Продолжение публицистического цикла, посвященного легендарному альбому Queen «The Miracle». Здесь музыканты рассказывают о работе над альбомом, о том, как создавались эти замечательные композиции. Первую тематическую статью можно прочитать по ссылке. Приятного прочтения.
Вопрос: «Откуда берутся ваши идеи?»
Джон Дикон:«Понятия не имею. Вдохновение ко мне иногда приходит даже ночью. Вдохновить может всё что угодно: книга, картина или статья в газете».
В.: «Ваш последний альбом называется "The Miracle". Почему вы выбрали такое название? Я слышал, что вы нередко испытываете трудности, когда приходит время выбирать название записи. Это правда?»
Фредди Меркьюри:«Нам не нравятся концептуальные названия, то есть те, что раскрывают всю природу записи. В нашем случае найти такое название практически невозможно, потому что все наши альбомы очень разноплановы, и охарактеризовать их одним или несколькими словами трудно. Я приведу вам пример, а затем Джон расскажет подробнее. "The Miracle" изначально назывался "The Invisible Man", так как у нас есть одноименная песня. Это достойное название, и его можно интерпретировать в самом широком смысле. Но потом мы представили себе толпы журналистов, которые фантазируют об этом названии, находят здесь какие-то "скрытые" смыслы, а потом на этой основе сочиняют много дерьма. Поэтому в последние дни работы в студии я сказал Роджеру, что было бы лучшее переключить фокус на другую игру, и так появилась идея назвать альбом "The Miracle". Это, по нашему мнению, более безопасно и конструктивно. Уверен, что многие решат, что группа воображает о себе невесть что и, назвав запись так, считает, что создала настоящее чудо. Меня забавляет эта мысль, но в конце концов каждый выберет тот вариант, который считает нужным. Песня "The Miracle" была и остается одной из составляющих пластинки».
Роджер Тейлор:«Это чудо, что мы его закончили (Смеется). Мы обсуждали несколько названий, что вполне обычно для нас. "The Miracle" – это название песни. И мы подумали, что это звучит красиво, прямолинейно и просто. Мне нравится!»
Д.Д.: «Да, сначала мы думали его назвать "The Invisible Man", но затем остановились на "The Miracle". Это сложное название, но оно возникло из песни, и ощущение, стоящее за ним, приятно. В некотором смысле оно выглядит наивно, но зато искренне. Впрочем, всё это остается развлечением. Если люди получают от этого удовольствие, то мы считаем свою задачу выполненной. Первые песни отражают суть всего альбома. Первой идет "Party", в которой мы вернулись к коллективному звучанию, хору и гармониям. "Khashoggi’s Ship" в некоторых моментах напоминает Led Zeppelin, но удивляет чистотой записи».
Брайан Мэй:«В этих двух пьесах мы играли вместе, и первый трек получился таким хорошим, что мы захотели сохранить этот темп на всем альбоме. Затем Фредди написал другие слова, и я добавил несколько гитарных частей, однако все песни исполнялись вживую, без искусственных технологий».
Р.Т.: «"Party" и "Khashoggi’s Ship" звучат очень достойно. В этом альбоме возвращаются великие вокальные гармонии, типичные для прошлого группы, однако мы добавили к этому немного электроники. В этом смысле "The Invisible Man" представляет наиболее яркий пример».
Б.М.: «Тогда мы использовали предварительно записанные последовательности, которые стали для нас отправной точкой. "The Invisible Man" начинается с одной любопытной технической вставки, но затем характер песни меняется».
В.: «Знаю, что вы гордитесь соло, исполненным в этой песне».
Б.М.: «Я бы сказал, что это соло отражает мое настроение в тот момент. Внезапно я почувствовал себя способным сказать свое слово. Не помню, была ли тогда готова песня, однако я записал свое соло всего за пару дублей. В студии создалась необыкновенная атмосфера, когда все чувствовали некое общее вдохновение. Я не могу объяснить всё это. Мне очень хотелось работать над гармониями, и я вложил в эту песню всю свою энергию. Мне нравится этот стиль, однако я так и не продолжил его в будущем».
В.: «У этой песни есть видео, которое вошло в историю».
Б.М.: «Мы впервые тогда использовали дистанционно управляемую камеру, которая подчиняется компьютеру. Это было использовано для создания некоторых эффектов, в том числе, когда вы видите несколько изображений меня, играющего на гитаре. С той поры прогресс ушел далеко вперед, но в то время это выглядело очень авангардно. Лично я нахожу это очень забавным.
Клип рассказывает историю о маленьком мальчике, который увлечен видеоиграми. Плохие персонажи, то есть мы, оживают и становятся частью его жизни. Думаю, что с тех пор эта идея использовалась много раз. Сейчас это нельзя назвать оригинальным, но в то время всё выглядело очень свежо и круто.
Многие идеи песни "The Invisible Man" принадлежат Роджеру. Именно он придумал все эти технические эффекты. Между прочим, его сильно критиковали за то, что он обыграл здесь мотив "Охотников за привидениями».
Р.Т.: «Да, это одна из моих песен. Она намного опередила свое время. Идея пришла ко мне во время чтения книги. Вначале я придумал басовый поворот, а потом и кое-что другое. Думаю, что "The Invisible Man" – одна из наших лучших записей. Она звучит очень хорошо. Там очень много инноваций. Некоторые части я придумал в ванной комнате, как когда-то Фредди - "Crazy Little Thing Called Love".
Я думаю, что видео полностью соответствует песне. Это был очень изобретательный сингл. Мне нравится гитарное соло Брайана, которое звучит в середине.
Сам клип был сделан весьма умно. Очень приятно смотреть. Я помню эти замечательные зеленые очки, которые Фредди впервые надел на мой 40-й день рождения. Он напугал гостей до смерти. Они действительно страшные. И мне очень нравится ковбойская шляпа Джона. Она, на мой взгляд, ему очень идет.
Было приятно воплотить идею видео, по которой нас попросили поиграть в детской комнате».
В.: «Queen неизменно используют самые современные технические эффекты. Это ваша идея, Брайан?»
Б.М.: «Это наша общая идея. Мы любим развиваться и используем достаточно много эффектов. При этом стараемся не забывать, что мы используем технологию, а не она нас. Да, на этом альбоме много технических изобретений, но все они лишь поддерживают гитару, бас, барабаны и голос. Мы постарались сохранить нашу свежесть. Конечно, это не значит, что так будет на каждой записи. Некоторые песни представляют весьма сложные конструкции. Тем не менее мы надеемся, что сохраняем баланс между человеческой стороной и техникой».
В.: «Ваш альбом только что вышел, однако, насколько мне известно, вы, Брайан, скоро вновь вернетесь в студию для записи сольного материала. Это так?»
Б.М.: «Сольный проект направлен на то, чтобы придать форму тем вещам, которые не подходят под концепцию Queen. Однако мои лучшие идеи всё равно идут в группу, и это лучший способ выражения, что у меня есть. Мой сольный альбом будет придерживаться направлений хард-рок и хеви-метал, но планируются и акустические песни. Однако ему пока не хватает некоторых штрихов, и в данный момент я думаю над этим».
В.: «"I Want It All" стал первым вашим синглом с 1986 года».
Б.М.: «"I Want It All" была уже готова, когда мы вновь оказались в студии. Она, вероятно, была придумана в 1987 году. Её рифф настойчиво преследовал меня в течение нескольких месяцев. Название песни обыгрывает любимую фразу Аниты. Она всегда была очень амбициозной девушкой и часто говорила: "Я хочу всё и немедленно".
В период создания видео Фредди был действительно болен. Ему было трудно находить энергию для такого рода вещей. Но вы вряд ли почувствуете это в клипе. Он и тогда выкладывался по полной. Здесь было много силы воли, и мы все прекрасно понимали это. В те годы мы не могли исполнять эту песню вживую. Но сейчас этот номер является одной из изюминок Queen. Это очень увлекательно и предназначено для того, чтобы заставить аудиторию петь. В некотором роде песня похожа на гимн, и нам это нравится.
Думаю, что клипы создаются на основе общего направления песни. В данном случае нам хотелось воссоздать наше концертное выступление. В клипах вы всегда чему-то или кому-то подражаете. Однако при этом вы прикладываете гораздо больше усилий, чем для той же "Top of the Pops". В клипе на "I Want It All" мы стремились воплотить то, что обязательно бы сделали, если бы отправились в тур.
Моя часть начинается в середине видео. Здесь я, возможно, пытался подражать Питу Таунсенду (лидеру рок-группы The Who. – Прим пер.). В этой части у нас состоялся замечательный дуэт, своеобразный спарринг с Фредди, и это было очень весело».
Р.Т.: «Не думаю, что это наше самое интересное видео. Всё довольно просто с точки зрения презентации и идей. Есть только передний план, большие объективы и хорошее исполнение. Тогда нам надоело кем-то притворяться, играть на съемочной площадке. В то время был очень популярен фильм "Бегущий по лезвию" (фантастический фильм Ридли Скотта 1982 года. – Прим. пер.). Мы хотели передать некоторые его стилистические концепции в простой манере, с помощью своеобразного живого выступления. Это без учета моих волос, которые отражают моду 80-х.
Мне очень нравится срединный рок-сегмент песни. Вероятно, многие люди забыли, что мы умеем играть настоящий рок-н-ролл. Заглавная песня "The Miracle" также весьма интересна с точки зрения текста. Это большой праздник жизни, молитва о прекращении любых противостояний».
Б.М.: «В Англии далеко не все благосклонны к этим идеям. Они считали нас лицемерными, показными идеалистами и говорили, что мы не имеем права говорить о мире. Несмотря на всё это, мне всегда нравилась песня "The Miracle". Очевидно, это одна из самых волшебных композиций Фредди. Я помню, как нам было радостно снова приходить в студию. Тогда мы действительно работали вместе, строили и рисовали так, как будто у нас были в руках кисти разных цветов. Но идея принадлежит Фредди, и она по-настоящему смелая. Мы говорим о человеке, который знает, что умрет. И вот он пишет песню о чуде – очень легкую, добрую и полную радости. Это, вероятно, и было частью гения Фредди, когда он дарил радость другим, хотя самому ему было далеко не всегда сладко. Это одна из моих любимых композиций Фредди. Было бы здорово спеть эту песню вживую, но тогда мы не могли себе это позволить. Тем не менее я вполне могу представить это произведение со зрителями».
Р.Т.: «В Великобритании считают идеализм наивностью, некой ложной идей. Но в идеализме в действительности нет ничего плохого. Ник Лоу написал замечательную песню под названием "(What's So Funny 'Bout) Peace, Love, and Understanding" (рус. «Что смешного в мире, любви и понимании?»), и что плохого, если Queen делают это?
"The Miracle" – достаточно непростая песня. Мне нравится её структура. Я знаю, что Фредди был очень к ней привязан. Это не моя любимая песня, но мне нравится её структура и изменения. Я думаю, что они хорошо звучали. В песне очень наивный текст в оптимистичном ключе. Не думаю, что мы при этом были циничны».
Ф.М.: «Мы с Джоном придумали несколько аккордов и решили, в каком направлении будем развивать текст песни. Надеюсь, вы понимаете, что, говоря о чуде, мы не себя имеем в виду. Мы ждем чуда и мира во всем мире. Я много говорил об этой проблеме, но впервые написал об этом песню. Мне нравится, как она звучит. Непростая тема, и каждый участник внес свой вклад в написание текста».
Продолжение следует…
***
Статья была подготовлена на основе следующих материалов: интервью Queen ВВС-1, итальянскому журналу «Suono», интервью Брайана Мэя и Роджера Тейлора американскому журналу «Los Angeles» (всё 1989 года), статьи "Queen - Long Life to the Queen" Мишель Прими (1998), документального фильма «Queen: Champions of the World» (1995 года).