Найти в Дзене
Трепанг Иннокентий

РПУ на Монастырской сопке. Запись #3

Уверен, что чуть ли не каждый житель Дальневосточной столицы видел необычное сооружение, венчающее вершину горы «Монастырская». Находясь на одной из самых высоких сопок Владивостока (принято считать, что город расположен на семи холмах, хотя, фактически, их больше), этот «шарик» заметен практически из любой точки, относящейся не только к центральным районам, но и к некоторым окраинам. Кстати, «шарик» — это, пожалуй, ещё самый безобидный локальный топоним, применяемый к такой конструкции. Степень примативности народных названий отчётливо коррелирует с объёмами месячного потребления слабоалкогольных напитков и жаренных семечек населением. Правильное название подобных геокуполов – Радиопрозрачное Укрытие или попросту РПУ. РПУ представляет собой секционную конструкцию в форме усечённой сферы, предназначенную для защиты различных антенных устройств от воздействия внешних факторов, например, таких как: перепады температур, механические удары, атмосферные осадки, повышенная влажность воздух
Город Владивосток, сопка Монастырская, Морское кладбище, РПУ
Город Владивосток, сопка Монастырская, Морское кладбище, РПУ

Уверен, что чуть ли не каждый житель Дальневосточной столицы видел необычное сооружение, венчающее вершину горы «Монастырская». Находясь на одной из самых высоких сопок Владивостока (принято считать, что город расположен на семи холмах, хотя, фактически, их больше), этот «шарик» заметен практически из любой точки, относящейся не только к центральным районам, но и к некоторым окраинам. Кстати, «шарик» — это, пожалуй, ещё самый безобидный локальный топоним, применяемый к такой конструкции. Степень примативности народных названий отчётливо коррелирует с объёмами месячного потребления слабоалкогольных напитков и жаренных семечек населением. Правильное название подобных геокуполов – Радиопрозрачное Укрытие или попросту РПУ.

РПУ представляет собой секционную конструкцию в форме усечённой сферы, предназначенную для защиты различных антенных устройств от воздействия внешних факторов, например, таких как: перепады температур, механические удары, атмосферные осадки, повышенная влажность воздуха или, что особенно актуально в Приморье, морских туманов с высокой концентрацией соли.

РПУ на Монастырской сопке – необычный объект: находясь на вершине горы посреди одного из самых крупных и известных кладбищ города, на этом месте в разные периоды времени базировались и ракетные дивизионы, и береговые батареи Владивостокской линии обороны, а сейчас отсюда открываются шикарные виды на центр города, пролив Босфор Восточный и Амурский залив, полуостров Басаргина в Уссурийском заливе, а также район бухты Тихая.

Географическое расположение позволяет наслаждаться как закатами, так и рассветами, само радиопрозрачное укрытие из-за своей конструкции обладает причудливыми акустическими аномалиями, а внутри него спрятан интересный арт-объект от известного уличного художника.

«Морское кладбище», на территории которого ютится сфера, было открыто 23 сентября 1903 года и изначально называлось «Братским морским кладбищем», так как предназначалось для братских захоронений праха военных моряков и военнослужащих действующей армии, погибших в море и на полях сражений. В настоящий момент его площадь составляет более 80 га, а множество известных деятелей местного и мирового масштаба на нём похоронены. Так, например, здесь можно найти могилы исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева, первой женщины-капитана дальнего плавания А.И. Щетининой, вольного шкипера Фридольфа Кирилловича Гека, контр-адмирала Е.С. Бурачка и других.

Вход на территорию бывшей военной части преграждает давно покинутый контрольно-пропускной пункт. Время от времени, легально и не очень, территория захватывалась различными предпринимателями, но сейчас она находится в открытом доступе.

До 1987 года на вершине горы Монастырская базировался тринадцатый ракетный дивизион (позднее трансформировался в Девятый ЗРДН), имевший на вооружении советские зенитно-ракетные комплексы С-125. В общем-то, благодаря этому комплексу здесь и появился столь привлекательный и необычный объект. Сейчас о присутствии военных мало что напоминает, хоть некоторые строения всё ещё доживают свой век.

ЗРК С-125 (Печора) был предназначен для борьбы с маловысотными аэродинамическими целями в диапазоне высот от 20 до 18 000 метров и дальностью от 3,5 до 25 километров. При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.

На территории части сохранились небольшие подземные сооружения.

Ещё до появления Советского Союза и проектирования зенитно-ракетных комплексов на этой территории в 1885 году появилась береговая мортирная батарея №XV «Уссурийская» (батарея «Г»). Она была рассчитана на десять девятидюймовых мортир образца 1877 года.

В 1895-1897 годах перестраивалась в бетонном варианте военным инженером Колосовским. До наших дней дожили несколько орудийных двориков, две бетонные ниши и частично изменённый перестройкой пороховой погреб, находящийся в тылу левого фланга батареи. При частых владивостокских туманах и низкой облачности расположение батареи на сопке было существенным недостатком. На 1905 год на вооружении стояло восемь мортир, а в 1906 году батарея была разоружена. Кстати, она всё ещё является памятником архитектуры и имеет номер по каталогу – 2510023389. Генплан батареи, взятый с сайта kfss.ru, можно посмотреть здесь.

16 июля 2015 года уличный художник из Екатеринбурга Тимофей Радя, в рамках своей поездки во Владивосток, создал внутри купола РПУ необычный арт-объект. Он представляет собой надпись, от прочтения которой гарантировано головокружение не только из-за красоты повествования, но и технологии её прочтения. Далее полный текст из «космической сферы»:

Ты действуешь на меня как ток, я начинаю раскручиваться, ты долго учила меня, я раскручиваю все гайки, и мы остаемся ничем не прикрепленными к Земле, три, два, один, каждый космический полет — это великое произведение искусства, мы взлетаем так высоко, что рухнуть вниз уже невозможно, от тебя веет невесомостью, сильная магия держит колени и локти в креслах, гаснет и отделяется первая ступень, вместе с ней гаснет и отделяется страх, мы ныряем под лед, в космосе нет далекого и близкого, расстояния тают, так что мы переходим на использование внутренних ориентиров, одной из психологических особенностей деятельности космонавтов является близость к бесконечной свободе, она-то и привела нас сюда, скользкая дорожка, нас учили, что необходимо не просто познать мир, но изменить его, опорная околоземная орбита, в космосе нет линии горизонта, я слежу за линией твоих рук, я никогда не скрывал своих взглядов, в невесомости твои волосы заполнили все вокруг, ты ведешь себя как туманность, в тишине ты заплетаешь косу, наш полет проходит по бесконечной траектории, все осталось позади, в этом путешествии нет предметов, тем для разговоров, нет страстей, страхов, нет бога, мы чисты, мы стоим на пороге величайшего открытия, для этих дверей не нужно ключей, если мы все состоим из одних и тех же частиц, то что именно отличает нас от других небесных тел, мы лишь говорим на разных языках, активная стадия, я молчу, вселенная говорит на языке света, ты начинаешь рассказывать стихотворение, раньше никто не рассказывал ей стихотворение, хотя русский она слышала, ты выучила это заклинание давно, еще в детстве, зимой, у окошка, структура вселенной и структура поэзии тесно связаны, сейчас связь проходит через тебя, частицы слов сливаются с водородом и гелием, точки покидают предложения, так что ты читаешь на одном дыхании, в твоих глазах парад планет, жизнь — это долгий выдох, звезды рождаются, отдают свет и умирают, зря мы считали живых мертвыми, мы равны и сменяем друг друга, пока игра не заканчивается, когда я обнимаю тебя, невесомость заканчивается, ядро новой звезды рождается в пылевом облаке, дух рождается в свободе, область образования звезды называется звездной колыбелью, раньше в этой части вселенной преобладала тьма, но если звезды загораются, значит, это кому-то нужно, ты подливаешь масло в огонь, теперь мы говорим на одном языке, свет новой звезды — это твой шепот, ты научила ее, значит, полетное задание выполнено, ты закрываешь свою маленькую черную книгу, надеваешь любимый скафандр, отталкиваешься от шлюза и выходишь, мы стали взрослее, но здесь нет дней и ночей, значит, и рождение со смертью связаны не точно, не тем, привычным нам способом, в самом центре огромного космоса мы две сахарные песчинки, растаявшие под языком.

Кстати, этот же художник сделал и ещё одну известную надпись «Эй ты люби меня» на территории центра современного искусства «Заря».

А так РПУ выглядит с воздуха:

Блог Трепанга Кеши в VK
Блог Трепанга Кеши в Дзене
Блог Трепанга Кеши в некотором запрещённом источнике

#трепангкеша #иннокентий№3