Найти тему
Anzhee

Линейные прожекторы как элемент художественного освещения

Линейное освещение использовалось в театральных постановках с давних времён.

До 19 века это чаще всего были выставленные в ряд свечи, располагавшиеся по периметру сцены. Затем перешли на масляные лампы, которые использовались и как рампа, и в потолочных люстрах, и в качестве бокового освещения сценического пространства. Колбы, закрывающие источник света, изготавливались из разноцветного стекла, чтобы добавить представлению необходимых красок.

Со временем появлялись всё новые типы освещения – друммондов (или рамповый) свет, электрические дуговые лампы, газовые светильники – главным недостатком которых оставалось то, что все они источали пламя. Это предполагало известные трудности в использовании: защищённость от сквозняков, установку вдали от предметов, способных загореться, строго определённое расположение самих ламп.

Друммондов светильник (limelight) на выставке в Музее искусств Университета Коимбры, Португалия
Друммондов светильник (limelight) на выставке в Музее искусств Университета Коимбры, Португалия

В 1870-х Томас Эдисон создаёт свой вариант лампы накаливания и успешно выводит её на рынок, тем самым быстро повысив популярность электрического освещения и внедрение его во все бытовые и производственные сферы. Для театрального света это стало настоящим прорывом – теперь известные принципы светохудожественного оформления спектаклей вышли на совершенно новый уровень безопасности и возможностей. Освещение сделало огромный шаг к тому, чтобы считаться отдельным видом сценического искусства.

Главным прообразом современного линейного прожектора можно назвать газоразрядные лампы, известные в быту как «лампы дневного света». Сложная система, состоящая из герметичной стеклянной трубки, наполненной инертным газом, источает световой поток за счёт мощного электроразряда. Такие светильники значительно превосходят лампы накаливания по яркости и плотности засвета.

Ртутная лампа Купера Хьюитта, предшествовавшая люминесцентным лампам
Ртутная лампа Купера Хьюитта, предшествовавшая люминесцентным лампам

Изначально получили распространение газосветные лампы, дающие излучение от самого газового разряда. Впоследствии, стенки трубок стали покрывать слоем люминесцирующего вещества, что позволило получить на выходе яркий белый свет, равномерно заливавший пространство. Люминесцентные лампы начали использовать повсеместно: для освещения внутри и снаружи зданий, на транспорте и в рекламе. Линейно смонтированные источники прекрасно работали и в театре, позволяя равномерно освещать сцену с нужных позиций.

Люминесцентные лампы в Театральном Центре г. Даллас, США
Люминесцентные лампы в Театральном Центре г. Даллас, США

Подобного рода светильники имеют ряд существенных недостатков: хрупкость, высокую токсичность из-за наличия паров ртути, необходимость в дополнительных источниках питания, способных создать электрический разряд.

Технологии ламп накаливания, люминесцентных и газоразрядных ламп постепенно уходят в прошлое, а художественные задачи, которые решали подобные прожекторы, актуальности не теряют. С развитием технологии светодиодов театр и шоу-бизнес получили огромное разнообразие надёжных, энергоэффективных и чрезвычайно гибких инструментов, способных не только качественно заливать площадку, но и создавать разнообразные многолучевые эффекты, расставлять контрастные акценты, преобразовывать и дополнять сценическое пространство.

Сейчас линейные (или BAR) прожекторы представляют собой последовательный набор светодиодов, собранных в удлинённый корпус, и снабжённых оптической системой, передней стеклянной или пластиковой панелью (возможно, с каким-то дополнительным эффектом; например, фрост, чтобы получить рассеянное освещение) и регулируемыми элементами для подвеса или установки на горизонтальную поверхность.

Ключевые характеристики современных линейных прожекторов, используемых во время представлений и концертов, в принципе не слишком отличаются от других светодиодных осветительных приборов, и выбор оборудования напрямую зависит от задач и целей, которые преследует художник по свету. Из основных можно выделить:

Угол раскрытия луча. В зависимости от него меняется расстояние от объекта освещения, на котором можно использовать прибор и задачи, которые перед ним ставятся;

Anzhee BAR42x5 c углом раскрытия луча 60°
Anzhee BAR42x5 c углом раскрытия луча 60°

Систему цветосмешения. В светодиодные BAR-прожекторы устанавливаются либо белые диоды с различной цветовой температурой, либо цветные RGB-мультичипы с дополнительными цветами и оттенками (лайм, янтарный, ультрафиолет);

Систему охлаждения. У BAR-приборов бывает пассивная бесшумная система (с отсутствием вентилятора внутри корпуса) и активная. Активная система охлаждения может быть шумной и малошумной. В наиболее качественных приборах устанавливается интеллектуальная активная система (скорость вращения вентилятора автоматически регулируется в зависимости от температуры нагрева светодиодов);

Наличие управления отдельными светодиодами или сегментами для создания различных эффектов;

PROCBET BAR LED 24-4 RGBW c возможностью сегментного управления блоками светодиодов
PROCBET BAR LED 24-4 RGBW c возможностью сегментного управления блоками светодиодов

Степень пылевлагозащиты. Приборы со степенью защиты IP55-65 приспособлены для использования на открытом воздухе, в уличных и архитектурных инсталляциях, но стоимость таких моделей заметно выше, а сами они – тяжелее.

Держа в уме вышеназванные характеристики, попробуем разобраться, как же применяются линейные прожекторы в привычном сценическом пространстве?

Во-первых, в качестве рампы по переднему краю авансцены. Расположенные здесь прожекторы скрываются от зрительного зала за небольшим бортиком. Они обеспечивают освещение сцены, актёров и декораций спереди и снизу. Здесь прекрасно себя покажут приборы с широким углом раскрытия луча, чтобы, например, высветить человека в полный рост с близкого расстояния. Помимо этого, с передней части сцены линейным светом можно эффектно подсветить отдалённые объекты в глубине сценического пространства.

При таком использовании важнейшим параметром становится малошумность работы прожектора. Рампа расположена близко к зрителю и прямо перед лицом у артиста. Лишний шум помешает публике воспринимать представление, а артисту – слышать себя, коллег или музыкальное сопровождение.

Отличный пример тихих BAR-прожекторов – семейства Anzhee BAR36 и Anzhee BAR42 с активной интеллектуальной системой охлаждения, которую при желании можно выключить и сделать прибор полностью бесшумным.

Anzhee BAR42x5 можно установить в качестве рампы или направить в зрительный зал
Anzhee BAR42x5 можно установить в качестве рампы или направить в зрительный зал

Хорошее цветосмешение – не менее важная характеристика для рампы. С помощью разнообразных оттенков художник по свету способен придать каждому отрезку представления нужное настроение, акцентировать внимание на персонаже или декорациях.

При желании, дизайн оптической BAR-прожектора системы сам по себе может стать декорацией. Видимые со стороны зала, приборы используются на небольшом уровне яркости, так сказать, «в накале», и работают в сторону зрителей как элемент оформления сцены.

Во-вторых, поплановая подсветка циклорам, декораций, архитектурных объектов и интерьеров. Очень удобно использовать светодиодные линейные прожекторы в качестве подсветки элементов декораций, кулис, театральных задников, а также зданий изнутри и снаружи. BAR-приборы достаточно компактны, мобильны, просты в управлении и потребляют мало электроэнергии. Благодаря своей форме они монтируются в ограниченных пространствах: между частями декораций, в дверных проемах, мебели, рекламных конструкциях и т.д. Важнейшим аспектом в данном случае является способность прибора равномерно заливать поверхность с небольшого расстояния. Варьируя угол раскрытия луча, художники по свету получают возможность устанавливать приборы на разном расстоянии от подсвечиваемого объекта.

PROCBET BAR LED 24-4 RGBW раскрывается на 30°
PROCBET BAR LED 24-4 RGBW раскрывается на 30°

Так, Anzhee BAR42 с углом раскрытия луча в 60° ставится на некоторое расстояние и даёт мягкую заливку без отчётливой прорисовки структуры поверхности освещаемого объекта. В противовес, PROCBET BAR LED 24-4, светящий с небольшого расстояния, наоборот выделит все неровности и фактуру, что нередко используется в художественных целях.

Заливка стены с малого расстояния в помещении шоурума Anzhee.
Заливка стены с малого расстояния в помещении шоурума Anzhee.

В-третьих, создание светового занавеса или широкой заливки на большой площади. Главенствующая характеристика в данном случае – значение угла раскрытия луча. При небольшом угле, составив подвесную линию из нескольких приборов, можно получить отчётливый эффект светового занавеса. Подобную конфигурацию также используют, как комплекс стационарных BEAM-прожекторов, особенно, если в приборе имеется функция попиксельного управления светодиодами.

При заливке площадки с софита обращать внимание на угол раскрытия луча не менее важно. Для помещения с высокими потолками обычно выбирают приборы с углом 25-30 градусов. Для небольших расстояний оптимальным будет угол в 45-60 градусов. Например, Anzhee BAR18x12-BL изготавливается в 3 вариантах как раз для подобных случаев.

Anzhee BAR18x12-BL с раскрытием в 15°...
Anzhee BAR18x12-BL с раскрытием в 15°...
...и попиксельным управлением диодами.
...и попиксельным управлением диодами.

А Anzhee BAR 27x18 с пассивным охлаждением отлично подсветит сценическое пространство с софитов или вдоль стен помещения.

Бесшумный Anzhee BAR27x18 с углом раскрытия луча в 45° хорошо подходит для заливки сцены сверху
Бесшумный Anzhee BAR27x18 с углом раскрытия луча в 45° хорошо подходит для заливки сцены сверху

Помимо трёх упомянутых вариантов, с помощью линейных прожекторов создаются пространственные эффекты и световые декорации. Их также можно использовать и в качестве блайндеров.

С помощью функций сегментного контроля и пиксельного контроля можно добиться различных динамических эффектов в дыму или оживить статичную декорацию. В последнее время крупные эстрадные шоу оснащаются прожекторами с функцией ZOOM и возможностью управлять движением лучей для создания ошеломительных по красоте композиций. В качестве иллюстрации приведём пример дорогостоящего прожектора премиум-сегмента Tetra2 от чешской компании Robe.

Полную версию промо-ролика можно найти на официальном сайте Robe по ссылке Robe Tetra2™.

Линейные светодиодные прожекторы – удобное, относительно недорогое и универсальное оборудование, способное решать множество сценических задач. Сейчас существует множество конфигураций, в которых BARы закрывают не самые очевидные позиции. В любом случае, из-за форм-фактора, широкого набора эффектов и простоты работы они остаются одними из наиболее популярных видов прожекторов на рынке.

Нашли неточности или просто хотите что-то добавить? Пишите нам в комментариях. Если материал был Вам полезен и интересен - обязательно подписывайтесь на нас и следите за новыми публикациями.

-13