных судебных дел. Как правило, опытные юристы размещают решения судов на сайте или предоставляют для просмотра в офисе (конечно, скрыв персональные данные клиентов). Обратите внимание на количество выигранных дел, даты первых и последних решений суда. К сожалению, нечестные начинающие юристы нередко воруют решения с сайтов опытных юридических фирм, поэтому при анализе судебной практики изучите также тексты решений: в тексте зачастую указывается ФИО представителя - юриста, если в тексте указано ФИО юриста, которого нет в команде специалистов компании, либо ФИО юриста скрыто, то это должно настораживать).
Сложнее оценить опыт специалиста по сделкам с недвижимостью или иным внесудебным вопросам. Однако вы можете попросить юриста описать примеры подобных дел, рассказать подробно о сложностях, которые возникли и выбранном способе решения, иных деталях процесса. Если у специалиста есть реальный опыт в сопровождении подобных дел, то он сможет подробно, в нюансах описать примеры из практики. Начинающий же специалист скорее всего сможет описать только в общих чертах, исходя из теоретических знаний.
Почитайте отзывы о компании в Интернете. При этом имейте в виду, что не всегда положительные отзывы являются 100 % подтверждением качества, а негативные - плохой компании, так как часто отзывы являются способом манипулирования со стороны клиентов и конкурентов. При этом такой способ применяется и работает, как правило, только в отношении стабильных юридических компаний. Так как такие компании дорожат своей репутацией. Однодневки, мошенники же просто регистрируют новую компанию, сайт, аккаунт в справочниках, переезжают в другой офис и покупают новые многочисленные положительные.
- Обратите внимание на текст отзыва, насколько он детально описывает плюсы, минусы, ситуацию клиента.
- Просмотрите не только негативные отзывы, но и ответы руководства компании на них. Из этих ответов будет видно, как компания реагирует на замечания доверителей и насколько дорожит своей репутацией.
- Обратите внимание на количество отзывов, которые оставил доверитель другим компаниям (есть профессиональные писатели отзывов за плату, поэтому большое количество отзывов за короткий промежуток времени может говорить, что это именно тот случай)
- Обратите внимание на общее количество отзывов о компании, дату последнего и первого отзыва, интервалы времени между ними.
3. ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Сейчас 90 % юридических компаний работают с договором (к сожалению, не все 90 % его исполняют). Обратите внимание на текст договора. По тексту договора можно оценить квалификацию юриста, его составляющего, однако для этого нужно быть специалистом. Вместе с тем, некоторые “подводные камни” может обнаружить и неюрист.
- Договор должен быть грамотным, но и вместе с тем не очень запутанным и громоздким.
- В договоре должны быть обязанности юриста, подробный перечень оказываемых услуг. Нередко можно встретить договоры, в которых юрист за 150 тыс. руб. готовит только претензию или иск в суд, хотя на словах обещал комплексные услуги.
- В договоре должна быть четко определена стоимость услуг (порядок ее определения), порядок и срок оплаты. Обратите внимание, соответствуют ли условия договора условиям сотрудничества, озвученным юристом по телефону (при встрече). Нестыковки могут настораживать.
- Клиентоориентированный юрист разъяснит вам подробно каждое условие договора, а при необходимости, для того чтобы вы были спокойны внесет правки в текст договора, переформулирует условия, относительно которых у вас возникают сомнения (если они не противоречат оговоренным условиям работы).
Обратите внимание не только на договор, но и на то, как в юридической компании построен документооборот (как осуществляется первичное консультирование, анализ документов, как оформляется оплата услуг, прием документов, оформление доверенности и т.д.). Хороший юрист должен быть внимателен к деталям и документам.
Немаловажно также ваше первое впечатление от начала сотрудничества: проведенной консультации, системы взаимодействия с клиентом. Настоящий специалист уже при первой встрече старается вникнуть в дело, внимательно слушает клиента и задает уточняющие вопросы. В то же время он ничего не скрывает и готов объяснить свои последующие действия доступным, неюридическим, языком. Грамотный юрист не будет обещать золотых гор и обязательно предупредит о возможных вариантах развития ситуации, обозначит все нюансы — в том числе и негативные, расскажет о наибольшей вероятности того или иного исхода.
4. ОФИС
Сейчас все чаще клиенты заказывают товары, услуги дистанционно, не приезжая в офис компании. Однако в юридической сфере практика встреч, консультаций юриста и заключения договоров в офисе по-прежнему остается более распространенной, чем дистанционная форма работы. Поэтому мы оставим данный критерий для оценки юридической компании.
Более того, даже заказывая услуги онлайн, важно уточнить наличие офиса юридической компании, так как наличие офиса остается по-прежнему важным критерием стабильности компании: заключайте договор, как вам удобно, но убедитесь, что компания работает не “на коленке”, “в Шоколаднице” или “Кофемании”.
Приезжая в офис, обратите внимание на наличие вывески компании, насколько давно компания работает в этом в офисе, штат сотрудников, насколько офис “живой”, “рабочий”. Уровень же солидности офиса имеет меньшее значение, так как дорогой офис увеличивает цену услуги и может быть свидетельством “пускания пыли в глаза”. В интернете можно найти массу историй клиентов, обманутых юристами, которые располагались в Москва-сити и других крутых бизнес-центрах, получали предоплату, а через некоторое время пропадали: телефон недоступен, офис был арендован на месяц, арендатор съехал.
5. САЙТ КОМПАНИИ
В современном мире сайт уже стал обязательным атрибутом любой стабильной компании. Качество сайта, его наполнение и другие факторы могут многое сказать о компании. Одностраничный сайт с минимумом информации на нем (но, как правило, с всплывающими акциями из разряда “только сегодня скидка 15%” и пр.), нередко говорит о неопытности компании (хотя на нем может содержаться информация о 10-летнем опыте работы). Если у компании есть опыт, то, как правило, они не стесняются им делиться на своем сайте (рассказывают о команде специалистов, выкладывают выигранные дела, отзывы клиентов, полезную информацию).
Полнота и функциональность сайта - это признак того что компания финансово вложилась в свой сайт, а это, как правило, свидетельствует о ее стабильности.
Косвенными признаками стабильности, опытности компании могут быть также: год регистрации домена и отношение поисковиков к сайту компании, присутствие компании на иных сайтах в интернете. Год регистрации домена можно проверить на этом сайте. Однако помните, что домен компания может купить, поэтому не пренебрегайте другими проверками. На поисковую выдачу в Яндекс и Google влияют различные факторы, но, как правило, в ТОП - 10 находятся лидеры рынка (на их сайте много информации по делу, сайт имеет историю, есть упоминания о компании на тематических ресурсах). Однако обратите внимание, находится сайт в поисковой выдаче или размещается в поисковике платно (контекстная реклама).
6. ЦЕНЫ
Сразу стоит оговориться, что высокая цена не гарантирует высокое качество услуг. Цена должна быть “в рынке”, среднерыночной. Слишком низкая цена может говорить о неопытности юриста, который “демпингует”, чтобы набраться опыта работы, наработать портфолио. Высокая цена может быть результатом а) включения в цену сопутствующих завышенных расходов юриста, которые напрямую не влияют на качество услуг (расходы на рекламу, на PR, офис и т.д.); б) психологического хода (в маркетинге принято считать, что дорогой товара (дорогая услуга) ценятся больше, чем более дешевый аналог); в) небольшого количества дел в работе (чтобы получить ту же прибыль, компания вынуждена повышать цену); г) непродуманной кадровой политики, системы оплаты труда и иных ошибок в управлении юридической компанией; д) банального желания заработать больше. А какой смысл платить за одну и ту же услугу больше?
7. УДОБСТВО РАБОТЫ, СЕРВИС
Обратите внимание на отношение компании к клиенту, насколько компания заточена на то, чтобы прежде всего вам было удобно (удобные часы работы, дистанционная форма работы, онлайн заказ, чат, уведомления клиентам о событиях по делу и т.д.). Не тратьте свое время и силы на компанию, которая не дорожит своим клиентом.
Должен ли юрист (юридическая компания) иметь лицензию?
В настоящее время деятельность по оказанию юридических услуг не является лицензируемым видом деятельности. Лицензии юридическим фирмам выдавались до 1998 года. Поэтому отсутствие лицензии у юридической компании - это норма.
Читайте подробный разбор о выборе и проверке юридических компаний, "подводных компаниях", о которых молчат юристы в статье на нашем сайте.
Юрист или адвокат: какой специалист вам нужен? Читайте подробный разбор в статье.