Екатерина Костылева, выпускница Тюменского государственного университета, вошла в историю конкурса «Учитель года России» как первый учитель, благодаря которому Большой хрустальный пеликан «перелетел» через Уральские горы и оказался в Сибири. Именно поэтому через четыре месяца Тюмень станет столицей Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022, центром притяжения внимания к ней всего педагогического сообщества страны.
Уходящий учебный год у Екатерины Сергеевны прошел под знаком ее победы на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2021 и вместил в себя сразу несколько «жизней»: уроки физики, а это 27 часов в неделю в гимназии №16 города Тюмени, классное руководство в 10-м классе, работа с одаренными детьми в центре молодежного инновационного творчества «ФабЛаб» при Тюменском государственном университете, новая должность общественного советника министра просвещения РФ, встречи с Сергеем Кравцовым в Москве и, конечно же, многочисленные командировки по стране, где она выполняла главную миссию обладателя Большого хрустального пеликана – выступала перед учителями Калининграда и Брянска, Санкт-Петербурга, Самары и других регионов страны, делилась мыслями, опытом, технологиями, вдохновляла коллег на творчество и созидание. И в личной жизни нашей героини произошли перемены. В августе, за месяц до конкурса, она вышла замуж за Павла Старых, специалиста в нефтяной отрасли, c которым они познакомились еще в школьные годы в детском лагере, попав в одну смену для одаренных детей.
Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег.
Христофор Колумб
На любом конкурсе хочется «дойти до самой сути» и понять, почему именно этот, а не другой призер (также талантливый, незаурядный, интересный во многих отношениях) оказался на высшей ступени пьедестала, стал лидером, что явилось первопричиной успеха, каковы его слагаемые.
Согласно последним исследованиям люди склонны формировать первое впечатление о человеке всего за 7 секунд встречи, и оно, как правило, далее подтверждается. Есть несколько параметров для этого, и важный из них связан с отношением человека к самому себе, с тем, насколько он самодостаточен, независим. Именно на эти качества обратила внимание, дважды оценивая педагогическое мастерство Екатерины Сергеевны – вначале на областном конкурсе весной 2021 года в режиме онлайн, второй раз как член Большого жюри на федеральном этапе в Ростове-на-Дону. Тогда и позже, разумеется, было значительно больше времени разглядеть, понять, лучше узнать этого учителя. На юбилейном конкурсе «Педагог года Тюменской области»-2022 в апреле, когда мы как члены жюри оценивали уже новых конкурсантов, задавали вопросы, комментируя их выступления, поймала себя на мысли, что не ошиблась в своих изначальных симпатиях к ней. Рядом сидела, с одной стороны, хрупкая, загадочная, обаятельная молодая женщина, с другой – человек со стержнем, самодостаточный, не по годам мудрый, очень организованный, стрессоустойчивый и целеустремленный.
Воодушевленно и динамично рассказывая о школе, о своих учениках, о физике, но не слишком охотно о самой себе, Екатерина Сергеевна все-таки чуть-чуть приоткрыла свой внутренний мир. И в самой гимназии с ее особыми духом, атмосферой, наблюдая за учителем, который находится в пространстве своей повседневной деятельности, в среде родного «обитания», общаясь с теми, с кем она работает, с учениками, близкими людьми, кого любит и ценит, я значительно расширила палитру красок к портрету победителя всероссийского конкурса.
Некоторых ее коллег знала и раньше, например физика Дмитрия Коляденко, о ком в 2012 году, когда он вошел в пятерку победителей и привез в Тюмень Малого хрустального пеликана, написала очерк («Учительская газета» №46 от 13 ноября 2012 года). Здесь же, тогда еще в старом здании школы №16, работала хорошо знакомая многим (к слову, она и автор нашей газеты) филолог Елена Володина, ныне сотрудник ТОГИРРО (Тюменский областной государственный институт регионального развития образования), которая теперь готовит учителей к профессиональным состязаниям. И она вернулась с федерального конкурса из Санкт-Петербурга в 2008 году с Малым хрустальным пеликаном. Их победы особенно дороги Наталье Александровне Филиппи, директору гимназии №16, которая и сама в далеком 1992 году была в числе лауреатов регионального конкурса «Педагог года Тюменской области». Одно из лучших образовательных учреждений региона, в котором к двум малым присоединился теперь третий – Большой хрустальный пеликан, гимназия с естественно-научным уклоном, известная своими мощными культурными и творческими традициями, бережно передаваемыми, поддерживаемыми и развиваемыми из поколения в поколение, очень скоро станет главной площадкой федерального этапа конкурса «Учитель года России»-2022. На базе двух новых, современных зданий с развитой инфраструктурой будут проходить конкурсные уроки, здесь свое педагогическое мастерство покажут региональные победители из 85 субъектов РФ России плюс учитель – лидер среди педагогов заграншкол.
Можно без преувеличения сказать, что историческая для образования Тюменской области победа Екатерины Костылевой прорастала на благодатной, плодородной почве, она стала триумфом дружного коллектива педагогов, учащихся, родителей, всей системы образования города Тюмени и области. Большая «пеликанья» семья, мощное конкурсное движение в регионе, которое многие годы взращивали и созидали Тюменский областной государственный институт регионального развития образования и его ректор доктор педагогических наук, профессор, народный учитель России Ольга Владимировна Ройтблат, – вот они, базовые опоры и точки отсчета, предпосылки и предтечи, которые позволили тюменцам осуществить мечту – привезти в свой регион всероссийский конкурс! При этом решающая, ключевая роль, разумеется, принадлежит самой Екатерине Костылевой, педагогическое кредо которой – «Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег» (Христофор Колумб) – характеризует ее как цельного человека, многогранную натуру с богатым внутренним миром, широким взглядом на мир и как учителя-профессионала, видящего свою задачу в том, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, преодолеть страх, внутреннюю хрупкость, часто мешающую достигать молодому человеку новых высот в учебе и жизни.
Индивидуальность, позитивное восприятие мира, человеческое обаяние – эти и многие другие качества личности Костылевой, которые были замечены на конкурсе и о которых говорят ее воспитанники («…таких учителей, как Екатерина Сергеевна, надо клонировать…» – сказал один из ее учеников), также имеют свои корни и истоки, основания и причины. И многие из них родом из детства.
Все-таки легче жить на свете, когда кругом хорошие люди.
Владислав Крапивин
Ничто так не развивает ум, сказал когда-то Эмиль Золя, как путешествие, а оно, продолжил Марк Твен, необходимо тому, кто учится. Семья Костылевых вполне разделяет точку зрения великих писателей, живших в одну эпоху, но в разных странах. Родители Екатерины – мама, Ольга Васильевна, преподаватель английского языка, и папа, Сергей Леонидович, горный инженер, – с малых лет приучали Екатерину к путешествиям, брали с собой в разные уголки света. Повзрослев, она продолжает изучать планету и считает это лучшим спасением от уныния и выгорания. В свои неполные двадцать девять она посетила более 30 стран мира и городов России.
«Путешествия для меня – это всегда новый опыт, получая который, – поясняет она, – ощущаешь на кончиках пальцев свежесть других «ветров», по-новому осознаешь свое «я» в разных ситуациях, ведь, странствуя, мы открываем для себя новые пути».
Новые пути перед ней раскрыла и Детская художественная школа имени А.П.Митинского, которую она успешно окончила в 2008 году, проявив незаурядные способности в изобразительном искусстве. Екатерина до сих пор активно использует приобретенные там навыки для оформления презентаций, плакатов, а порой и доски на уроке. Учителю физики, которая в общеобразовательной школе также увлекалась математикой, искусство помогает видеть мир под другим углом, не бояться создавать новое, и делать это так, как видит его сама. Не случайно великий математик Герман Вейль, коллега физика Альберта Эйнштейна, говорил о том, что в своих работах он пытался соединить истину с красотой, а когда приходилось выбирать между ними, то отдавал предпочтение красоте.
Серьезные занятия спортивно-бальными танцами, большим теннисом, дайвингом, сноубордом также сыграли свою роль в становлении характера, развивали выносливость, трудолюбие, целеустремленность. Возможно, и они стали дополнительной причиной академических успехов Екатерины Костылевой, ученицы школы №40 города Тюмени, которую она окончила в 2011 году с 98 баллами ЕГЭ по русскому языку, с высокими результатами на Всероссийской олимпиаде школьников по биологии, с победой в 11-м классе на олимпиаде Тюменского госуниверситета по психологии, с отличными оценками практически по всем школьным предметам, среди которых физика всегда занимала особое место.
Во взрослую жизнь Екатерина вошла еще и с багажом бесценных впечатлений от встречи с писателем, которого называет в числе любимых. С ним ей выпало счастье познакомиться в школьные годы, притом не только читая его книги, но и общаясь вживую. Владислав Петрович Крапивин! Ее знаменитый земляк, который родился в Тюмени и долгие годы жил в этом городе. Известный детский писатель, поэт, сценарист, журналист, автор 250 романов, повестей и рассказов для детей и подростков часто бывал в 25-й школе Тюмени, посещал 40-ю, в которой училась Екатерина, беседовал с учениками, представлял свои книги. Уникальный человек, биография которого тесно связана с подрастающим поколением, с педагогикой, стал для девушки с тонко организованной душой если не кумиром, то в некотором смысле путеводной звездой, которая привела ее в школу, к детям, к учительству. Среди любимых авторов у учителя года России и другие писатели-классики, книги, например педагогический роман Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД», труды Антона Семеновича Макаренко, к которым она часто возвращается. Екатерина вспоминает трогательные рассказы Крапивина о парусной флотилии, о пресс-центре «Каравелла», об отряде, созданном им с группой ребят еще в 1961 году. В нем дети разных возрастов изучали морское дело, фехтование, журналистику. Не случайно поэтому еще в 2009 году юная девятиклассница стала комиссаром педагогического отряда тюменской городской детской общественной организации «Республика Неугомонных», часто выезжала в поисковые экспедиции, что сейчас весьма пригодилось ей в учительской профессии.
Сердобольную девочку Катю, конечно же, глубоко тронули герои книг – внешне беззащитные, но внутренне отважные, не теряющие веры во всепобеждающую силу дружбы. Судьбы детей, подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации, остро переживающих фальшь, жестокость и несправедливость мира, оставили свой след в ее душе.
«Невозможно угадать, когда ударит молния, – вспоминает Екатерина строки из ее любимого романа Владислава Крапивина «Журавленок и молнии». – Она всегда бьет слепо и неотвратимо. Именно так, неожиданно, приходит беда. Как выстоять в трудную минуту? Как остаться самим собой, не предать, найти силы помочь другому в тот миг, когда самому приходится туго?»
И в этом, и в других произведениях, поразивших сердце юной читательницы (Екатерина перечислила книги Крапивина «Оруженосец Кашка», «Та сторона, где ветер», «Трое с площади Карронад»), писатель-земляк рассказал о дружбе и первой любви, о поиске своего пути, о верности и предательстве, об отношениях отцов и детей, о том, что в жизни всегда есть выбор и только от тебя самого зависит, каким он будет. Становится понятным, почему студентка факультета ТюмГУ по направлению «Фундаментальная физика» приняла решение получить психологическое образование как второе высшее, что, по сути, окончательно определило выбор профессии. Важно, что она сделала для себя вывод: быть не только, как писал Ушинский, «педагогом-практиком, но и глубоким психологом», принять то, что обучение и воспитание – понятия неразделимые. И здесь, полагаю, крапивинская «педагогическая» проза (не поучающая, а воспитывающая, которая оказывает положительное влияние на становление характера) сыграла свою роль.
«Я мечтала стать врачом или ветеринаром, – поделилась Екатерина. – Мне хотелось помогать, спасать, лечить, поддерживать, сопровождать… что близко глаголам «учить» и «воспитывать», к чему в результате я и пришла. И вообще, что бы я ни делала, я всегда приходила к педагогике».
Кстати, в дамской сумочке у Екатерины Сергеевны, узнала я от коллег, всегда есть… да, и помада, конечно же, но прежде всего и обязательно корм для кошек, которых она не может обойти своим вниманием, встречая на улицах, в парках, где бы то ни было… Екатерина Сергеевна любит животных, часто посещает с ребятами приюты, привозит корм. Сострадание, отзывчивость, все как у героя из «Журавленка и молний», спасающего котенка от плохих людей. Такая же доброта и особая, искренняя любовь не напоказ к окружающим ее людям, ученикам, родителям, все как у Юры Журавина по прозвищу Журка, который мечтает создать свой вечный двигатель, чтобы спасать людей от бед, боли и обид, от лжи, от внезапных молний.
Если мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у них завтра.
Джон Дьюи
Физика – прекрасная наука, рассказывающая о явлениях, происходящих в мире, а урок – это значительно больше, чем рассказ у доски. Каждый раз с такими мыслями и посылами Екатерина Сергеевна идет в класс к своим детям или начинает разрабатывать с ними во внеурочное время новый проект. И на занятиях в гимназии в обычном школьном режиме, и на конкурсных уроках она делает это нестандартно, с изюминкой. Независимо от уровня сложности темы, например, идет ли речь о внутренней энергии в 8-м классе или атомной промышленности в 9-м, всегда это интеллектуальная, эмоционально окрашенная и доверительная беседа с детьми, живая практика общения с ними. Педагог распечатывает многослойные фигурки на 3D-принтере, строит с детьми умный город, играет с учениками в лазертаг, чтобы наглядно объяснить принципы работы лазера, приносит на урок пляжный мяч – так понятнее, что такое давление.
Учитель Костылева убеждена, что при всем многообразии образовательных технологий важно найти подход к каждому ребенку. Кто-то любит рисовать, кто-то – писать, кто-то хорошо работает в команде, а кто-то увлечен скейтбордами… «Нужно видеть и слышать ребенка, – говорит она, – уступать иногда ему главную роль, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, которые позволят каждому раскрыться, найти себя. Альберт Эйнштейн говорил о том, что если оценивать рыбу по способности забираться на дерево, то она не будет успешной». Екатерина уверена, что можно и нужно искать возможности для успеха каждого, не забывать ни на минуту, что мир изменился, и чаще вспоминать слова Джона Дьюи о том, что, «если мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у них завтра».
Будучи по природе человеком творческим и разносторонним, к тому же с прочной фундаментальной подготовкой университетского уровня по своему предмету, Екатерина Сергеевна с ловкостью проводит параллели между физикой и другими сферами жизни. Подобные сравнения дают ученикам посыл о применимости физических законов в ряде профессий, показывают важность этой науки независимо от выбора их последующего образования. Физика повсюду! Она пронизывает нашу жизнь! В пример приводятся картины, спорт, музыка. Так, дети, входящие в сложный подростковый возраст, среди внутренних метаний находят основательный стержень, который впоследствии сможет облегчить многие жизненные решения. Перед глазами учащихся пишется полотно-подсказка, паттерн мироздания. Главный принцип Костылевой – подход к физике всегда через интересы ребенка. Через то, что близко ему. Все это не мешает педагогу выполнять обязательную образовательную программу, все требования ФГОС, напротив, позволяет достигать хороших результатов: ее ученики часто побеждают на олимпиадах, поступают в вузы.
Широкие взгляды на предмет, владение метапредметными технологиями дают ей право выходить за рамки уже известных образовательных методик. Конечно же, чтобы нарушать правила, важно их знать. Творчество имеет превосходную форму воплощения при наличии академической школы. А творчество преподавания заключается в вычленении собственных установок из приходящего опыта. У Екатерины и для этого есть собственное решение – правило трех «п», которые она демонстрировала на конкурсе «Учитель года России»-2021.
Первое «п» – проводник, который налаживает связь между сферами, интересными и доступными ученикам и применимыми для простого объяснения материала учителем. К примеру, ассоциации со знаковыми персонажами, адаптация задач в контексте современных трендов. Второе «п» – погружение учеников в деятельность в виде инженерных соревнований, сооружений технических средств. И третье «п» – персона, понимание личной ответственности, знакомство с технологическим прогрессом, с судьбами ученых и историями их работ. Среди ученых, которые вызывают у Екатерины Сергеевны особое восхищение, Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики и одновременно школьный учитель, удивительный человек, который умел справляться с существенными жизненными сложностями, с проблемами со здоровьем и при этом внес огромный вклад в науку. Физик Костылева также назвала Марию Кюри – первую женщину, которая была удостоена Нобелевской премии, причем дважды. Она была педагогом и общественным деятелем, комментирует Екатерина свое отношение к ней: «Мне созвучны ее мысли о науке как о великой красоте, об ученых, которые в лаборатории не просто техники, а дети, которые лицом к лицу встречаются с явлениями природы, а они действуют на них как волшебная сказка. Многие высказывания близки по духу, например, о том, что нужно проявлять меньше любопытства к самому человеку, а быть любопытным к тому, что он предлагает, к его идеям, взглядам. Импонирует и такой ее подход к жизни, к науке: люди не смотрят на то, что уже сделано, им важно знать о том, что осталось сделать».
Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние.
Генри Адамс
Кстати, о науке и ее месте в жизни нашей героини. Екатерина не исключает, что будет писать диссертацию, предполагая, что она может быть связана с переработкой, новыми материалами, экологическими аспектами физических процессов и явлений. Возможно, свое научное исследование она свяжет с мощным пластом еще одной ее любимой деятельности – второй работой в Академии профессий будущего, которая является частью Центра молодежного инновационного творчества при Тюменском государственном университете. Эта уникальная лаборатория называется «ФабЛаб» (сеть центров Fablab, широко функционирующая во многих странах, есть и в некоторых вузах нашей страны), включает курсы как для школьников, так и для студентов. Здесь они осваивают инженерные и надпрофессиональные компетенции, наиболее востребованные в будущем, в высокотехнологичном мире.
С недавних пор Екатерина Костылева стала руководителем этой «фабрики-лаборатории». Выкроив время, мы приехали сюда. С присущими ей энергетикой и знанием своего дела она рассказала о том, как функционирует эта фантастическая мастерская. Услышанное и увиденное поразили воображение. Современные технологии, новейшее оборудование, команда из десяти молодых и высокопрофессиональных преподавателей нового поколения! Все то, что позволяет детям самых разных возрастов создавать здесь собственные проекты, например игру на пайтоне или скретче, разных роботов, управляемых с телефона, умную музыкальную колонку и др. Ученики осваивают здесь hard skills: прототипирование, программирование, робототехнику, работу с ЧПУ-станками, создание сайтов.
Дети более младшего возраста могут с помощью векторной графики нарисовать корпус, также освоить 3D-моделирование, а затем запрограммировать и собрать машинку, похожую на Tesla Cybertruck. Екатерина показала результаты детских проектов, например четыре колеса в корпусе всем знакомой машины Илона Маска, управляемой с телефона. Сделанные подростками шкатулки, трехмерные модели, меч джедая, винтовка с лазерным прицелом (игра «Лазертаг») также стали результатом освоения технических навыков 2D- и 3D-моделирования, схемотехники и пайки, программирования на Arduino.
И на уроках физики в гимназии №16, и на занятиях в лаборатории будущего, которые проходят в одном из корпусов Тюменского государственного университета, старейшего вуза страны с 90-летней историей, Екатерина Костылева верна своему педагогическому кредо, считая, что учитель не может позволить себе остановиться и «затвердеть» в своем опыте, он должен учиться и расти вместе с детьми.
«Изменения вокруг нас происходят очень быстро, – поясняет она. – Сегодня дети с рождения погружаются в информационный поток. Они узнают о новых открытиях, изобретениях, смотрят новости, фото и видео с разных континентов. Мы не можем всю жизнь контролировать то, что они смотрят, пишут, публикуют и выбирают для себя, но мы можем научить их делать выбор».
С каждым новым классом и новым учеником она отправляется в новое путешествие – на поиски актуальных тем для проектных работ, новых интересных примеров и экспериментов, современных технологий и методов обучения. «Вы знаете, – делится со мной Екатерина, – так здорово быть рядом с ребенком в моменты его открытий, когда получилось решить задачу, собрать электрическую цепь, увидеть впервые загоревшуюся лампочку, понять, почему тепло в пуховике, как работают новые наушники, как, почему и благодаря чему изобрели беспроводную зарядку для телефона и услышать фразу: «Так вот это как работает!»! Именно это останется с ребятами завтра и позволит делать открытия всю жизнь».
Многие учителя, в том числе и Екатерина Костылева, первая в Сибири обладательница Большого хрустального пеликана, точно не знают, где начинается и где заканчивается их влияние на детей. Главное, считает педагог, – верить в себя, в то, чему учишь, в своих учеников.
Записала несколько фраз, сказанных Екатериной за рулем автомобиля, когда мы возвращались из университета в гимназию на конкурсные уроки: «Я горжусь своими учениками, которые преодолели сложности, совершили свои открытия или просто стали хорошими людьми, любящими родителями, мастерами своего дела. Я люблю вечера с выпускниками, люблю письма, сообщения и телефонные звонки вчерашних школьников, люблю, когда они просто так заходят в школу – поболтать, спросить, похвастаться своими успехами. Так интересно и здорово наблюдать за их судьбами, за тем, какими они стали, что взяли в свою взрослую жизнь из того, чему я их научила! И вообще, взяли ли? Для ответа на этот вопрос чаще всего нужно время».
Права Екатерина, повторившая вслед за многими великими педагогами, мыслителями, философами мысль о том, что учитель продолжается в своих учениках, а значит, «всегда соприкасается с вечностью».
P.S. Завершая очерк, все более погружаясь в образ своей героини, восхищаясь ее талантами и умениями, душевными, человеческими качествами, я снова позвонила Екатерине Сергеевне, чтобы уточнить отдельные факты и детали. Всегда отзывчивая и приветливая, она ответила еще на один мой вопрос о планах на лето: «Лето-2022 начнется с экзаменов, с работы в комиссиях по проверке ОГЭ и ЕГЭ, кроме того, планируем с моими выпускниками отправиться в традиционный выезд на природу. Обязательно собираюсь провести время с семьей, попутешествовать по России, еще запланированы и находятся в стадии активной разработки четыре смены лагеря дневного пребывания в центре «ФабЛаб» ТюмГУ, будем конструировать и собирать разные проекты с ребятами, колонизировать планеты и отправляться в космические путешествия, а в июле более 60 студентов придут к нам на практику, хотели бы провести ее в интересном и активном формате. И конечно, с коллегами нашей гимназии начнем готовиться к встрече в сентябре учителей года России. Очень ответственное дело».
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».