"Тайная вечеря" - евангельский сюжет, который многократно изображали самые талантливые и известные мастера разных эпох. Если говорить о Тинторетто, итальянском художнике эпохи Возрождения, то к нему фразу "многократно изображали сюжет" можно отнести в буквальном смысле. Дело в том, что нет даже точных сведений, сколько именно вариантов "Тайной вечери" он создал. Но обо всем по порядку.
Ученик, о существовании которого учитель даже не подозревал
Настоящее имя Тинторетто - Якопо Робусти. Свое прозвище он получил по профессии отца, красильщика тканей, по итальянски - tinto (тинто). Тинторетто - "маленький красильщик". Неизвестно, давали ли такое же прозвище остальным детям в семье Робусти. А было их вместе с Якопо то ли 21, то ли 23. Будущий художник был самым старшим среди них. Зато известно, что многодетный отец быстро разглядел в своем первенце два качества, которые отличали Якопо не только от других членов семьи, но и от ровесников:
- мальчик был невероятно шустрым, чрезвычайно активным и очень работоспособным, поэтому еще одним его прозвищем было Фуриозо (furioso) - ужасный,
- работа с красками позволила выявить у ребенка способности к живописи.
Отец отправил 12-летнего Якопо в обучение к знаменитому Тициану. Амбициозное решение привело к парадоксальному результату: мальчика скоро вернули домой. По одной версии, великий Тициан сказал, что ему нечему научить этого талантливого подростка. По другой - увидел в Якопо потенциального конкурента и не захотел обучать его. Так или иначе, художественные способности Тинторетто было подтверждены признанным мастером, но Тициан отказался взять мальчика в ученики.
Талантливый "маленький красильщик" не пал духом и сам выбрал себе педагогов. Точности рисунка он учился у Микеланджело, а силе красок - у Тициана. Правда, оба мастера ничего не знали о наличии у них этого ученика. Тинторетто обучался сам, рассматривая работы признанных мастеров, перед которыми буквально преклонялся. Формы работы для освоения премудростей живописи подросток определил сам:
- лепил макеты ландшафтов и делал кукольные домики, чтобы изучить перспективу и светотень,
- изучал трупы людей в городском морге, делая многочисленные зарисовки с натуры,
- внимательно рассматривал скульптуры и живописные полотна знаменитых художников и копировал их.
Тинторетто нашел способ, позволяющий создавать сложные многофигурные композиции и изображать их невероятно реалистично. Сначала он делал эскиз, в соответствии с которым изготавливал восковые фигурки и декорации, размещая их в специальном ящике (при необходимости - подвешивая). Художник экспериментировал с постановкой света, добиваясь необходимого контраста. После этого приступал к кропотливой работе над живописным полотном, которое создавал, постоянно сверяясь с предварительно созданной им же объемной моделью.
Самообразование дало отличные результаты. Сохранился юридический документ, согласно которому 20-летный сын красильщика ткани получил официальный статус свободного художника. Так исчез Якопо Робусти и появился Тинторетто.
Биография талантливого самоучки может быть интересным материалом для беседы с детьми и подростками.
Запутанная история "Тайной вечери"
Фантастическая работоспособность Тинторетто и его привычка работать в любое время суток быстро создали ему репутацию признанного мастера, способного выполнить заказ в очень короткие сроки. Правда, на качестве работ это не всегда сказывалось положительно. Некоторые из картин знаменитого художника оказывались невысокого качества и даже вызывали у искусствоведов сомнение в правильности атрибуции. Но - да, таков Тинторетто. Его работы отличаются уровнем мастерства и степенью проработанности. Некоторые из них совсем не похожи на живопись настоящего мастера.
"Тайная вечеря" - сюжет, который Тинторетто пришлось повторять многократно. Его заказывали для оформления трапезных или комнат собраний в монастырях и храмовых комплексах. Известно, что существует не менее 8 вариантов авторской интерпретации этой евангельской сцены, но только 2 из них приобрели известность. Причем в разных публикациях в Интернете можно увидеть и ту, и другую, и часто они неверно атрибутированы. Проще говоря, на просторах всемирной паутины с "Тайными вечерями" Тинторетто возникла путаница.
В 1547 году Тинторетто впервые написал "Тайную вечерю" для церкви Сан Маркуоло в Венеции. 30-летний художник сохранил традиционную композиционную схему для этого сюжета: горизонтально расположен стол накрытый для трапезы, центральное место за ним занимает Иисус, по правую и левую руку от Него сидят апостолы. На переднем плане, спиной к зрителю, изображен Иуда. В отличии от всех, он как будто собирается прямо сейчас потихоньку встать из-за стола и уйти. Предатель отделен от других персонажей пустыми табуретами - это композиционно и логически отсекает его от всех. Обличающей деталью является и кошка, сидящая правее Иуды и внимательно глядящая на него. Это животное на картинах с евангельскими сюжетами символизирует предательство и коварство.
Также Тинторетто изобразил аллегорические детали, которые к тому времени тоже прочно закрепились как изобразительная традиция этого евангельского сюжета:
- справа - женщина, подносящая еду, и двое детей. Пища - аллегория тела Христова,
- слева - женщина, несущая кубок, и кувшин с вином. Вино - аллегория крови Христовой.
Вместе эти две женские фигуры символизируют собой таинство Евхаристии (Причастия) и совместно представляют аллегории веры (женщина слева) и милосердия (женщина справа), основных моральных обязательств членов христианской общины.
Другие варианты "Тайной вечери" были решены в такой же традиционной композиции и созданы в основном для интерьеров венецианских церквей.
Особого внимания заслуживает "Тайная вечеря", работа над которой заняла почти 2 года - с 1592 по 1594 годы. Тинторетто был уже 75-летним стариком. Даже по современным меркам это весьма почтенный возраст. А для Венеции XVI в. такое долгожительство было великой редкостью. Несмотря на преклонные лета, Тинторетто взялся за заказ для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Результат его работы стал своеобразным творческим завещанием художника. Через короткое время после завершения "Тайной вечери", в мае 1594 года, Тинторетто скончался.
Мастер отказался от традиционной композиции и вообще от большинства канонов, принятых для изображения этого сюжета:
- последняя трапеза Христа с учениками происходит не в уединенном условном месте, а в помещении, напоминающем придорожный трактир. Здесь довольно мрачно, грязно и темно. Вокруг суетятся люди и далеко не все они обращают внимание на тех, кто собрался за большим столом. На заднем плане видны фигуры персонажей, занятых какими-то своими делами;
- стол расположен по диагонали относительно зрителя. Это создает глубину и перспективу пространства. Люди за столом сидят только по одну его сторону, лицом к зрителю. Все, кроме одного - на дальнем плане картины видна фигура человека, выбравшего себе место по другую от всех сторону. Это Иуда, предатель. В отличии от остальных участников трапезы, над его головой нет сияющего нимба;
- момент, который изобразил Тинторетто - преломление хлебов, а не благословение пищи и вина, как это делалось обычно в сложившейся художественной традиции. Иисус не сидит за столом, а встал с места и наклонился, разламывая хлеб, чтобы дать его ученикам. Его фигура выделяется среди всех за счет сияющего света, исходящего от Него. Ученики не слушают Учителя, а беседуют друг с другом, ожидая, когда каждый будет наделен хлебом и можно будет приступить к трапезе;
- аллегорические фигуры Веры и Милосердия (две женщины) находятся на дальнем плане рядом друг с другом, а не приближаются к столу с противоположных сторон.
Тинторетто создал не просто картину по евангельскому сюжету, а целый рассказ с наставлением. Линия ближнего к зрителю края столешницы делит полотно на две части по диагонали:
Ближняя к зрителю часть представляет собой мирскую жизнь, повседневные хлопоты. Люди заняты работой, разговорами, приготовлением пищи. Пес под столом грызёт кость. Кот пытается стащить из корзины кусок мяса, пока кухарка отвлеклась.
В этой части картины много мелких деталей, отвлекающих тех, кто здесь находится, от того, что происходит за столом. И несмотря на законы изображения перспективы, которые Тинторетто превосходно знал, вся эта часть картины оказалась бы погружена во мрак, если бы не чудесный свет, исходящий от левого заднего плана композиции.
К этой же части композиции относится и Иуда. Символы предательства - кот и собака - вроде бы далеко от него. Но он находится по эту, мирскую сторону, то есть логически и композиционно объединен с ними.
Вся остальная часть картины символизирует мир горний, небесный, освещенный чудесным сиянием. Кроме Христа и Его учеников, здесь обитают ангелы и аллегорические фигуры Веры и Милосердия.
Заметьте, самая ближняя к зрителю фигура - путник на переднем плане картины. Он стоит, опираясь на палку, и весь сосредоточен на происходящем за трапезой, композиционно отделен от мирской суеты. Но это не апостол: его голова не окружена сиянием, да и если пересчитаете людей за столом, не учитывая этого персонажа - убедитесь, что это обычный человек, а не ученик Христа. Но он совсем не интересуется ни пищей, ни напитками, ни пустой болтовней или бытовыми хлопотами. Он тихонечко встал у самого края стола, чтобы услышать важное для него Слово. Его напряженная фигура одновременно выражает сосредоточенность, внимание, и опасение, что его прогонят прочь. Он не осмеливается просить занять место за столом, хотя на лавке есть место. Но смиренно стоит и внимательно слушает.
Тинторетто показывает зрителю, что каждый из нас вправе сам выбрать, на какую сторону встать и чему в этой жизни уделить внимание. Такой философский контекст позволяет предложить репродукцию этой картины на одном из уроков по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики". Старшеклассникам можно предложить "прочитать" подтекст композиции, опираясь на известные им знания о художественных приемах в живописи.
Публикация подготовлена по просьбе победителя нашей еженедельной игры "Угадай, кто?" - Наталии Жагориной.
#тинторетто #тайная вечеря #возрождение #ренессанс #мироваяживопись #орксэ