Найти тему
Момент в истории

Первый в мире танк, разработанный в России.

Сегодня любую армию мира нельзя представить без одного из самых необходимых ее составляющих - танков. Эти бронированные гусеничные машины, вооруженные различным тяжелым оружием стали одним из символов армии и войны. Однако, этому виду вооружения не многим больше ста лет. При этом, первый танк был спроектирован и построен ни где-нибудь, а в нашей стране.

История танков берет свое начало в 1914 году в Российской империи. Страна только ввязалась в мировую войну и вовсю готовилась к масштабным войсковым операциям. Именно тогда в ставку верховного военного командования было отправлено оригинальное предложение от уже известного на тот момент гения инженерной мысли Александра Пороховщикова. В нем предлагался проект самоходной боевой машины на гусеничном ходу для эффективного пересечения бездорожья. Сам Пороховщиковс самого детства занимался конструированием самолетов и был одним из первых в мире, кто построил рабочие летательные аппараты, которые пилотировал лично.

Пороховщиков-гимназист
Пороховщиков-гимназист

Известность и репутация молодого конструктора были весьма велики и к его идее прислушались. 9 января 1915 года Пороховщиков представил чертежи и смету постройки своей боевой машины, названной создателем "Вездеход". На постройку первого прототипа было выделено 9660 рублей, а также здание рижской авторемонтной мастерской со специалистами.

«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. За рулём машины, в фуражке с очками — лично А.А. Пороховщиков
«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. За рулём машины, в фуражке с очками — лично А.А. Пороховщиков

К маю того же года прототип был готов к первым испытаниям. На них танк показал гусеничный пробег скоростью 25 км/ч - последующие первые танки западных стран были очень далеки от таких скоростей и двигались куда медленнее. Позднее, конструкция танка была усовершенствована добавлением к гусеничной тяге колесной, что позволяло комбинированное перемещение машины на колесах по ровно поверхности и подключению гусениц при переходе на труднопроходимую местность. Уникальна была и броня танка, представляющая собой сочетание жестких и упругих слоев металла и специальных вязких прокладок, изготовленных из прессованной морской травы. Получившаяся обшивка выходила эластичной, удобной в обшивке и при этом весьма не дорогой. В 1916 году на новых испытаниях танк "Вездеход" развивал скорость уже в 42 км/ч, что поражало на тот момент всех современников.

-4

Не смотря на все свои успехи, прототип до массового производства и применения на поле боя не добрался. Война уже шла и командованию нужны были быстрые и рабочие решения для военных целей, а изобретение Пороховщикова нуждалось в дополнительном времени на оптимизацию конструкции и дополнительные испытания. Так, на данную машину так и не успели попробовать поставить орудие, хотя такие планы активно обсуждались. Бюджет проекта также быстро перевалил за выделенные средства и требовал все новых расходов, от которых было решено временно отказаться.

Схема конструкции «Вездехода»
Схема конструкции «Вездехода»

В сентябре 1916 года англичане впервые применили на полях сражений свои версии танков. О них уже говорил весь мир и для многих именно эти машины стали первыми танками. Видя успех в применении танков, русское военное командование снова стало испытывать интерес к проекту и 17 января 1917 года конструктором был представлен проект "Вездехода 2". Это уже была куда более массивная и приспособленная для боя машина с экипажем в 4 человека и «броневой рубкой». Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом «Максим» в каждом. Еще один «Максим» крепился в лобовом листе корпуса. Идея движителя осталась прежней, добавились только колеса на концах заднего барабана.

Рисунок макета «Вездехода №2»
Рисунок макета «Вездехода №2»

Постройку прототипа и запуск серийного производства танка прервала революция 1917-го года. Дальнейшие опыты и разработки новых типов этого вида вооружений проходили уже по окончанию гражданской войны и образованию СССР. Не смотря на то, что "Вездеход" так и не был запущен в массовое производство и не применялся в полевых условиях, первенство изобретения все же принадлежит нашему русскому конструктору Пороховщикову. Многие конструкционные решения первого в мире танка, например разнесенное многослойное бронирование, на много опережали свое время и были использованы в танкостроении лишь через половину века.