Найти тему
О технике и не только.

Рейс Лысьва-Свердловск на "Уральце". Шофёрам 50-60-х посвящается. Часть 2.

Оглавление
В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.

…Утро началось с привычным криком петуха, а к нему ещё и рёв двухтактного дизеля добавился чуть позже, но уж что-то шибко он громкий был. Подъём, умылся из рукомойника холодной водой, да на завтрак пошёл. Свежий большой батон с большим куском сливочного масла, и крепкий чай с сахаром, сразу силёнок и бодрости подкинули.

Выхожу на крыльцо, а вот и тот, кто петуха переорал, и всех своим рёвом разбудил. ЯАЗ-200 стоит, с оборванным глушителем, шофёр его толстой проволокой пытается притянуть. Осмотрел я свой «Уралец», автол в мотор долил. Запуск, движок ровненько работает.

Небо хмурится, а когда я уже на дорогу выезжал дождик мелкий закапал. Я прибавил, торопиться надо, пока дорога не раскисла. К обеду добрался я до Кунгура. Там в столовой отлично подкрепился, были только что приготовленные драники со сметаной и с солью. А дождик так всё и моросил.

Дед Саша, снова достал папиросу, задымил ею, смотря на огонь в приоткрытую дверку топки котла.

-Деда ну ты чего замолчал? Что-дальше-то было?

-А дальше самое интересное было.

Выхожу на Суксун, начались спуск-подъем, повороты. Дорога кое-где гравием присыпана, на этом участке самое сложное это пройти два холма, оба они глинистые. Накинул я «браслеты», первый холм прошёл в натяг на 2-ой передаче. А вот второй... в середине подъёма кто-то нарыл колею, остановился, чтобы посмотреть что там дальше. А на самой вершине, усевшись на оба моста, угнездился газ-63. С надписью «Почта» на фургоне.

Познакомились мы, молодого шофёра звать Слава. Всего-то с десяток метров он не осилил, может передачу не ту выбрал, может движок не тянет, да и колёса у него уже почти лысые.

-Раздатка у тебя работает?

-Да.

-Втыкай пониженную, и старайся мотор в натяг держать, сначала из-под колёс маленько лопатой землю выгреби.

-Хорошо, сделаю.

Пока Слава возился, я веток толстых с кустов и деревьев наломал. Колеи как могли спрямили. Ну а уже потом Слава аккуратно, не торопясь выбрался…

Дед снова ушёл в угол кочегарки, снова тихонько булькнуло и звякнуло. Вернулся подкинул дров и уселся на свой стул.

…Ну так вот, настала и моя очередь. На первой медленно иду вразрез колеи. Здесь главное, чтобы в колею не скинуло. А мотор у меня добре вёз. И вот уже на самом переломе стали обороты падать. Уже можно такты сосчитать! Уж не знаю сколько оборотов было, я чуть подсос выдернул, буквально вот на миллиметрик, так и вышел.

Вообще «Уралец» в этом плане не автомобиль, а трактор! А вот если бы я там на ГАЗике был, то, наверное, долго бы копался, пока тот подъём осилил.

Остановился я на ровном, возле Славкиного почтовика, перекурили это дело. Я свой керогаз достал, чаёк крепкий заварили, хорошо он сил добавляет, да ещё и с рафинадом. Не знаю, но как по мне, так слаще того рафинада в головках, я, по-моему, больше и не пробовал сахар. После как почаёвничали, по машинам, и каждый своей дорогой пошёл.

Мне-то на Свердловск надо, а Слава ушёл по деревням почту развозить. Дорога по верху идёт, можно и скорости прибавить, этот перегон большой, и деревни все в сторонке остаются.

В Бакряже свободных мест в доме колхозника не было. Но есть место в кабине, мне-то не привыкать. Поужинал, а цены на еду в той столовой подороже оказалась. Начал я ко сну готовиться, спинку поднял, подпорки поставил, постель разложил, да и баиньки.

Ночью в кабине стало холодно. Пришлось слезать да керогаз свой разжигать. Пламя самое малое выставил, сковородкой накрыл. Чуть-чуть окошко приоткрыл, ну чтобы не угореть.

Утром меня никто не будил, сам проснулся, уже какой-то внутренний будильник был. Умылся, позавтракал, машину осмотрел. Сегодня выйду на тракт. А там и скорость можно прибавить. Покурил, пока мотор на холостых оборотах прогревался, да не торопясь пошёл.

Верный друг «Уралец» мотает километры, всё чаще попадаются встречные машины. Появилась пыль, а значит впереди сухо. Отлично! Этот день не прошёл, а легко проплыл. Я просто рулил наслаждаясь дорогой. Поздним вечером прибыл я в Ревду. Опять мест для ночлега нет. Снова спать в кабине, это мы запросто. В столовой поужинал. В кабине поспал.

Следующий день встретил я уже в Свердловске. А как ехать до нужного мне адреса я не знаю. Надо мне попасть на улицу Фронтовых Бригад. В то время в каждом большом городе был малюсенький киоск с надписью «Справка».

Там обычно сидела женщина, платишь ей 20 копеек, и она тебе объяснит, как проще добраться до нужного тебе места. А если надо, то и схему нарисует, за схему ещё 10 копеек ей надо было доплатить. По схеме я тот склад без проблем нашёл, выгрузили мня быстро.

Шофера там местные были, они мне и растолковали как мне до места загрузки лучше добраться. Уже вечером нашёл нужный мне адрес, рабочий день закончился, утра надо ждать. Столовой по близости не оказалось, только магазин продуктовый. Купил я продуктёшек, да в кабину. Развёл керогаз, нарезал сало мелкими кубиками, поджарил его, потом лук добавил, и туда же несколько куриных яиц вбил, размешал всё.

Такому блюду я научился, когда уже после войны на Западной Украине в СМЕРШ служил. Очень вкусное и сытное блюдо. Сытого сразу меня на сон потянуло, «кровать» свою разложил и сразу же уснул. Загрузили меня утром, я в обратный путь отправился тем же маршрутом. -Дед снова прикурил папиросу. Задумался.

-По-твоему «Уралец» самый крепкий грузовик, да деда?

-По моему так оно и было. Хоть и хают старые машины, зато то, что комфорта в них не было, тяжёлые в управлении и так далее… но фору по надёжности и неприхотливости любым модным они дадут. Всем хорош «Уралец», только задний мост слабоват, полуоси иногда ломало.

Позже решил я эту проблему: подшипники, усиленные поставил, от чего они были не знаю, тогда мост стал дольше ходить. Ну и более 5 тонн я не брал, хотя «Уралец» перегрузу шибко не боялся. Очень крепкая машина была, выносливая, сильная. Редко она меня подводила. Час-два ремонту и опять «Уралец» в строю.

Вот сейчас бы их... эхх... Ух ты! Уже второй час ночи Гриня! И дрова почти прогорели. Спать пора.

-Ну деда расскажи ещё.

-Нет, завтра продолжу, а то нам бабка обоим задаст. Пошли спать внучок… Там ещё, по-моему, что-то в углу осталось, а ладно пусть стоит до следующего раза…

-2

Следующим вечером мы с дедом снова сидели в кочегарке.

...-Обратно я вообще отлично пришёл. Вернулся без особых проблем. Только два колеса пришлось сделать.

Дед, а какие тогда шиномонтажки были?

-Шиномонтаж… -засмеялся дед. –Да мы даже слова такого не знали. Весь шиномонтаж с собой возили. Вулканизатор ,сырая резина, газета и сахар. Если прокол, то запаску берегли до последнего. Старались вулканизировать камеры. Разбортировал колесо, наждачкой место прокола на камере зачистил.

После вырезаешь кусочек сырой резины, и к камере его. Потом один слой газетки, струбциной зажмешь, и вулканизировать. У меня электрический был вулканизатор, их же у нас на заводе делали. Подключаешь его к аккумулятору, и сверху сахар посыпаешь. Здесь смотри внимательно. Как сахар станет как леденец чуть темнее сразу выключай вулканизатор. И пусть с камерой остынет, по времени минут 15-17, не больше.

-А сахар-то зачем?

-По сахару, когда он плавиться начинал, мы и определяли, когда вулканизатор выключать. А если перевернуть, то газетка со стороны вулканизатора будет рыжей, но не горелой, камера готова, можно собирать, и качать. Я на двигателе вместо свечи заворачивал вёртышь со шлангом, цилиндр работал как компрессор. Только снимать это приспособление надо в рукавицах потому что горячее.

Вот так мы работали и ездили. Где браслеты помогут, где цепи, где смекалка, а бывало потому что есть слово надо. А как иначе? Ты же Шофёр! А чтобы тебя так называли это ещё заслужить надо.

Водителей много, а Шоферов мало. Ты Гриня отца поспрашай, Гена в меня пошёл. И ты внучек не подведи, у нас же вроде как шоферская династия намечается. –улыбнулся дед, да в угол кочегарки подался, звякнуло, булькнуло.

-Ладно, опять мы засиделись, сейчас покурю и в дом пойдём.

А вот что батя мой Геннадий Александрович рассказывал я со временем и вам поведаю.

Автор сюжета Григорий Гусаров.

***

Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!

Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!

Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.