В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
Вечером мы с дедом почистили котёл в нашей домашней кочегарке, я со двора дров натаскал, дед по новой растопил котёл, да на свой стул у топки присел.
-Дед, ты же обещал рассказать, как ты из милиции снова в гараж свой вернулся.
-Обещал, расскажу, погоди. – дед встал, ушёл куда-то в темный угол, что-то звякнуло, дед крякнул. –Хорошо пошла.
Вернулся открыл топку посмотрел, как дрова горят, кочергой их слегка пошевелил.
-Значит отдежурил я как положено в милиции. Починили они свою «Полуторку». Вернулся я в гараж, тент долой, борт с калиткой тоже. Обратно простой борт повесил. Небольшой осмотр и обслуживание «Уральцу» дал. А вечером мне уже путёвку, и командировку на Свердловск выдали. Пойду без прицепа.
-А что так? Груза мало было?
-Нет, потому что без тормозов прицеп, самодельный же. А как раз в тот год правила стали ужесточать, вот и вышел запрет, нельзя прицеп без тормозов таскать. Но мы как-то и без тормозов привыкли уже их тягать, но нельзя так нельзя. Хотя без прицепа выработка уже не та, падает.
Зато ввели коэффициент грузоподъёмности. Рассчитан «Уралец» на 3,5 тонны, а ты привез допустим 4 тонны, это по зарплате хорошо. А если всего две, то уже плохо. Бочку бензина в кузов закинул, талоны на бензин получил. Автол на долив тоже взял.
Свечи с немецкого танка, что скрутил на шихтарнике мне перереточили, я их перед рейсом и поставил, а ещё и провода высоковольтные тоже немецкие приспособил. У меня же жидкость незамерзающая в двигателе была, так и её я с собой в маленько прихватил.
Запас продуктов на неделю, котелок со сковородкой с собой. Ружье взял, ехать-то лесом. А ещё у меня был фронтовой керогаз…
-Как понять фронтовой? Это ты что его с войны привёз?
-Ну зачем же, этих мин и сейчас на шихтарнике полно, но они уже пустые. А на фронте мы брали небольшую мину, это как два блюдца одно на другое наложить. Взрыватель долой, вытряхивали взрывчатку, вместо взрывателя вытачивали пробку, в ней две прорези, туда фитиль из асбестового шнура.
Заправляй что под рукой есть, бензин, керосин, всё горит. Я старался спирт заливать, благо его на нашем заводе много было. Спирт он лучше другого топлива, копоти нет от него, и запах не стойкий. А вокруг пробки с фитилём я вырубку приспособил.
-А что такое вырубка?
-На заводском шихтарнике горы их были, это такие пластины железные, шириной 15 сантиметров, из них штампом на станке вырубали какие-то заглушки. А полосы потом в шихту, для последующей переплавки. Вот из этой пластины отрезал сколько надо по размеру, в цилиндр скрутил и заклепал. Вот тебе и подставка, можно котелок, чайник или сковородку на него поставить. А ночью и кабину обогреть можно, ну это весной и осенью, когда мотор можно было глушить, всяких там «Шмелей и плиток у нас не было тогда.
-Это как обогреть?
-Разжёг керогаз, а на него сверху сковородку кверху дном, или болванку какую.
-А ты в кабине ночевал?
-Бывало, и при том часто. У «Уральца», сиденья были раздельные, но спинка цельная. Вот у меня она поднималась, на ней и спал. Поднимаешь её, по бокам подпер её толстыми дощечками, и все. Вот тебе и спальник, просто все до не могу.
-Ну а вот зимой как?
-А зимой, в рейсе, мы моторы не глушили.
-Это карбюраторный мотор?
-А что ему будет-то? Мотору. Печка же есть, да и «морда» всегда укрытая утеплителем. Температура 60 стоит, вполне достаточно. Спальники-то пошли уже на «Колхидах», а позже и на МАЗ-500. ЗиЛы так вообще до середины 90-х годов без спальников были. Так что мастерили мы тогда спальные места кто во что горазд был.
Погодь маленько я сейчас, - дед снова в угол кочегарки подался, что-то там забулькало, дзынькнула рюмка. Вернувшись дед подкинул дров в печку, достал папиросу, и прикурил её от горящего полена.
-Так тот рейс на Свердловск когда был?
-Ну так почитай осень была, точно осень, по-моему октябрь. Да. Ну значит готовлюсь я в рейс…
-Ты же вроде уже всё приготовил.
-Ты слушай, я ж тебе не докладываю, а рассказываю. Браслеты, цепи проверил, без них швах. Запчасти какие мог прихватил с собой. Например, полуось, вот на «Уральце» они слабоваты были. Я её раньше под кузовом возил. Но как-то раз пропала она, может потерял, а может кто и позаимствовал, но вернуть забыл, после я её возил за сиденьем. Крышку трамблера взял, частенько они пробивали. Ну вот теперь готов. Завтра погрузка на заводе.
Повезло с утра загрузиться, быстро получилось. Выезд за ворота завода, вперед и с песней. В дороге у меня всегда настроение хорошее было, а особенно если не ломается ничего. Катит мой «Уралец» на четвёртой передаче, на спидометре скорость приличная, 65 км/час. Отлично! Качу значится я по тракту, мне-то надо до Кунгура дойти, на небе не облачка, Знай понужай.
Самый отличный грузовик так по мне это «Уралец».
-Прямо так и самый?
Да-да... мне есть с чем сравнить, уж ты Гриня деду своему поверь.
-Ну чего ты деда, я тебе верю.
-Рулю я значит дальше, настроение отличное. В Паинцы не стал заезжать. В Оленях только наскоро перекусил, спешить надо, считай вечер почти. Сою проехал, только в Новорождественском остановился.
Там при колхозе отличный постоялый двор был. Вот там и остановился я отдохнуть, а может быть и заночевать, машину в сторонку, колёса осмотрел да к дому этому пошёл. На стене возле входа умывальник системы «Мойдодыр» стоит, руки помыл.
Вошёл во внутрь, сразу запах свежеприготовленной еды в нос ударил. А там молодая, да крепкая такая деваха кашу по тарелкам раскладывает.
-Привет хозяйка!
-И вам добрый вечер.
-Аппетитная у тебя каша, вкусно пахнет. Перловка чтоль?
-Да перловка, с маслом сливочным.
-А положи-ка мне перловки да маслица не жалей.
-А к каше что желаете? Ну из мясного.
-Да вон тот кусок грудинки, чай с сахаром, хлеба.
-С вас 54 копейки причитается.
Отлично поужинал, с удовольствием. После на крыльцо покурить вышел. Тут дымя на стоянку заезжают два МАЗ-200. Один бортовой с прицепом, а второй тягач с полуприцепом. А я на их колёса все смотрю…
-А тебе зачем их колёса?
-Смотрю много ли на них грязи, они же оттуда пришли куда мне предстоит ехать. Грязи совсем на колёсах немного. Скорее всего Золотая Верста ещё проходимая, шофёры пошли к умывальнику, я к ним:
-Здорово хлопцы, как там Золотая Верста?
-Нормально, пройти можно, только держись от середины правее. А ты откуда идёшь?
-Из Лысьвы.
-Как туда дорога?
-Тоже нормально, сухо везде.
-Это хорошо, а то гружённые мы выше нормы МАЗовской.
Мужики во внутрь ужинать пошли. А я стою и думаю, сейчас мне эту Золотую Версту пройти, или уже утра дождаться? Считай тяжёлые машины прошли же, прикатали её, должно у меня всё получиться. Так я и сделал, конечно грязь была, но маленько. Побуксовал я немного, ну так для порядка, на то она и Золотая Верста, но прошёл.
До Шаквы доехал, стоянка почти вся занята, скорее всего и все кровати тоже. Но всё-таки и мне нашлось местечко. В комнатушке на втором этаже. Кровать солдатская, стул, и гвозди выбитые в стену, это вместо вешалки. Завтра сложный участок будет. Да все они не простые…
Продолжение сегодня вечером.
Автор сюжета Григорий Гусаров.
***
Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!
Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.