Найти тему

Уважай классику, чувак или как классическая музыка становится основой песен

Оглавление

"Интерпретация зависит главным образом от таланта и индивидуальности. Однако владение техникой — основа интерпретации". С.В. Рахманинов

Хотелось бы поговорить о менее очевидных интерпретациях именно классической музыки в песнях современных исполнителей.

Почему же эти интерпретации можно считать "менее очевидными"? Ответ максимально простой: мало кто глубоко погружен в классику так, чтобы с первых нот узнать мотивы (что нельзя сказать о популярной музыке, которая вбивается в голову постоянной ротацией на радио, в рекламе, кино и тд).

Исключения составляют таким же образом популяризированные произведения классических произведений (например "Лунная соната" Бетховена, отрывки из произведений Моцарта, Баха). Этих произведений гораздо больше, но они лежат на очень видном месте и их использование в песнях не вызывает никакого потрясения.

Но здесь хотелось бы поговорить именно о русских композиторах, чье творчество используют западные исполнители. Русская классика оставила огромный след в мировой музыкальной истории (факт, что П.И.Чайковский уже несколько лет в чартах стриминговых сервисов занимает 1 место среди всех русских исполнителей, которых слушают зарубежом). И это, конечно, отдельный повод для гордости (не только за Петра Ильича).

Удачным примером такой интерпретации является песня „Party like a Russian“ Робби Уильямса, где основным музыкальным мотивом является "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева.

Можно послушать и сравнить:

Однако в этой песне использование фрагмента произведения именно русского композитора выглядит вполне логично и уместно (с учетом популярности и известности музыки из балета во всем мире).

Неочевидно, но факт

Но не все музыканты открыто и "дословно" используют музыкальное наследие в своих песнях. Некоторые "цитируют" не самые известные произведения классиков.
Примером этого может являться песня
"Russians", которую на заре своей карьеры написал прекрасный Sting. Инструментальная часть песни почти полностью повторяет часть другого произведения С.С. Прокофьева - Романса из сюиты "Поручик Киже".

Ну а пожалуй главными западными любителями русской классики являются соотечественники Стинга - группа Muse, которые активно вкрапляют классиков в свои песни. Но делают это крайне неочевидно, на свой манер, вольным стилем. В качестве основы для интерпретации британцы выбрали одни из самых известных инструментальных произведений С.В. Рахманинова.
Пример 1. Песня
Space Dementia содержит интерпретацию 3 части Второго концерта для фортепиано с оркестром с-moll, op. 18.

Это же произведение используется в песне "Butterflies and Hurricanes" (опять же не "дословно" с 3:15):

Другое произведение Рахманинова - Прелюдия соль-минор, соч.23 интерпретировано Muse в песне "Assassin" с 2:25

И это лишь небольшая часть тех исполнителей, которые так или иначе использовали в своих песнях произведения русских классиков. В интернете можно найти еще минимум с десяток таких примеров.

Вместо заключения

У слушателя и читателя может возникнуть вполне закономерный вопрос: "Ну а зачем так открыто или неоткрыто использовать чужое творчество?". Во-первых, дань уважения, ведь подавляющее большинство музыкантов, окончивших какие-либо музыкальные учебные заведения так или иначе учились на классической музыке. Во-вторых, подобные интерпретации можно сравнить с начитанностью, насмотренностью, когда исполнитель показывает широкий кругозор и может похвастаться тем, что смог увязать в своей песне часть, например, сложнейшего симфонического полотна. Это как отсылки в фильмах или книгах к другим фильмам и книгам, которые может заметить только настоящий фанат, чтобы потом скурпулезно разбирать произведение на частицы и восхищаться. В этом проявляется гениальность интерпретаторов. А все вместе я бы назвал это единением музыки, когда множество разных пазлов-песен (произведений) способны становиться частью друг друга и превращаться в новые и новые, не похожие друг на друга единицы искусства.