Найти тему
михаил ригин

Сравнительная космология

2

Древность человека

Сначала давайте проанализируем то, как человек появился в мире. Это описывается в Библии (Творение 1.26-28) следующим образом:

«Затем, Бог сказал «Давайте сделаем человека по образу и подобию нашему; и пусть он правит над рыбой в море и над скотом, и над всей землей, и всякой тварью ползающей по земле». Так, Бог сотворил человека по Своему образу, по образу Бога Он создал его; мужчиной и женщиной Он создал их».

Так, в Библии объясняется, что человек подобен Богу, потому что «Бог сотворил человека по Своему образу». Мы можем найти похожее утверждение в исламских традициях. В наследии Букхари и Муслима записано, что однажды Пророк ислама сказал; «Аллах-Таала (Бог всемогущий) сотворил Адама по Своей собственной суре (форме, образу)». [6]

Ведические писания тоже говорят, что все в этом материальном мире есть искаженное отражение духовного мира. Временные формы, временно существующие в этом мире, являются отражениями вечных форм, всегда существующих в вечном духовном мире. На самом деле материя не имеет формы. Только когда дух входит в материю, материя принимает форму. Все исходит их духа. Материя имеет форму только потому, что ее имеет дух.

Коран не содержит никаких численных данных о появлении человека на земле. В библейском тексте Творения, однако, приведены даты и генеалогии, указывающие на происхождение человека (т. е. Создание Адама), примерно тридцать седьмым веком до РХ.

Еврейский календарь, который рассчитан по Ветхому Завету, очень точно показывает дату появления человека на земле. Говорится, что сотворение мира состоялось 5759 лет назад, а сотворение человека последовало несколькими днями позже. Итак, человек столь же древен, как и годы, содержащиеся в еврейском календаре. Вторая половина 1998 христианского года соответствует началу 5759 года от сотворения мира и появления человека на земле.

Современная наука не располагает даже приблизительными данными о появлении человека на земле. Однако ученые отыскали остатки человеческого труда, которые можно отнести к временам до десятого тысячелетия до РХ Остатки человеческой одаренности, человеческой мысли и деятельности были найдены и их возраст исчисляется десятками тысяч лет.

Это приблизительное датирование относится к доисторическим человеческим видам, и совсем недавно был открыт кроманьонец. Конечно, по всему миру было множество открытий останков, которые кажутся человеческими. Это касается не очень высокоразвитых видов и им может быть сотни тысяч лет.

Научные данные достаточно точны в отношении доисторических видов, таких как кроманьонец, чтобы иметь возможность отнести к гораздо более далеким временам, чем эра, в которой творение помешает первого человека.

Бхагаватам тоже объясняет, что человек появился на земле много сотен тысяч лет назад. В Бхагаватам также описывается, что люди пришли на землю с высших планетных систем. В Коране тоже утверждается. Что Адам был изгнан из рая и пал на Землю. Очень интересно, что Бхагаватам тоже говорит, что жена первого гуманоида, Брахмы, возникла из его собственного тела.

Выдающийся знаток Вед А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что Брахма был первым живым существом, и он тоже женился. Итак, их можно принять как Адама и Еву. [7]

Согласно Библии и Корану, Ева выступает матерью человечества. Мы можем найти подобную концепцию, объясняющую происхождение человечества в Бхагаватам. Давайте посмотрим, каково мнение современных ученых об этом предмете.

Специалисты по молекулярной генетике убедительно и твердо показали, что все ныне существующие группы и ответвления человеческого вида произошли от одной женщины около 247000 лет назад. Они назвали ее «митохондриальной Евой». Эта изначальная Ева жила в Африке.

Согласно исследованиям, проведенным доктором Аланом Ч. Уилсоном из калифорнийского университета, существует генетическое доказательство, что все человеческие виды появились от одной женщины в Северной Африке между 140000 и 280000 лет назад. Другими словами, очевидно, что все мы произошли из чрева одной женщины.

Итак, мы находим женщину, возникшую из тела Брахмы, как это описано в Бхагаватам, и Адама, как это описано в Библии и Коране. Сейчас, однако, мы не встречаемся с таким явлением. Тем не менее, на нашей планете есть живые существа, которые размножаются подобным образом. Например, гидра производит свое потомство из своего тела указанным выше способом. Мы должны также принять во внимание тот факт, что Брахма и Адам не были обыкновенными людьми. Они были особо уполномочены Господом для их особой задачи.

Другим необыкновенным событием, описанным в Коране, а также в Евангелиях, является рождение Иисуса. Он был рожден в отсутствие биологического отца. Наука не дает никаких объяснений тому, как родился Иисус. Аналогично, Коран не дает никаких объяснений такому сверхъестественному событию.

Коран и Евангелия дают нам похожие описания биологических корней Иисуса. Так, появление Иисуса в материальной утробе произошло в условиях, которые лежат за пределами законов природы. Яйцеклетка, порожденная материнским яичником, не нуждалась в соединении со сперматозоидом, который должен был бы изойти от отца, чтобы сформировать эмбрион и впоследствии жизнеспособного младенца.

В науке феномен рождения нормального индивида без акта оплодотворения мужчиной называется «партеногенезом». В царстве животных партеногенез может наблюдаться при определенных условиях. Это возможно для некоторых насекомых, некоторых беспозвоночных и, изредка, при определенном вскармливании птиц. Посредством эксперимента это было возможным для некоторых млекопитающих (например крольчих) дать начало развитию яйцеклетки в эмбрион на самой начальной стадии без какой-либо помощи сперматозоидов. Оказалось невозможным пройти сколько-нибудь дальше, и полный пример партеногенеза, будь то экспериментально или в природе, никогда не наблюдался. Случай Иисуса уникален.

В поисках дальнейшего объяснения этого сверхъестественного события, я столкнулся с очень интересной историей, описанной в Бхагаватам (10.2.16-18). Это история рождения Кришны, которое произошло более 5100 лет назад. Там объясняется, что сначала Кришна вошел в ум Васудевы. Итак, в уме Васудевы Кришна появился как пробуждение сознания. Так как Кришна появился в уме Васудевы, не было нужды в извержении семени.

Вслед за этим, Кришна переместился из ума Васудевы в ум Деваки. Нужно обратить внимание, что Кришна не был перемещен в Деваки обычным способом. Кришне не нужно было жить в чреве Деваки, ибо Его присутствия в ее уме было достаточно, чтобы выносить Его. Васудева не помещал Кришну во чрево Деваки и она не носила ребенка в утробе девять месяцев. Таким образом, Кришна вошел в тело Деваки из тела Васудевы. Кришна был выше законов природы.

3

Сотворение небес и земли

Начало сотворения небес и земли объясняется в Коране (21.30) следующим образом:

Ужель неверные не видят,

Что небо и земля единой массой были,

Которую Мы рассекли на части.

И извели из животворной влаги

Всякое живое существо.

Неужто не уверуют они?

Библия (Творение 1.1-2) объясняет начало творения подобным же образом:

«В начале Бог сотворил небеса и землю. Земля была безвидна и пуста и скрыта тьмой; И Дух Святой носился над водами».

Согласно Бхагаватам, небесные и земные планеты сначала находились вместе в форме семени стебле вселенской лотосоподобной структуры, а затем с течением времени они разделились на отдельные планетные системы.

Современная наука придерживается мнения, что вселенная сформировалась из газовой массы, в основном состоящей из водорода и определенного количества гелия, которая медленно вращалась. Эта туманность постепенно делилась на очень большие сложные фрагменты с огромными давлениями и массами. Специалисты в астрофизике предполагают, что их массы были от 1 до 10 миллиардов раз больше нынешней массы Солнца. Эти огромные фрагменты, возникшие из первичной газовой массы, дали рождение галактикам. Дальнейшая фрагментация проходила в формировании звезд. Планеты, и в частности Земля, также возникли из процесса разделения, имевшего место в начальном составе, который до того был первичной туманностью.

Около 72 процентов земного шара покрыто водой. Высочайшая гора возвышается на 29000 футов над уровнем моря, а глубочайший океан имеет глубину 31600 футов ниже уровня моря, так что разница между высшей и низшей точками земной коры около 11,5 миль. Было посчитано, что если бы все земные массы сравнялись уровнем, вся поверхность была бы под водой, что означает, что вся поверхность земли была бы на 7000 – 10000 футов ниже поверхности океана. Это показывает преобладание воды на нашем земном шаре.

В Бхагаватам (2.10.13) объясняется, что бесчисленные вселенные возникли в Причинном Океане и плавали по его поверхности. Кроме того, половина каждой вселенной заполнена водой. На этих вселенских водах Господь установил Свой трон.

В приведенных ранее стихах из Корана, стих 54 из суры 7 упоминает о сотворении небес и земли, а стихи с 9 по 12 суры 41 упоминают о сотворении земли и небес. Поэтому кажется, что Коран не отмечает последовательности сотворения небес и земли.

Есть лишь несколько стихов, в которых земля упоминается первой, т.е. 2.29 и 20.4, где сказано:

Как ниспослание Того,

Кто землю сотворил

И высь небес построил.

С другой стороны, есть гораздо больше стихов, в которых небеса упомянуты прежде земли: 7.54, 10.3, 11.7, 25.59, 32.4, 50.38, 57.4, 79,27-33, 91.5-10.

Итак, Коран не проводит определенной последовательности сотворения земли и небес. В разных стихах простой союз ва означает «и», связывающее два термина, или иногда используется слово тумма, которое может указывать либо на сравнение, либо на последовательность. Дело выглядит так, что сотворение небес и земли происходило одновременно.

Бхагаватам объясняет, что небесные и земные планеты были проявлены одновременно. Упоминается также, что небесные планеты были населены раньше, а земные позже.

Ранее цитировавшийся стих из Корана (41.11) гласит:

И в завершение всего

Он утвердил создание небес,

Что были как бы пеленой из дыма.

И молвил Он и небу и земле:

«Добром или неволей, встаньте рядом!»

Они ответили: «В желанном послушанье

Сойдемся рядом мы».

Этот стих говорит о начальном газовом состоянии небесной материи. Арабское слово дукан, или «дым», указывает на существование газовых масс с мелкими частицами. Дым обычно состоит из газовой субстанции, которая представляет собой более или менее стабильную суспензию мелких частиц, которые возникли из твердой или даже жидкой материи с высокими или низкими температурами. Ведические писания, такие как Бхагаватам, объясняют, что небесные планеты состоят из более или менее тонких материальных элементов, таких как эфир, воздух и огонь.

В том же стихе 11 суры 41 Корана описывается диалог между Богом, небесами и землей. В Бхагаватам объясняется, что небеса и земля имеют свои управляющие личности, которые иногда разговаривают с Господом и выполняют Его приказы. Объясняется также, что каждая планета во вселенной имеет собственную управляющую личность, которая контролирует планету. Эти личности часто общаются с Богом для решения планетарных проблем.

В следующем стихе Корана (21.30) представлено краткое описание явления, которое составляет основной процесс формирования вселенной:

Ужель неверные не видят,

Что небо и земля единой массой были,

Которую Мы рассекли на части.

И извели из животворной влаги

Всякое живое существо.

Неужто не уверуют они?

Этот стих упоминает процесс разделения (фатх) первичной единой массы, элементы которой вначале были перемешаны все вместе (ратх). В арабском языке слово фатх означает действие разрушения, расслоения, разделения, а ратх означает действие связывания элементов вместе до образования гомогенного целого. Итак, Коран объясняет сотворение вселенной из вначале сингулярной массы, которая сформировалась в блоки, которые впоследствии разделились.

Бхагаватам объясняет творение подобным образом. В начале творения материя была неразделенной, лишенной качеств и гомогенной субстанцией. На первой стадии творения под влиянием взгляда Господа, желаний бесчисленных живых существ и времени, изначально неразделенная материя проявилась в 24 материальных элементах. Более того, в конце жизни вселенной, когда сознание покидает материю, все 24 материальных элемента возвращаются в свое гомогенное состояние.

Коран также говорит о множественности миров. Второй стих первой суры «Аль-Фатиха» в Коране провозглашает:

Хвала Богу, Господу миров. (1.2)

Термин «миры» неоднократно встречается в Коране. Небеса и даже земля упоминаются как множественные. Когда Коран говорит о небесах (самават) много раз упоминается число 7. Например, стих 12 суры 41 («Фуссилат» или «Разъяснены») говорит:

Он семь небес в два дня установил

И каждому назначил службу.

Украсили Мы ближний свод огнями

И обеспечили ему охрану –

Таков указ Мудрейшего – Того,

Кто безграничной власти преисполнен.

Этот стих определяет количество небес как семь. Бхагаватам объясняет, что есть семь высших планетных систем, расположенных одна над другой.

Далее Коран говорит:

«Он – Тот, кто создал семь небес рядами». (67.3)

«Ужель не видите вы, как Аллах

Построил семь небес рядами,

Меж ними свет луны пролил

И солнце в качестве светильника поставил?» (71.15-16)

Некоторые комментаторы Корана заявляют, что число семь дано просто лишь для того, чтобы указать на множественность. Однако сам Коран никогда не утверждает этого. Вдобавок, другие писания, такие как Бхагаватам подтверждают, что есть семь высших планетных систем, которые расположены одна над другой. Коран также упоминает в суре»Аль-Муминун» или «Верующие» семь дорог небесных:

«Мы возвели над вами семь путей,

И никогда творенья эти

(Ни на единый миг)

Не лишены опеки Нашей». (23.17)

Здесь слово тараих буквально означает тракты, дороги, орбиты или пути. Эти семь путей принадлежат семь небесам. Подобная концепция объяснения путей на разные планетные уровни объясняется в суре «Аль-Ма’ари» или «Ступени»:

«От Господа (идущей),

От Владыки всех ступеней,

(Ступеней, по которым)

Ангелы и Дух к Нему восходят

За день один длиною в пятьдесят тысячелетий». (70.3-4)

Здесь маари означает ступени или пути восхождения. В этих стихах присутствует заметный духовный смысл. Можем ли мы достичь Аллаха Высочайшего? По Своей бесконечной милости, Он дал эту привилегию ангелам. Путь, однако, нелегок, его не преодолеть за земной день. Ангелы достигают Его за день, равный 50000 земных лет.

Бхагаватам также объясняет, что существуют особые каналы, по которым осознавшие себя души могут достичь небес или даже высших планетных систем.

Согласно Корану, существует множество небесных, а также множество земных планет. Удивительно, в этой вселенной можно найти другие земные планеты, подобные нашей, но современным ученым их еще предстоит открыть.

Однако стих 12 суры 65 провозглашает следующее:

«Бог – Тот, кто создал семь небес

И столько же земель,

Меж ними повеления Его нисходят,

Чтоб знали вы всю силу Его мощи

И всеобъемлющий охват Его познанья!»

Буквально это означает, что существует семь земных планет и каждая из них отделена от других. Коранический текст ясно указывает на существование более чем одной земной планеты, подобной нашей.

Мы можем найти подобную информацию в пятой главе Бхагаватам. Там говорится, что во вселенной существует семь земных планетных систем с различной атмосферой и формами жизни. Обитатели этих земных планетных систем гораздо развитее нас и жизнь там гораздо приятнее. Это обитель праведных живых существ, и их продолжительность жизни гораздо больше нашей.

Современные астрофизики описывают основной процесс формирования солнечной системы следующим образом: конденсация и уплотнение вращающихся газовых масс, разделение их на фрагменты, из которых позже формируется солнце и другие планеты, среди которых земля. Концепция этой первичной туманности и последующее ее разделение на бесчисленное количество звезд, которые собираются вместе и образуют галактики не оставляет абсолютно никаких сомнений в возможности существования множественных миров. Это, однако, не обеспечивает какой-либо определенности относительно существования других планет, напоминающих нашу землю.

Тем не менее, современные специалисты в астрофизике считают вполне возможным, что планеты, подобные Земле существуют во вселенной. Как пишет П. Гуэрин: «Все свидетельствует в пользу того, что планетные системы в изобилии разбросаны по всей вселенной. Солнечная система и земля не уникальны. … Жизнь, как и населенные планеты, разбросаны по вселенной в тех местах, где сложились необходимые для ее появления и развития физико-химические условия».

Что касается солнечной системы, ни один астрофизик всерьез не рассматривает возможность обнаружения условий, подобных условиям на Земле, на какой-либо другой планете. Поэтому мы должны искать их за пределами этой солнечной системы. Как объясняет Бхагаватам, атмосфера на Солнце, Луне, Венере, Марсе и так далее полностью отличается от земной, поэтому там присутствуют иные формы жизни. Однако в иных космологических измерениях, за пределами этой солнечной системы, существует семь планетных систем земного типа, населенные различными человекоподобными формами жизни. Жизнь на этих земных планетах гораздо более высокоразвита, чем наша.

Другой интересный факт состоит в том, что Коран упоминает о трех различных царствах:

1) небеса;

2) земля;

3) царство между небесами и землей.

Вот некоторые из этих стихов:

Ему принадлежит все на земле и в небе,

Что между ними (пребывает)

И под землей (хоронится от глаз). (20.6).

Кто небеса и землю сотворил,

И то, что пребывает между ними,

За шесть дней. (25.59)

Аллах есть Тот, кто небо сотворил и землю,

И все, что между ними за шесть дней. (32.4)

Мы сотворили небеса и землю

И все, что между ними, - за шесть дней,

И не коснулась Нас усталость. (50.38)

В следующих стихах Корана мы можем найти упоминания о реальности, которая существует «между небом и землей»: 21.16; 44.7,38; 78.37; 15.85; 46.3; 43.85.

Эту реальность между небесами и землей, неоднократно упомянутую в Коране, очень трудно осознать. Некоторые знатоки считают эту реальность космическим экстрагалактическим материалом, недавно наблюдавшимся астрофизиками. Согласно современной астрофизике, основной процесс формирования вселенной лежит в конденсации материала в первичной туманности, за которым следует разделение на фрагменты, которые и составляют галактические массы. Последние затем делятся на звезды, которые обеспечивают суб-продукт процесса, т.е. планеты. Среди групп основных элементов, эти успешные разделения оставляют после себя остатки, называемые «межзвездным галактическим материалом». Этот материал описывается, как светящиеся туманности, которые состоят из пыли и газа и отражают свет других звезд. Затем есть темные туманности с меньшей плотностью, состоящие из более тонкого межзвездного материала. Таким образом, существуют «мосты» из межзвездного материала между галактиками. Астрофизики считают, что межзвездный галактический материал обладает массой, большей, чем совокупная масса галактик. А. Бойчот считает, что наличие этих межгалактических масс имеет первичное значение.

Район между небесами и землей описывается в Бхагаватам (5.21.2) следующим образом:

«Пшеничное зерно состоит из двух половин, и, зная размеры нижней его части, можно без труда определить размеры верхней. Подобно этому, опытные астрономы говорят, что, если нам известны размеры нижней части вселенной, мы можем определить и размеры ее верхней части. Пространство между средними и райскими планетами называют антарикшей, космическим пространством. Там верхняя часть земного царства граничит с нижней частью райского».

Бхагаватам дает гораздо более подробную информацию об этой реальности, которая, несомненно, существует между небесными и земными планетами. Этот район известен как Бхувар. В этом районе имеются различные планетные системы. Они расположены в различных космологических измерениях и обладают гораздо меньшей плотностью, чем Земля. Поэтому мы не способны наблюдать эти планетные системы в наши телескопы.

Когда Коран описывает семь небес, он также делит их на «высшие», «нижние» и «низшие». Мы можем найти эти описания в следующих стихах:

Как ниспосланье от Того,

Кто землю сотворил

И высь небес построил, (20.4).

Украсили Мы нижний свод огнями

И обеспечили ему охрану… (41.12)

Мы небеса ближайшие усыпали звездами… (67.5)

Аналогично, Бхагаватам описывает три типа небесных планет. Они расположены в высшем, среднем и низшем уровнях вселенной. На всех этих небесных планетах живые существа наслаждаются огромным счастьем благодаря их предыдущим праведным поступкам.

Также в Коране есть стихи, которые описывают повторение творения. Например:

Он – Тот, кто создает первичное творенье

И, (обратив его в небытие),

Потом воспроизводит вновь,

И это, (несомненно), легче для Него. (30.27)

Аллах первичное творенье производит

И. (обратив его а небытие).

Потом воспроизводит вновь

Потом к Нему вернетесь вы. (30.11)

Приведенные выше стихи объясняют, что Бог творит вселенную, затем вновь творит ее и, в конце концов, все живые существа возвращаются к Богу.

Бхагаватам дает более подробное описание этих процессов. Вот два процесса повторного творения:

1) частичное повторное творение и

2) полное повторное творение.

Частичное повторное творение происходит в конце каждой вселенской ночи. Вся жизнь вселенной делится на 100 вселенских дней и 100 вселенских ночей. Каждый вселенский день длится 4.320000000 лет и каждая вселенская ночь длится столько же. В конце каждого вселенского дня происходит частичное разрушение и вслед за этим наступает вселенская ночь. В конце частичного разрушения из 14 планетных систем, существующих во вселенной, остаются только три, а именно, Сатйалока, Тапалока и Джаналока. Остальные 11 планетных систем разрушаются во время частичного уничтожения. Все живые существа этих планетных систем возвращаются к Господу и остаются с Ним на протяжении вселенской ночи. В конце каждой вселенской ночи, которая длится 4320000000 лет, происходит частичное повторное творение.

Только после полного разрушения вселенной происходит полное повторное творение. Вся длительность жизни вселенной равна 311040000000000 лет. После этого происходит полное разрушение вселенной. В это время все живые существа возвращаются к Богу. Они остаются с Ним и ждут следующего цикла вселенской жизни. Те из них, кто хотят духовной жизни, отправляются в духовный мир, но те, кто еще хочет материальных наслаждений, ждут следующего творения вселенной, которое происходит примерно через столько же лет.

В современной космологии есть похожая идея, которая называется моделью Пульсирующей Вселенной. Согласно гипотезе Пульсирующей Вселенной, вселенная проявляется из взрыва и продолжает расширяться. Когда-то в будущем расширение вселенной прекратится, и тогда вселенная будет сжиматься до своего прежнего состояния. Считается, что этот цикл из взрыва, расширения и сжатия не имеет ни начала, ни конца. Каждый раз, когда вселенная сворачивается. Она расплавляется до состояния, которое уже существовало, и если она выходит из состояния коллапса, тогда возникает новый мир. Без сомнения, эта идея была позаимствована из писаний.

В заключение мы выделим главные пункты, по которым Коран дает нам информацию о творении. Согласно приведенным цитатам, мы имеем следующее:

1. Существование шести периодов творения является общим.

2. Перемешивание стадий в сотворении небес и земли.

3. Творение вселенной из первичной единой массы образует блок, который последовательно делится.

4. множественность небесных и земных планет.

5. Существование реальности между небесами и землей.

Теперь давайте проверим эти пункты в свете Бхагаватам:

1. Подробное описание множества стадий творения, которые могут быть объединены в шесть периодов.

2. Небесные и земные планеты творились одновременно.

3. Творение 14 планетных систем в одной структуре, которая впоследствии расширялась и делилась.

4. Множественность небесных и земных планет.

5. Существование множества планет между землей и небесами.

Мы можем увидеть очевидные сходства между описаниями творения, приведенными в Коране и Бхагаватам. Единственное различие состоит в том, что Бхагаватам дает гораздо более подробную информацию о различных стадиях творения.