Найти тему

"Тайная вечеря" Тинторетто: шедевр ученика Тициана, которого учитель ничему не научил

Оглавление

"Тайная вечеря" - евангельский сюжет, который многократно изображали самые талантливые и известные мастера разных эпох. Если говорить о Тинторетто, итальянском художнике эпохи Возрождения, то к нему фразу "многократно изображали сюжет" можно отнести в буквальном смысле. Дело в том, что нет даже точных сведений, сколько именно вариантов "Тайной вечери" он создал. Но обо всем по порядку.

Ученик, о существовании которого учитель даже не подозревал

Настоящее имя Тинторетто - Якопо Робусти. Свое прозвище он получил по профессии отца, красильщика тканей, по итальянски - tinto (тинто). Тинторетто - "маленький красильщик". Неизвестно, давали ли такое же прозвище остальным детям в семье Робусти. А было их вместе с Якопо то ли 21, то ли 23. Будущий художник был самым старшим среди них. Зато известно, что многодетный отец быстро разглядел в своем первенце два качества, которые отличали Якопо не только от других членов семьи, но и от ровесников:

  • мальчик был невероятно шустрым, чрезвычайно активным и очень работоспособным, поэтому еще одним его прозвищем было Фуриозо (furioso) - ужасный,
  • работа с красками позволила выявить у ребенка способности к живописи.

Отец отправил 12-летнего Якопо в обучение к знаменитому Тициану. Амбициозное решение привело к парадоксальному результату: мальчика скоро вернули домой. По одной версии, великий Тициан сказал, что ему нечему научить этого талантливого подростка. По другой - увидел в Якопо потенциального конкурента и не захотел обучать его. Так или иначе, художественные способности Тинторетто было подтверждены признанным мастером, но Тициан отказался взять мальчика в ученики.

Тинторетто. Автопортрет (1548). Изображение из открытых источников
Тинторетто. Автопортрет (1548). Изображение из открытых источников

Талантливый "маленький красильщик" не пал духом и сам выбрал себе педагогов. Точности рисунка он учился у Микеланджело, а силе красок - у Тициана. Правда, оба мастера ничего не знали о наличии у них этого ученика. Тинторетто обучался сам, рассматривая работы признанных мастеров, перед которыми буквально преклонялся. Формы работы для освоения премудростей живописи подросток определил сам:

  • лепил макеты ландшафтов и делал кукольные домики, чтобы изучить перспективу и светотень,
  • изучал трупы людей в городском морге, делая многочисленные зарисовки с натуры,
  • внимательно рассматривал скульптуры и живописные полотна знаменитых художников и копировал их.

Тинторетто нашел способ, позволяющий создавать сложные многофигурные композиции и изображать их невероятно реалистично. Сначала он делал эскиз, в соответствии с которым изготавливал восковые фигурки и декорации, размещая их в специальном ящике (при необходимости - подвешивая). Художник экспериментировал с постановкой света, добиваясь необходимого контраста. После этого приступал к кропотливой работе над живописным полотном, которое создавал, постоянно сверяясь с предварительно созданной им же объемной моделью.

Тинторетто. Чудо Святого Марка (1548 г.). Изображение из открытых источников
Тинторетто. Чудо Святого Марка (1548 г.). Изображение из открытых источников

Самообразование дало отличные результаты. Сохранился юридический документ, согласно которому 20-летный сын красильщика ткани получил официальный статус свободного художника. Так исчез Якопо Робусти и появился Тинторетто.

Биография талантливого самоучки может быть интересным материалом для беседы с детьми и подростками.

Запутанная история "Тайной вечери"

Фантастическая работоспособность Тинторетто и его привычка работать в любое время суток быстро создали ему репутацию признанного мастера, способного выполнить заказ в очень короткие сроки. Правда, на качестве работ это не всегда сказывалось положительно. Некоторые из картин знаменитого художника оказывались невысокого качества и даже вызывали у искусствоведов сомнение в правильности атрибуции. Но - да, таков Тинторетто. Его работы отличаются уровнем мастерства и степенью проработанности. Некоторые из них совсем не похожи на живопись настоящего мастера.

"Тайная вечеря" - сюжет, который Тинторетто пришлось повторять многократно. Его заказывали для оформления трапезных или комнат собраний в монастырях и храмовых комплексах. Известно, что существует не менее 8 вариантов авторской интерпретации этой евангельской сцены, но только 2 из них приобрели известность. Причем в разных публикациях в Интернете можно увидеть и ту, и другую, и часто они неверно атрибутированы. Проще говоря, на просторах всемирной паутины с "Тайными вечерями" Тинторетто возникла путаница.

Тинторетто "Тайная вечеря" (1547 г.). Изображение из открытых источников
Тинторетто "Тайная вечеря" (1547 г.). Изображение из открытых источников

В 1547 году Тинторетто впервые написал "Тайную вечерю" для церкви Сан Маркуоло в Венеции. 30-летний художник сохранил традиционную композиционную схему для этого сюжета: горизонтально расположен стол накрытый для трапезы, центральное место за ним занимает Иисус, по правую и левую руку от Него сидят апостолы. На переднем плане, спиной к зрителю, изображен Иуда. В отличии от всех, он как будто собирается прямо сейчас потихоньку встать из-за стола и уйти. Предатель отделен от других персонажей пустыми табуретами - это композиционно и логически отсекает его от всех. Обличающей деталью является и кошка, сидящая правее Иуды и внимательно глядящая на него. Это животное на картинах с евангельскими сюжетами символизирует предательство и коварство.

Также Тинторетто изобразил аллегорические детали, которые к тому времени тоже прочно закрепились как изобразительная традиция этого евангельского сюжета:

  • справа - женщина, подносящая еду, и двое детей. Пища - аллегория тела Христова,
  • слева - женщина, несущая кубок, и кувшин с вином. Вино - аллегория крови Христовой.

Вместе эти две женские фигуры символизируют собой таинство Евхаристии (Причастия) и совместно представляют аллегории веры (женщина слева) и милосердия (женщина справа), основных моральных обязательств членов христианской общины.

Другие варианты "Тайной вечери" были решены в такой же традиционной композиции и созданы в основном для интерьеров венецианских церквей.

Особого внимания заслуживает "Тайная вечеря", работа над которой заняла почти 2 года - с 1592 по 1594 годы. Тинторетто был уже 75-летним стариком. Даже по современным меркам это весьма почтенный возраст. А для Венеции XVI в. такое долгожительство было великой редкостью. Несмотря на преклонные лета, Тинторетто взялся за заказ для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Результат его работы стал своеобразным творческим завещанием художника. Через короткое время после завершения "Тайной вечери", в мае 1594 года, Тинторетто скончался.

Тинторетто "Тайная вечеря" (1592-1594 гг.). Изображение из открытых источников
Тинторетто "Тайная вечеря" (1592-1594 гг.). Изображение из открытых источников

Мастер отказался от традиционной композиции и вообще от большинства канонов, принятых для изображения этого сюжета:

  • последняя трапеза Христа с учениками происходит не в уединенном условном месте, а в помещении, напоминающем придорожный трактир. Здесь довольно мрачно, грязно и темно. Вокруг суетятся люди и далеко не все они обращают внимание на тех, кто собрался за большим столом. На заднем плане видны фигуры персонажей, занятых какими-то своими делами;
  • стол расположен по диагонали относительно зрителя. Это создает глубину и перспективу пространства. Люди за столом сидят только по одну его сторону, лицом к зрителю. Все, кроме одного - на дальнем плане картины видна фигура человека, выбравшего себе место по другую от всех сторону. Это Иуда, предатель. В отличии от остальных участников трапезы, над его головой нет сияющего нимба;
  • момент, который изобразил Тинторетто - преломление хлебов, а не благословение пищи и вина, как это делалось обычно в сложившейся художественной традиции. Иисус не сидит за столом, а встал с места и наклонился, разламывая хлеб, чтобы дать его ученикам. Его фигура выделяется среди всех за счет сияющего света, исходящего от Него. Ученики не слушают Учителя, а беседуют друг с другом, ожидая, когда каждый будет наделен хлебом и можно будет приступить к трапезе;
  • аллегорические фигуры Веры и Милосердия (две женщины) находятся на дальнем плане рядом друг с другом, а не приближаются к столу с противоположных сторон.

Тинторетто создал не просто картину по евангельскому сюжету, а целый рассказ с наставлением. Линия ближнего к зрителю края столешницы делит полотно на две части по диагонали:

Доминанты и детали на картине Тинторетто "Тайная вечеря". Из личного архива автора.
Доминанты и детали на картине Тинторетто "Тайная вечеря". Из личного архива автора.

Ближняя к зрителю часть представляет собой мирскую жизнь, повседневные хлопоты. Люди заняты работой, разговорами, приготовлением пищи. Пес под столом грызёт кость. Кот пытается стащить из корзины кусок мяса, пока кухарка отвлеклась.

В этой части картины много мелких деталей, отвлекающих тех, кто здесь находится, от того, что происходит за столом. И несмотря на законы изображения перспективы, которые Тинторетто превосходно знал, вся эта часть картины оказалась бы погружена во мрак, если бы не чудесный свет, исходящий от левого заднего плана композиции.

К этой же части композиции относится и Иуда. Символы предательства - кот и собака - вроде бы далеко от него. Но он находится по эту, мирскую сторону, то есть логически и композиционно объединен с ними.

Вся остальная часть картины символизирует мир горний, небесный, освещенный чудесным сиянием. Кроме Христа и Его учеников, здесь обитают ангелы и аллегорические фигуры Веры и Милосердия.

Заметьте, самая ближняя к зрителю фигура - путник на переднем плане картины. Он стоит, опираясь на палку, и весь сосредоточен на происходящем за трапезой, композиционно отделен от мирской суеты. Но это не апостол: его голова не окружена сиянием, да и если пересчитаете людей за столом, не учитывая этого персонажа - убедитесь, что это обычный человек, а не ученик Христа. Но он совсем не интересуется ни пищей, ни напитками, ни пустой болтовней или бытовыми хлопотами. Он тихонечко встал у самого края стола, чтобы услышать важное для него Слово. Его напряженная фигура одновременно выражает сосредоточенность, внимание, и опасение, что его прогонят прочь. Он не осмеливается просить занять место за столом, хотя на лавке есть место. Но смиренно стоит и внимательно слушает.

Тинторетто показывает зрителю, что каждый из нас вправе сам выбрать, на какую сторону встать и чему в этой жизни уделить внимание. Такой философский контекст позволяет предложить репродукцию этой картины на одном из уроков по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики". Старшеклассникам можно предложить "прочитать" подтекст композиции, опираясь на известные им знания о художественных приемах в живописи.

Публикация подготовлена по просьбе победителя нашей еженедельной игры "Угадай, кто?" - Наталии Жагориной.

#тинторетто #тайная вечеря #возрождение #ренессанс #мироваяживопись #орксэ