Каждый талантливый ученик мечтает стать победителем или призером ВСОШ. Это все равно, что спортсмену выиграть юношескую #олимпиаду. И место в #институте получаешь, а часто и #деньги! Но главное - статус и диплом, которым можно гордиться всю жизнь.
В феврале-апреле 2022 подвели итоги Всероссийской олимпиады школьников. Я взяла итоговые протоколы и проанализировала по четырём предметам: биологии, химии, физике и математике. Где же готовят детей, которые составят “костяк лучших вузов страны”?
Биология
Как видно из диаграммы, московские школьники заняли почти 50% всех призовых мест (49,29 % если совсем точно). Ученики из Московской области почти 10% (9,29).
Далее идут остальные регионы: Санкт-Петербург -7,14 %, Челябинская область-5,71%, Новосибирская-5%. 80 субъектов Российской Федерации (их всего 85), получили от 2 до 0%. Если точнее, то в 55 нет призёров вообще.
Химия
По #химии Москва заняла 36,05% мест, а Московская область- 6,12%.
Здесь в лидеры пытаются пробиться регионы, в которых находятся сильные естественно-научные школы и университеты: республика Татарстан-8,8%, Новосибирская область-6,12%, Самарская область-6,12%, Санкт-Петербург-5,4%, Мордовия-4,76%, Челябинская область -4,08%, Удмуртская область- 3,4%.
Из 85 субъектов Российской Федерации 58 не подготовили призёров ВСОШ.
Физика
Всош по физике, тройка лидеров: Москва-40,7%, Московская область- 16,8%, Санкт-Петербург-14,53%. Ещё несколько регионов подготовили от 9 до 4 призёров: Республика Мордовия-5,29%, Тюменская область-3,49%, Свердловская область-2,91%, Алтайский край-2,33%, Кировская область-2,33%, Новосибирская область-2,33%. В 60 субъектах Российской Федерации нет ни одного призёра.
Математика
Математика- это единственный предмет, где лидерство Москвы под вопросом. Да, конечно, 30,84% у Москвы, но 25,7% у Санкт-Петербурга и 10,28% у Татарстана.
ГБОУ президентский физико-математический лицей г. Санкт-Петербурга
№239- безоговорочный лидер по числу победителей и призеров ВСОШ по #математике.
Далее расположились: Московская область -5,61%, Свердловская область-2,8%, Новосибирская область-2,34%, Челябинская область-2,34%, Кировская область-1,87%, республика Мордовия-1,87%, Ярославская область-1,87%, Республика Башкортостан-1,4%. В 54 субъектах Российской Федерации нет ни одного призёра.
Почему же так происходит, что везде у нас в лидерах Москва и Московская область?
На мой взгляд, есть несколько причин:
- В Москве сконцентрированы лучше специализированные школы: лицей “Вторая школа”, СУНЦ МГУ, школа Центра педагогического мастерства, школа №57, школа №1252 им. Сервантеса, лицей НИУ ВШЭ, школа “Летово”, школа “Интеллектуал”. Если говорить про Московскую область, которая в этом году на ⅔ увеличила количество победителей и призёров Всеросса, то львиная доля счастливчиков учатся в: АНОО “Физтех-лицей” имени П.Л. Капицы, МАОУГО “Долгопрудный физико-математический Лицей №5”, АНОО “Областная гимназия имени Е. М. Примакова”. Что касается Санкт-Петербурга, то ГБОУ президентский физико-математический Лицей №239 занимает лидерство по математике и сильную позицию по физике в статистике Всеросса.
- В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге находятся лучшие университеты России. Это влияет. Уровень знаний педагогов выше, есть возможность дать не только теоретические знания, но и практические навыки (есть лаборатории). А во многих дисциплинах, помимо теоретического тура, есть практический. Вот тут-то ребята из регионов просто бессильны, кто им может помочь? Никто. Они уступают свои места из-за практической части.
- Центры для одарённых детей, которые устраивают выездные школы, лагеря, интенсивы для олимпиадников, подготавливают методическую базу. В Москве это: Центр педагогического мастерства, Ассоциация победителей олимпиад, онлайн-школа Коалиция, Московский центр непрерывного математического образования. В Московской области–образовательный центр “Взлёт”.
- Денежный вопрос. Москва и Московская область платит деньги победителям, призёрам, учителям, которые их подготовили. И школа тоже получается своё вознаграждение.
Впрочем, не всё так плохо для учеников из регионов. В последнее время, особенно с развитием дистанционного обучения, появляются интересные возможности у ребят. Проблема в том, что, часто, учителя и дети не знают об этом. Как говорится, “плохо у нас поставлена информация в регионах…”.
Продолжение следует.
Как дочка закончила первый год в Яндекс.лицее читать здесь
Отчет о поездке на декабрьскую математическую программу в Сириус здесь
Наш опыт отбора на декабрьскую математическую образовательную программу в Сириус тут
Отчет о поездке на майскую программу по анималистической скульптуре в 2021году здесь
Как дочка отобралась в Сириус по программе Искусство читать тут
Понравилась статья- поставьте лайк!