Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске не удовлетворил жалобы акционеров ОАО «Кучуксульфат» и представителей самой компании на решение краевого арбитража, согласно которому большая часть пакета акций общества должна перейти в собственность государства. Таким образом, вердикт первой инстанции вступил в силу и ценные бумаги получит Росимущество. Генпрокуратура добивалась этого из-за имевших место нарушений при приватизации предприятия в 1990-х годах.
В марте текущего года Арбитражный суд Алтайского края полностью удовлетворил исковые требования Генеральной прокуратуры РФ об истребовании в пользу РФ акций ОАО «Кучуксульфат». Истец утверждал, что процедура приватизации ценных бумаг в начале 1990-х годов проходила с нарушениями. Претензии были выдвинуты в отношении нынешних владельцев - кипрского «Капок инвестментс лимитед», ООО «Кортес» и ряда физических лиц. Срок исковой давности в данном случае суд не счел истекшим, так как о нарушениях стало известно уже в 2021 году.
В середине апреля представители «Кучуксульфата», «Капок инвестментс лимитед» и около 70 граждан стали подавать апелляционные жалобы в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Отметим, что список апеллянтов оказался куда более длинным, чем перечень ответчиков в суде первой инстанции. Также они направили встречное исковое заявление к РФ в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании их права собственности на обыкновенные бездокументарные акции «Кучуксульфата» в порядке приобретательной давности.
Материалы были приняты к рассмотрению, и спустя полтора месяца, 30 мая, апелляционная инстанция вынесла свой вердикт. В удовлетворении жалоб было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Соответственно, оно вступило в силу и акции должны передать Росимуществу.
Наблюдатели отмечают, что на «Кучуксульфате», по всей видимости, были готовы к такому исходу. По словам источников, на предприятии еще до апелляции сократили заработные платы сотрудникам. Они не исключают, что в перспективе ситуация может перерасти в сокращение кадров. О негативном настрое свидетельствуют и иные операции с активами и документацией, которые, по некоторым данным, производит руководство завода. На данный момент неизвестно, будут ли представители акционеров обращаться в кассацию.
Напомним, что Генпрокуратура обратилась в суд в октябре 2021 года с целью истребовать большую часть полного пакета акций ОАО «Кучуксульфат» которые, как утверждал заявитель, являются государственной собственностью, и передать их Росимуществу. Эти ценные бумаги в начале 1990-х годов были приватизированы с нарушениями, указывали в ведомстве. Претензии изначально были выдвинуты в отношении кипрского «Капок инвестментс лимитед», ООО «Кортес», Анатолия Вершинина, Василия Гамаюнова, Ольги Жураховской, Веры Коденцевой, Галины Нечепуренко, Олега Сапрыкина, Игоря Симоненко, Ирины Симоненко, Валерия Степанова и Михаила Черных. Позднее этот список существенно расширился. Спустя почти полгода разбирательства суд решил передать государству более 132 тысяч акций общей стоимостью около 212 млн рублей.
Стоит отметить, что этот вердикт можно считать прецедентным в России. Похожие сценарии параллельно разворачиваются и на других некогда приватизированных предприятиях. Так, Генпрокуратура РФ так же в октябре 2021 года подала в Арбитражный суд Пермского края иск об истребовании в пользу государства акций, принадлежащих четырем акционерам-физлицам ОАО «Соликамский магниевый завод» (СМЗ). Как пишет «Интерфакс», требования надзорного ведомства мотивированы тем, что приватизация СМЗ в период 1992-1996 годов якобы была проведена с нарушением действующего на тот момент законодательства, и государственное имущество выбыло из собственности РФ «помимо ее воли» и «находится в настоящее время в чужом незаконном владении». В мае суд изъял более 89 % акций ОАО «Соликамский магниевый завод» в пользу государства, признав проведенную в 1992 году приватизацию незаконной.
Отметим, что эта практика вызывает большое беспокойство в бизнес-сообществе, как говорит уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Его слова с ежегодного доклада главе государства приводит «Коммерсантъ». Бизнес-омбудсмен считает, что неопределенность срока исковой давности в подобных делах по деприватизации «крайне негативно сказывается на деловом климате». По его наблюдениям, когда речь заходит об изъятии имущества у предпринимателей в пользу государства, то течение срока давности начинают отсчитывать не с момента совершения сделки о продаже государственного или муниципального имущества, о которой знает тот орган власти, который ее заключил, а с момента прокурорской проверки, сделавшей вывод о нарушении закона при приватизации либо с момента, когда прокуратура узнала о последнем приобретателе в цепочке сделок по реализации имущества.
Юристы тоже отмечают актуальность этой проблемы и заостряют внимание на том, как по-разному суды подходят к толкованию правовой природы сроков исковой давности. Дело «Кучуксульфата» юристы называют в качестве одного из ярких примеров подобной практики. Кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права МГЮУ им. О. Е. Кутафина Анастасия Рагулина отмечает, что подобные «откаты» сделок могут подрывать доверие бизнеса к государству. «Рано или поздно у предпринимателей возникнет вопрос, стоит ли покупать недвижимость у государства», - высказалась юрист.