Иисус Христос говорит: "Я открыл имя Твое"!
"Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира" (Ин 17:6)
Каково же это имя? О чем здесь говорит Иисус Христос, Сын Божий, Бог, ставший плотью (Ин 1:1-14). Мне приходилось слышать утверждение, что мол, имя Бога, которое Христос открыл людям, было скрыто. Так ли это? Если же нет, то каково это имя, или о чем вообще говорит Иисус Христос? Давайте попробуем разобраться.
ЯХВХ (Сущий)
Первое, на что могут вам указать последователи старой ереси Ария - "свидетели Иеговы" - что имя Бога - Иегова (неверная транслитерация слова, "Сущий", оригинального произношения которого мы не знаем, поскольку от него остались лишь четыре буквы "йуд", "хей", "вав", "хей") Исследователи Библии говорят, что "Сущий" - одно из имен Бога, как и "Святой Израилев", "Адонаи", "Господь Саваоф" и проч. Подробнее здесь)
Но разве Христос открыл нам это "имя"? Нет. "Сущим" (ЙХВХ) Бог называется в Ветхом завете. (Исх. 3:14).
Видимо речь идет о каком-то ином "имени".
Отец
Можно предположить, что Христос впервые называет Бога Отцом.
Он называет Бога Своим Отцом, и учит верующих молиться, используя обращение "Отче наш".
Но и Ветхом завете мы встречаем такое же именование:
"Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?"
(Втор 32:6)
"Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?"
(Мал 2:10)
Древние евреи называли Бога Отцом. Не всегда. Чаще называли Его иначе. Но всё же. Такое именование также использовалось! Так что и имя Отец вряд ли можно считать тем именем, которое открыл людям Иисус Христос. А иногда встречаю возражение, что, мол, Отец - не имя. В русском языке - да, это не имя.
ὄνομα
Обратимся к греческому тексту Нового Завета.
Слово ὄνομα (читается как онома), переведенное на русский язык как "имя", имеет несколько смыслов: "имя, название; имя в Библии представляет все, что может быть правдиво сказано о человеке: его природа, характер, положение, интересы, желания, дела".
Как видим, значение слова ὄνομα шире русского слова "имя". Тут скорее подойдет "именование", "характеристика", и даже некое описание. Кстати, и в русском языке слово "имя" может пониматься шире. Сравните с выражениями: "сделать себе имя", "оставить после себя доброе имя"
Посмотрим, где используется слово ὄνομα (имя) в Новом Завете. Вот несколько интересных эпизодов:
Христос просит Отца прославить имя Свое:
"Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю". (Ин 12:28-29)
Христос просит Отца прославить Себя? Разве Отец не был прославлен? Евреи не знали о том, что Бог превыше всех и всего? Что Он во Славе!
Что-то тут не сходится.
Уверовали во имя Его
"И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его" (Ин 2:23)
Уверовали во имя Христа? Евреи поверили, что он действительно Иисус? Почему после чудес?
Видимо, тут речь идет о том, что люди уверовали в Его мессианство, что Он - ожидаемый Мессия.
Из этого фрагмента мы понимаем, что ὄνομα - это не имя в человеческом представлении (Коля, Ваня, Петя), это нечто большее: это именование, характеристика. В данном случае, это указание на мессианство Иисуса. Имя Сына Божия - не только Иисус, но Христос (Мессия), - Иисус Христос.
И поэтому мы по другому должны смотреть на слова: "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия". (Ин 3:18)
Какое имя открыл нам Иисус Христос?
Но все же, какое имя открыл Христос? Ответ на этот вопрос мы находим в последней главе Евангелия от Матфея:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19)
Одно "имя" у троих - у Отца, и у Сына, и у Святого Духа.
Имя это - Бог Троица (Отец, Сын, Дух)!
Это триединый Бог, которого мы видели в лице Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Бога воплотившегося (Слова "ставшего плотью" (Ин 1:1-14)), открывшего нам тайну Божиего имени. Умершего и воскресшего "нас ради человек, и нашего ради спасения".
Вот какое имя открыл нам Единородный (в греческом тексте - единственный, моногенэс) Сын Божий.
Слава Богу в Троице святой славимому: Отцу и Сыну и Святому духу!
P.S. Христос говорит о том, что открыл имя не всем, а лишь христианам: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира" (Ин 17:6) Это подтверждается и самой жизнью. Только христиане знают имя (ὄνομα) Бога (Троица), и крестятся во имя Его.
Александр (Мефодий+)
#троица #иегова #отец сын дух #христос #бог #христианство