Александра Шанявская
Не перестаем удивляться насколько Невский район богат на необычные здания с забавными названиями! Конечно, многие помнят дом-колбасу начала 1930-х годов у метро Ломоносовская. Неподалеку от него есть еще одна удивительная постройка, которую часто называют дом-стакан.
Не перестаем удивляться насколько Невский район богат на необычные здания с забавными названиями! Конечно, многие помнят дом-колбасу начала 1930-х годов у метро Ломоносовская. Неподалеку от него есть еще одна удивительная постройка, которую часто называют дом-стакан.
Речь идет о высоком цилиндрическом здании на улице Седова, 58, которое хорошо видно с соседних улиц —Дудко и Цимбалина. Официально это был проект повторного использования под шифром 9683/17, предназначенный для общежития башенного типа на 416 человек. Его авторами стали архитектор А. Н. Корнилова и инженер Л. В. Трусов, которые работали в той самой легендарной мастерской № 5 ЛенНИИпроекта, из которой вышли проекты первых панельных кварталов здесь же, в Невском районе (о них мы рассказываем подробно на нашей пешеходной экскурсии “Район без излишеств”, которая состоится 12 июня. Записаться можно по ссылке: https://nevzastavamuseum.timepad.ru/event/2040949/)
Проект был создан в 1974 году и встречен с большим воодушевлением, если судить по тону статьи из журнала “Строительство и архитектура Ленинграда”. Ведь к началу 1970-х годов панельное строительство шагнуло так далеко, что появилась возможность строить дома любой конфигурации и протяженности, и подобные точечные здания должны были стать “акцентами, необходимыми для активизации градостроительно важных узлов” и “избавить современную застройку от присущей ей монотонности” [1; стр.14-15].
В итоге в Ленинграде за период с 1974 по 1980 год было построено 8 подобных экспериментальных зданий. Причем построенные по одному проекту общежития имели отличия: например, в Красногвардейском районе подобный дом имел пристройку - столовую, тоже круглую в плане; во Фрунзенском районе общежития были возведены попарно. Общим для всех стал запоминающийся силуэт с треугольниками окон, вырастающими как кристаллы из кирпичного стопа основного объема, который завершается остекленной “шайбой” вентиляционной шахты. Таким образом, здание получается 15-этажным: высокий цоколь, 13 жилых этажей и техническая надстройка на крыше.
Конструктивная основа дома довольно проста: вертикальные пилоны по краям и сердечник вертикальных коммуникаций в центре, проще говоря, точечные опоры снаружи и несущие стены внутри. Получилась уникальная конструктивная схема, такого в ленинградском типовом жилищном строительстве нигде не встречалось!
Второй уникальной особенностью здания стало применение панелей очень необычной трапециевидной формы, которые повторяли конфигурацию комнат, что хорошо видно на плане жилой ячейки.
Она представляла собой две комнаты, объединенные общим холлом, в который выходили двери душевой, санузла и умывальника. Комнаты, и без того достаточно просторные (по 12 метров), визуально расширяли два окна, расположенные на широкой стороне, прямо напротив входа в комнату.
Из подобных двухкомнатных ячеек и состоял этаж: по окружности чередовались четыре ячейки, затем шло два общих помещения (гостиная, кухня или помещения для сушки белья), далее еще четыре ячейки и выход на открытую лестницу и лестницу внутреннюю. Именно эта открытая лестница не имеет остекления - по причине пожарной безопасности — и потому служит единственной паузой в ритме треугольников окон на фасаде доме.
Все ячейки и названные выше помещения соединялись круглым коридором, откуда был также выход к двум лифтам, к которым тоже примыкали общественные помещения. Поднявшись на лифте на последний этаж, можно было выйти на крышу с одноэтажным, полностью стеклянным павильоном, который предназначался для размещения здесь заведений бытового обслуживания, в том числе парикмахерской. На этом удобства для жильцов общежития не заканчивались — в холле первого этажа также были установлены два (!) телефона-автомата: для местной и междугородней связи.
По воспоминаниям обитателей общежития, в советские времена в подобных домах жили весело: принимали солнечные ванны на крыше, вместе праздновали первомай, дети катались на велосипедах по круглому коридору, который с наступлением темноты превращался в настоящие катакомбы с бесконечными дверями, так что гости навеселе с трудом находили выход под утро.
С учётом того, что это здание возводилось для временного проживания (ведь в общежитии публика постоянно меняется), проект можно признать удачным. Очевидными плюсами были светлые и относительно большие (по сравнению с квартирами в панельках хрущевской эпохи) комнаты правильной формы, раздельные санузлы, большое количество общественных помещений и, конечно, необычный внешний вид дома. С экономической точки зрения проект также был очень выгодным, ведь из-за цилиндрической формы внутреннее пространство распределялось очень рационально, так что коэффициент К1, то есть соотношение жилой площади и полезной, был высоким — 0,76 (оптимальными считались показатели 0,5-0,7). То есть, при небольшой площади участка, отведенного под строительство дома, удавалось крайне эффективно использовать эту территорию. Круглый в плане дом с большим количеством окон также было проще разместить в уже построенном квартале, так как ориентация по сторонам света не играла такой роли как для домов прямоугольной или комбинированной конфигурации.
Однако, распространенной эта серия общежитий не стала, вероятно, по причине высокой сложности и стоимости изготовления панелей трапециевидной формы, для производства которых надо было выделять отдельную линию домостроительного комбината, занятого, прежде всего, строительством жилых домов, спрос на которые был явно выше. Новые проблемы возникли в постсоветский период, когда из общежития пытались сделать обычный жилой дом. Помимо формальных трудностей перевода помещений общежития в жилой фонд, у жильцов возникли сложности с обустройством нормальных ванных комнат и кухни. Интересно решили задачу в подобном доме в Купчино — один этаж оформили как одну большую коммунальную квартиру, чтобы не вдаваться в детали того, каким образом сделана перепланировка. Таким образом, площадь круглого коридора также вошла в состав квартиры, поэтому жилая плата существенно выросла. Именно поэтому на рынке недвижимости квартиры в подобных домах не слишком востребованы. Мы же можем лишь вздохнуть вслед за Лисом из “Маленького принца”, что нет в мире совершенства, поэтому редко когда построенные в советское время по экспериментальным проектам здания сохраняют свое первоначальное предназначение и оттого обаяние в глазах наших современников.
Список литературы:
- Вертикаль в силуэте застройки. Проект общежития цилиндрической формы // Строительство и архитектура Ленинграда. 1974. № 7. С. 14-15.
- ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп.10. Д. 395. Корнилова Анна Николаевна. 19.11.1954–23.04.1964. URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgali/R-341/10/395
- Я живу в доме-«стакане» в Купчине (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга. URL: https://www.the-village.ru/city/where/250961-glass-house (Издание включено в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в Сети, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено, а также в реестр сайтов, содержащих информацию, распространяемую с нарушением авторских и (или) смежных прав. Доступ к сайту заблокирован Роскомнадзором)