Сочинение… Предмет споров, причина словесных баталий и сломанных копий. Меня всегда удивляют уверенные высокопарные высказывания тех, кто не работает в школе (политиков, литераторов, деятелей искусства и др.): дети не умеют мыслить нешаблонно, они несамостоятельны в своих суждениях. Уверена, что на момент их публичных возмущений их дети или внуки в школе не учатся. Не хочется обижать известных и неизвестных, но пафос их речей лично у меня вызывает не недоумение, а встречное возмущение. Никто не помнит себя в 17 лет? Прямо все прекрасно владели устной и письменной речью?!
А может быть, ошибка в самом стандарте, предъявляющем не соответствующие возрасту подростка требования? Речевая компетенция, по утверждениям психологов, формируется позже всех остальных, потому что она основывается на достаточно высоком уровне владения многими навыками самых различных областей мышления. Если бы уровень владения речевыми навыками всех выпускников соответствовал бы ФГОС, то у нас все бы со школьной статьи пошли в писатели, стали поэтами, журналистами. Ну не может быть так, как мечтается составителям Стандартов! Даже если уделять вдвое, втрое больше времени на развитие речи, показатели изменятся мало и не критично! Мне кажется, это не только моё личное мнение, не только мнений учителей, но и данность.
Вот звучит обвинение, что дети используют штампы. А что невероятно плохого и преступного в этом? К 17 годам в школе выпускник должен только стены «своего дома» построить, а уж достраивать, крышу возводить –это позже. А как создать основание крепкое и прочное, если не отработать и не закрепить навыки до уровня самостоятельного использования? И что получается: испугавшись этих обвинений, составители программ, а вслед за ними учителя, требуют творческий подход, начиная со 2 класса. При выполнении креативных заданий ребёнку, ещё не усвоившему азов, ещё не отработавшему навык чтения и пересказа, неизбежно приходится обратиться к старшим, потому что задание сильно превышает его уровень развития. Впоследствии он привыкает к мысли, что сам он ничего не может. Далее –без комментариев. В школе боятся дать в помощь для составления письменного высказывания те же штампы, которые структурировали бы мысль учащегося (на то он и УЧАЩИЙСЯ, пардон, ОБУЧАЮЩИЙСЯ) и обеспечивали бы усвоение необходимой логики изложения мысли. А потом, ограничиваясь очень общим планом ответа (ну очень простым и неконкретным), приходится учителю радоваться уже тому, что ребёнок вообще сумел что-то написать (в уме держим, что написано взрослыми). Потом приучаем к хорошим отметкам только за то, что высказал своё суждение, не указываем ребёнку на несостоятельность его мыслей и выводов (вдруг обидим, да и кто хочет слышать упрёки, что на уроках не разрешается самостоятельно мыслить).А что в итоге? А в итоге - неумение изложить или составить своё высказывание, привычка к тому, что радуются любому сказанному слову. А ещё... Это причина того, что многое у нас в стране делается демагогами!
А потом вдруг – ба-бах –в 11 классе итоговое сочинение с жёстким планом и правильной логической последовательностью! Караул! Мой ребёнок всегда писал на «5», а теперь не смог! Ужасный ЕГЭ! Отменить итоговое сочинение. Да и вообще бедный ребёнок столько времени стал тратить на чтение, ужас!
НА мой взгляд, надо не бояться использовать старый проверенный репродуктивный метод. И если в младших и средних классах не отвергать повторение текста после исправленных ошибок, если помочь использованием тех же самых штампов, тогда к выпуску ученик, усвоив необходимую логику и структуру разных видов сочинений, освоив необходимую терминологию, сможет заменить штампы своими словами, проявить свою свободу, не скатываясь до демагогии.
Мысль о проведении итогового сочинения очень здравая, подготовительная работа уже приносит пользу. Но надо признать свою вину: недостаточное количество времени на развитие речи и, не будем лукавить, недостаточное владение навыками составления письменного высказывания самими учителями. Выход есть: начинать надо с обучения учителей, а пока, может быть, стоит упростить требования. Ни для кого не секрет, что комиссиям приходится при проверке на многое закрывать глаза, потому что требования заранее нереальны.
Извините за назидательный тон, но переделать не получается.
Как вы относитесь к сочинениям? Со стороны учителя... Со стороны репетитора.. Со стороны родителя.. А если напишет кто-нибудь из выпускников - вообще интересно.