В конце 19 века на Кислых водах появился особняк, совсем нетипичный для архитектурного ансамбля курорта
В конце 19 века на Кислых водах появился особняк, совсем нетипичный для архитектурного ансамбля курорта. Он стоял в Ребровой балке и его шпиль был виден далеко за пределами элитного микрорайона. Чьей идеей было установить деревянный резной зонтик на крыше – который так привлекал всеобщее внимание, краеведы не разгадали до сих пор, также окутано тайной и имя первого владельца. Предположительно, эскизами поделился петербургский зодчий Ропет. Такой вывод сделали по обилию резных деталей и конструкций на фасаде здания – уж больно столичный мастер любил вычурные проекты.
История, окончательно сделавшая этот особняк знаменитым, началась накануне революции. Тогда его выкупила супруга солдата императорской гвардии и тетушка будущего всемирно известного писателя – Марина Горина. В 20-годы 20-го столетия маленькая комнатка на первом этаже стала детской, дом наполнился звонким смехом, а шустрый мальчонка Санька норовил каждый раз, пробежав по лестнице, разбить нос.
- Первое и сразу очень яркое мое воспоминание — залитая солнцем небольшая чистая угловая комната, посреди которой я лежу в кроватке с веревочной сеткой и помню, куда головой, и понимаю, какой хороший день, а мама подходит со стороны, - напишет спустя десятилетия в мемуарах Александр Исаевич Солженицын.
Сегодня на месте бывшей детской кроватки Мастера – экспозиция с его детскими фотографиями. В соседней комнатке продолжает жить его литературное наследие. Однако, в 1994, когда Александр Исаевич приехал в Кисловодск и последний раз навестил дом своего детства, - о былом уюте семейного особняка не напомнило ему ровным счетом ничего. Особняк стоял полуразрушенный, дождь щербил кладку, а резные узоры на фасаде доживали бесславно свой век. Зонтик, венчающий шпиль, исчез в неизвестном направлении.
Спустя 5 дней после смерти Солженицына, Кисловодск потрясла новость – заброшенный дом Гориной будет восстановлен и станет первым в России музеем нобелевского лауреата. На реконструкцию ушло почти 10 лет. 31 мая 2015-го Александр Исаевич «появился» в доме горячо любимой тетушки. Здесь вновь звучит его голос – аудиозаписи интервью, здесь он вновь смотрит задумчивым взглядом с фотоплакатов, а самые счастливые годы его жизни – детства расположены в маленькой угловой комнатке, залитой солнечным светом.
Валерия Поддаева