Найти тему
Kinoryba

The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland (1968)


Краеугольный альбом 60-х. Фундамент, на котором стоит вся современная гитарная, вернее, электрогитарная музыка и вся психеделия 60-х, 70-х и вплоть до наших дней. Альбом - один сплошной эксперимент, коллаж стилей, калейдоскоп галлюцинаций и фантазий. При этом - совершенное конкретные песни, структурированные и отрепетированные до ноты. Великое множество наложенных одна на другую гитар, клавиш, барабанов, все существующие на момент записи альбома обработки, изменение скорости движения пленки, реверберация, микс из потрэковой и живой записей и - отличные песни - на двух пластинках нет ни одного проходного номера. Voodoo Chile, начинающаяся как традиционный тяжелый блюз переходит в живой джем с хлопками и криками гостей, сидящих в студии во время записи, Хендрикс играет не классические блюзовые ходы, а так, словно разговаривает посредством инструмента (я не имею в виду имитацию голоса - она будет дальше , а именно манеру игры классическим звуком). И, начавшись блюзом, в финале песня звучит так, как будет звучать Black Sabbath несколькими годами позже. Бронебойный рэп Crosstawn Traffic, который вырывается из воздушной, психеделической Have You Ever Been...; Little Miss Strange - песня Ноела Реддинга, сыгранная в таком темпе, что кажется, бас и барабаны не успевают сами за собой, тяжелая, приземленная, в противовес гонке Реддинга Long Hot Summer Night, свинцовый дирижабль песни Эрла Кинга Come On с дикими, свободными соло Хендрикса - в заключительном соло он отчётливо запинается, но не переписывает это соло, поскольку - так лучше. То, что сыграл Хендрикс в Come On скоро проявится в игре Рори Гэллахера. Сложная по композиции Gipsy Eyes напоминает о том, что Хендрикс мечтал создать большую группу вроде Chicago и вдохновлялся игрой Терри Кэта. И - традиционная уже для Хендрикса, отсылающая к первым двум альбомам красивейшая Burning On The Midnight Lamp. Клавесин, играющий в унисон с вау-гитарой - находка для психеделии на многие годы вперед. Почти как у Битлз, только Битлз так не делали. Эта песня - гимн психеделии 60-х, хоры, эффекты, улетающие в космос гитары, грохочущие из преисподней барабаны.
Второй диск - начинается с легкой, приджазованно-блюзовой части Rainy Day, развивающейся в арт-роковое полотно со сменами размера, темпа, с человеческим криком, сыгранным Хендриксом на гитаре - и переходит в монументальную 1983 - что-то похожее чуть позже сыграют Blind Faith - и немудрено, так как Стив Уинвуд присутствовал и играл на записи Electric Ladyland. Похоже моменты будут и в музыке его группы Traffic - Дэйв Мэйсон и Крис Вуд тоже были в студии. Но они не занимались плагиатом - боже упаси. Они просто продолжили то, что сделал вместе с ними Хендрикс. Средняя часть пьесы больше всего напоминает Pink Floyd периода Meddle. Ну, то есть, кто кого напоминает?
Still Raining... начинается там же, где закончилась Rainy Day - с человеческого голоса, сыгранного на гитаре, и - моя любимая песня с альбома - House Burning Down - почти Burning Down The House от Talking Heads, только в ритме танго.
В записи альбома принимает участие такое количество звезд, что он должен был бы провалиться - звезда всегда все делает в своей манере. Но здесь звезды сработали на песни Хендрикса - Уинвуд, Эл Купер, Дэйв Мэйсон, Бадди Майлс, Джек Кэссиди и куча их друзей. Ритм-секция играет джаз, клавиши - психеделию, а Хендрикс - вообще, не то рок, не то блюз, не то просто непонятно что и на скольких инструментах. И в результате - гениальная пластинка от прослушивания которой не оторваться.
Из простой баллады Дилана Хендрикс делает размашистый рок с висящими в воздухе гитарными аккордами и ставшим хрестоматийным соло - и завершает историю тяжеляком Voodoo Child. Столько находок и столько шаблонов задано этой пластинкой, влияния расплылись через десятилетия по цепочкам музыкантов и групп - и масса молодых артистов еще будут играть свою музыку не подозревая, что она опирается на то, что записал Хендрикс в 1968 году.