Четвёртое десятилетие Виктор Наумов занимается делом, которое стало любимым для него и фирменным для современного Златоуста. Именно художественная мастерская «Практика» одна из первых в городе вышла на новый виток златоустовского промысла — гравюры. Возглавить предприятие, найти свой почерк, стиль, нишу на рынке, заработать авторитет и укрепить марку продукции с именем «Практика» — это то, что можно ёмко назвать судьбой Виктора Наумова.
О культуре. Материальной
Он вошёл в свой рабочий кабинет — и сразу стало жарко. От накала разговора, энергии, эмоций. Хотя минуту назад мы ёжились от майского «тепла».
— Надо спасать промыслы! — с места в карьер начал Виктор Алексеевич. —Направляем свои предложения нашему уважаемому депутату Олегу Алексеевичу Колесникову. Считаем, что народные промыслы не должны быть подчинены Министерству торговли и промышленности. Нас надо передать в Министерство экономического развития. Дело в том, что у нас есть по-настоящему действенная структура — Ассоциация народно-художественных промыслов. Ей более 30 лет. Её предложения узаконены и проверены временем.
Виктор Алексеевич, как опытнейший руководитель одного из предприятий Гильдии мастеров-оружейников Златоуста, куда входит «Практика», прежде всего патриот России. По его глубокому убеждению, в свете нынешней русофобии просто нельзя терять исконные нити материальной русской культуры, какими являются народные промыслы. В их числе — наша златоустовская гравюра.
Аргументы, тревога и боль руководителя «Практики» очень понятны. Более чем красноречиво это засвидетельствовали главные герои, о судьбе которых печётся мудрый Виктор Алексеевич. Вот они, на его рабочем столе, — изделия, созданные мастерами «Практики», его коллективом, коллегами. Трудящимися! Так не в шутку, а всерьёз называет он тех, кто умеет создать продукт, прикладывая ум, талант и руки. Условно для себя делит людей на трудящихся и чиновников. Нетрудно догадаться, что мечта всех умных практиков в том, чтобы им, если не помогают, хотя бы не мешали делать дело.
За трудоёмкостью — совершенство
— Думаете, почему многие клиенты-заказчики хотят купить именно наш кортик? Ведь есть дешевле. Но те, кто знают толк, говорят, что готовы платить за марку. Проверенную. А мы не можем работать на другой высоте. Мы взяли эту планку. Это подтверждает многолетнее партнёрство с достаточно большим блоком служб силовиков, — заметил Виктор Алексеевич.
Мы разглядывали кортик из именитой серии «Калашников», всматривались в рисунок на клинке, детали, накладные элементы. Вот он — наградной кортик! Известно, что наградное оружие для военного человека — символ чести. Фирменные технологические трудоёмкие подходы к изготовлению изделия, о которых поведал Виктор Алексеевич, они за кадром, а на лицо — само совершенство, та самая марка. Её и выбирает заказчик. Одно слово — «Практика»! Совсем не случаен особый статус, которого удостоено предприятие: «Официальный поставщик Московского Кремля».
Из энциклопедии «Челябинская область»:
«Практика» — художественная мастерская, специализирующаяся на изготовлении эксклюзивных образцов холодного оружия и предметов быта. Создана в 1991 году. Художники мастерской (Г. Берсенёв, Ю. Рябков, О. Аверкин, В. Тычкин) продолжают традиции златоустовской школы холодного украшенного оружия. «Практика» — первая современная мастерская, использовавшая булатную (дамасскую) кованую сталь. По высочайшему благословению Патриарха Алексия II удостоена быть Патриаршей художественной мастерской. Холодным оружием «Практики» укомплектован Кремлёвский полк.
Общение с руководителем, как и предполагалось, вышло за рамки официальной визитной карточки предприятия. Потому как в её содержание отдельной страницей входят многолетнее сотрудничество и дружба с легендарным конструктором Михаилом Калашниковым, масштабные проекты изготовления украшенного оружия к 850-летию Москвы, 300-летию Военно-морского флота и многие, многие другие. Достаточно сказать, что в самой начальной биографии «Практики», в 1993 году, есть история дарения морского кортика супругу королевы Великобритании Елизаветы.
Сегодня Виктор Наумов продолжает выводить на творческие орбиты свой талантливый коллектив, зная, что есть надёжный тыл на производстве и в семье, молодое поколение которой постигает его науку.
И ещё. Герой публикации считает знаковым в своей судьбе образование, полученное в самом лучшем институте — Казанском авиационном. А ранее — уроки учителя с заглавной буквы Эльвиры Николаевны Фёдоровой. Запомнились её аргументы по поводу важности теории и практики, где последняя главенствует. И стали понятны корни названия мастерской «Практика», которой Виктор Наумов посвящает жизнь.
Надежда Глыбовская
Фото Евгения Толкачёва