Среди интересных и каверзных вопросов, заданных Элен Кареновне КОЧАРЯН членами жюри после финального урока на федеральном этапе конкурса «Учитель года», был такой: «Выделили бы вы на уроке кого-то из учеников, если да, помогал он вам или мешал?» Вопрос, над которым, несомненно, хотя бы раз в своей педагогической практике задумывался каждый учитель. Ведь для того, чтобы успешно работать, наладить контакт с классом, нужно знать, какие они, ученики. Каковы их характеры? Можно ли выделить и понять их ведущие черты?
Учитель истории ростовской юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского Элен Кочарян однажды обратила внимание на записи в тетрадях своих учеников, на то, какие они разные. Вот, например, по одной записи, сделанной на уроке, понятно: ее автор либо не заинтересовался темой, либо не успел ее понять, а возможно, ему нужны были дискуссия, разговор, чтобы высказать свою, особенную, критическую точку зрения. По четким и уверенным записям во второй тетрадке ясно: ее обладатель организован, отмечает причинно-следственные связи событий и явлений. А вот третья тетрадь с рисунками на полях. Она, несомненно, принадлежит ребенку-«художнику», который мыслит творчески. Такому необходимо понимать события истории через их визуализацию, создание образов. Исходя из этих наблюдений, педагог Кочарян разделила своих учеников на три группы. Первая – скептики, вторая группа – стратеги, третья – фантазеры.
Для того чтобы определить, к какой группе человек может отнести сам себя, Элен Кареновна предлагает простой тест. Вообразите, что у вас в руках лотерейный билет. Если вы сразу представляете себе, что этот билет выиграет, вы фантазер. Если ловите себя на стремлении подсчитать шансы выигрыша, скажем, по теории вероятности, вы логически мыслящий стратег. Человек, который совершенно не надеется на выигрыш, а может быть, даже выбросит билет, безусловно, скептик.
– На уроке ребенок сегодня может быть скептиком, а завтра – фантазером, к одному материалу отнестись более творчески, а в другом усомниться, – добавляет Элен Кареновна.
Тем, кто, возможно, вслед за педагогом Кочарян захочет применить эту теорию на практике, необходимо учесть: для детей, которые учатся у преподавателя первый год, она не годится. Поэтому Элен Кареновна не использует ее для учащихся пятого класса.
– Эту методику я применяю, только когда уже очень хорошо знаю класс, – объясняет учительница. – А пятый класс – период, когда через различные виды деятельности на уроках ребенок лишь начинает проявлять себя. Тогда можно заметить, что есть ребята, которые очень любят, например, уроки с элементами компьютерных игр. Они часто проявляют себя как стратеги. А тема, скажем, дворцовых переворотов и интересных фактов в жизни правителей привлекает фантазеров – у них яркое воображение, материал они воспринимают через эмоциональный фон эпохи. Скептики – это дети, которые любят спорить. Если уже в начале урока раздается голос ученика: «Я это читал, я знаю!» – перед вами скептик. Количество скептиков начинает возрастать с восьмого класса, в десятом и одиннадцатом классах таких детей большое число. Фантазеров – личностей, которые мыслят творчески, – можно отличить по их увлечениям и жизненным планам, например, получить после школы художественное, архитектурное образование. Важно отметить, что дети меняются, и ребенок, увлеченный компьютерными играми, через полгода может забросить это занятие. В пятом классе я только предлагаю ученикам различные виды деятельности и замечаю для себя, как ребята себя в них проявляют.
Зачем учителю знание психологических особенностей детей? На разных этапах урока нужны разные роли. Там, где необходимы предположения, незаменимы фантазеры. Воображению могут помочь также различные пособия, картины, предметы и даже компьютерные игры. Любимый ресурс Элен Кочарян – Mozaik Education, педагог считает, что его возможности напрасно не используются в российском образовании, они позволяют сделать увлекательнее многие школьные предметы. Например, на уроке в восьмом классе по теме «Великая французская революция» Mozaik Education позволяет детям «заглянуть» в Бастилию, «посмотреть» из ее окон. А любой портрет может ожить благодаря ресурсу MyHeritage.
В работе с картами и оценке событий лидируют стратеги. Они не только укажут на то, например, что Петру I необходим был выход к Балтийскому морю, но и уточнят, что для этих целей российскому царю понадобились армия, флот, артиллерия, а еще развитие военного обучения и расширение мануфактур для обеспечения армии. История учит нас и тому, что ее события можно оценивать с разных точек зрения, порой противоположных. Тут на уроке «вступают в бой» скептики. Благодаря именно их спорам рождается истина.
– Я использую одну технологию, которая может найти подход ко всем трем перечисленным группам, – рассказывает Элен Кареновна. – Это универсальный подход – игра. Она бывает разная, важно не заиграться, использовать ее в меру.
Методическая разработка Элен Кочарян связана со спецификой юридической гимназии, где работает преподаватель. Она представляет собой игру «Час суда». Главным методом своей педагогической деятельности учительница считает формирование целостного образа исторического прошлого через визуализацию и проектную деятельность. Игра «Час суда» разработана педагогом в рамках ее главного проекта под названием «Юные юристы». Как же она проводится?
Используя проблемную технологию, в начале урока педагог предлагает учащимся дискуссионный вопрос. Например, такой: «Иван Грозный – кровавый тиран или великий царь?» Игра «Час суда» проводится в конце урока, когда дети уже многое узнали по теме. Ученики делятся на две команды – адвокатов и прокуроров. Первая должна привести аргументы в защиту «обвиняемого», вторая, напротив, обвинять с доводами. В конце игры учитель выступает в роли судьи, подводя итог.
– Я должна учесть доводы той и другой стороны и подвести ребят к верному выводу, – уточняет Элен Кареновна.
Идея Кочарян заключается в том, что ученики перевоплощаются в юристов и изучают историю с этой точки зрения. Игру «Час суда» Элен Кареновна продемонстрировала и на конкурсе «Учитель года». На региональном этапе на уроке по теме «Бунташный век» ребята отвечали на проблемный вопрос «Виновен ли царь Алексей Михайлович в событиях «бунташного века»?». Ученики в ходе урока работали с «личными делами» Алексея Михайловича, Бориса Морозова и Степана Разина.
На федеральном этапе конкурса Элен Кочарян провела урок по теме «Книги, перевернувшие мир. Эпоха Просвещения». В финале ростовчанка стала лауреатом, войдя в число пятнадцати лучших учителей России.
Технологию занятия с использованием оригинальной игры «Час суда» можно проследить на примере этого конкурсного урока.
«Зачем вы читаете книги?» – с этого вопроса педагог начала урок истории для незнакомых ей ранее восьмиклассников лицея №11 Ростова-на-Дону, где собрались финалисты конкурса «Учитель года России»-2021.
Проблемный вопрос привел учащихся через разнообразные ответы к другому вопросу педагога: «А может ли, на ваш взгляд, книга повлиять на человека?»
В качестве примера учительница вспомнила о книге «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Писатель придумал мир, где книги находятся под запретом, их сжигают, а людей, у которых в доме есть книги, жестоко наказывают. Зачем? «Чтобы у людей не было своего мнения», «Людьми, которые не знают историю, легче управлять» – через такие ответы учеников педагог подвела класс к теме урока.
В ходе занятия восьмиклассники сделали вывод: книги четырех писателей-философов – Монтескье, Вольтера, Жан Жака Руссо и Дени Дидро – имеют нечто общее. Их авторы сомневались в справедливости существовавшего в их эпоху порядка и в своих трудах пытались найти ответ на вопрос, по каким законам нужно жить, чтобы в обществе воцарились мир и согласие. Ребята отметили, что не случайно эти писатели-философы получили в истории звание просветителей, а время, когда они трудились, названо эпохой Просвещения. Но можно ли сказать, что именно благодаря передовому учению просветителей началась в 1789 году Великая французская революция?
Ответ на этот проблемный вопрос учительница предложила поискать в книгах четырех авторов. Книга Монтескье «О духе законов» 1748 года говорит о понятии «свобода». Монтескье был ярым противником деспотии и выступал против абсолютизма, за разделение властей. Эти постулаты сегодня, как вспомнили ученики, реализуются в любом демократическом государстве. Другой мыслитель, Вольтер, в книге «Трактат о терпимости», будучи сторонником просвещенной монархии, не говорил о революции, но критиковал Церковь, призывая «разрушить старое здание обмана». Жан Жак Руссо в книге «Общественный договор» предвосхитил современные выборы и голосование, всеобщее избирательное право, а также призывал к экономическому равенству. Наиболее известный труд Дени Дидро – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» – также говорит о зле, которое приносят неравенство, ограничение прав и свобод.
Так привели ли эти книги к революции?
Этот проблемный вопрос стал основанием для проведения игры «Час суда».
С помощью «личных дел» писателей-философов и привлечения исторических источников «адвокаты» должны были защищать «обвиняемых», а «прокуроры» – обвинять «подозреваемых». Каждая из двух групп поочередно формулировала и озвучивала свои аргументы. Среди аргументов «прокуроров» были такие: «Идеи писателя приводили к нарушению авторитета короля, а без монарха государству грозил распад», «Тысячи людей могли пострадать в результате последующих репрессий, это могло привести к потерям в разных структурах государства».
«Адвокаты» писателей привели аргументы, доказывающие, что философы двигали развитие общества вперед. «Судья» Элен Кочарян подвела итог: «В столь глобальных моментах истории, как революции, перевороты, войны, мы не можем возлагать ответственность на определенных людей, это такие события, которые были неминуемы и возникли в результате многих факторов и проблем».
После окончания урока класс разошелся, а жюри конкурса задало Элен Кареновне вопросы по методике и организации занятия. Тут-то и прозвучал вопрос: «Выделили бы вы одного из учеников и помогал он вам или мешал?»
Восьмиклассник с бейджиком «Руслан» запомнился педагогу больше всего.
– Видно, что Руслан интересуется историей и политикой, много читает. Он часто выступал, высказывал оригинальное мнение и отстаивал свою позицию, – ответила учительница.
Из сказанного, безусловно, можно сделать вывод – Руслан по классификации Кочарян скептик. А помогал ли он ей?
– Безусловно! – восклицает Элен Кареновна.
Свою методику учительница использует и в работе во внеурочное время. В этом году она является классным руководителем девятиклассников. Еще в начале учебного года наставница на одном из классных часов провела игру в форме судебного заседания. Девятиклассники выступили в роли представителей тех профессий, о которых они мечтают. Некоторые ребята видят себя юристами, адвокатами, прокурорами, но на это «судебное заседание» попали и бизнесмены, и представители других профессий. Таким образом Элен Кочарян хотела продемонстрировать своим подопечным, что образование, полученное в юридической гимназии, может пригодиться в жизни любому человеку, ведь законы должны знать все.
Учитель года Дона-2021 немного рассказала и о своей личной жизни. Элен Кареновна очень любит фотографировать и петь. Семья у нее большая и многонациональная. А перед финалом конкурса «Учитель года» наша героиня вышла замуж. «Детей у меня еще нет, но счастливой и любящей мамой я готова стать!» – мечтает молодая учительница.
Элен Кочарян любит вспоминать одну легенду. Историю мальчика, которого звали Александр. Прадедушка Пушкина Ганнибал заметил, что этот мальчик любит играть в солдатиков. Из маленького стратега впоследствии вышел великий Суворов.
«Обращайте внимание на игры детей!» – пожалуй, эту фразу можно считать педагогическим кредо Элен Кочарян.
Светлана ПОТАПОВА, Ростовская область
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».