Найти тему

Не-подтверждающая социальная среда как причина переедания и потери контроля над эмоциями

Оглавление

В заголовке написала сложный термин, чтобы подчеркнуть серьезность явления. Ещё одно название "инвалидизиру*щее социальное окружение".

Ставлю звездочки, чтобы статья прошла модерацию.

Это ситуация, когда человек (ребёнок)

  • оказывается среди людей, которые называют его эмоции неполноценными, странными, неправильными, плохими:

Странно не любить селедку. Она такая вкусная! Ты должен быть благодарен бабушке, она ради тебя ...! Разве можно расстраиваться из-за ерунды? Нашел проблему!

  • когда проживание эмоций резко блокируется и ребёнок пытается их "зажать", "отключить" как неправильные, неразрешенные:

Не будь ребёнком! Нормальные люди так сильно не переживают из-за мелочей. Не будь трусом. Прекрати реветь! На маму злится нельзя!

  • вообще не находит отклика на своё эмоциональное состояние, его просто игнорируют, окружающие ничего не делают, чтобы помочь.

Какой вывод возникает у человека (ребёнка) при таком окружении?

  • я плохой,
  • я не такой, как надо
  • со мной что-то не так.

Это и будет автоматическая мысль, которая поднимает гору эмоций на любое "пустяковое" событие.

Часто самому человеку эту мысль не видно. Вот, к примеру, такой коммент. Найдете в нём автоматическую мысль?

Постоянные читатели уже, наверное, устали от моего акцента на автоматических мыслях, но без этого нельзя, это базовое знание.

Поэтому опять дам ссылку на мою статью, где очень подробно описываю работу мыслей, и как они стартую эмоции и поведение.

Итак, если мы не видим автоматической мысли и верим в свою "плохость", то эмоциональность становится неуправляемой, взлетая на каждое "мелкое" событие примерно так:

Схема нарастания негативных эмоций

Предположим, ребёнок тревожится из-за какой-то ситуации в школе и не хочет идти на урок.

-2

Когда ему говорят "а что ты переживаешь, это же ерунда", ребёнок начинает испытывать стыд и чувство вины за то, что у него тревога.

А потом возникает и гнев "какого черта опять эта дурацкая тревога?!!, хотя все вокруг мне говорят, что я не должен этого испытывать!".

Происходит нарастание негативных эмоций:

  • сначала была только тревога,
  • но она превращает в клубок разных тяжелых чувств (стыд, вина, гнев, чувство неполноценности и др.), из которых трудно выбраться,
  • потому что тревога осталась не принята другими людьми, запрещена, названа неадекватным чувством.

При этом от взрослых нет поддержки. Ребёнок брошен в переживании поглощающих чувств, остался один на один с происходящим без помощи в саморегуляции.

Тогда он начинает искать какое-нибудь средство, которое бы облегчило состояние. Часто это будет еда просто потому, что она доступна, и потому, что она легко переключает неустойчивое детское внимание на приятные ощущения.

Так нервная система учится в самом прямом смысле, что после неприятных событий должна появиться еда, и организм дает предвосхищающие реакции, которые мы ощущаем как резкие приступы нестерпимого голода.

Подробно об этом писала в статье:

Выход из ситуации

Первое, что мы делаем после обнаружения автоматической мысли:
перестаем ей верить.

А дальше пытаемся разрешить себе свои эмоции.

Я не случайно пишу слово "пытаемся", потому что сказав себе "я имею право это чувствовать" вы ничего в психике не поменяли на глубинном уровне и на практике, в реальных ситуациях. Автоматические мысли будут работать как и прежде.

Потому что у запрета на эмоции были слишком веские основания, до которых мы пока не дошли. Обнаружение мыслей - это всего лишь 3-ий шаг курса "7 шагов к стройности". Дальше нужно пройти ещё 4 шага.

Чтобы что-то реально поменялось, придется иначе осознать значимых людей, от которых шел запрет:

ведь перестать верить мысли - значит перестать верить человеку, который эту мысль в нас поселил.

По-другому не получится.

Точнее, можно пытаться изолированно работать с каким-то деструктивным убеждением, но тогда мы получим плохо осознаваемые вторичные процессы в психике (неожиданную злость на автора запрета, непонятный вспышки гнева и ненависти и т.д.)

Потому что, переписывая убеждение, психика будет вынуждена переписать мировоззрение, а мировоззрение "подарено" нам какими-то людьми, к которым теперь непонятно как относиться.

Эти законы я подробно описывала ЗДЕСЬ, в рассказе про шаг 3 курса "7 шагов к стройности".

Поэтому лучше сразу осознавать глубину задачи и не пытаться изменить за 2 часа то, что формировалась 20-30-40-50 лет.

И, как всегда, хочу подчеркнуть, что у нас нет цели кого-то в чем-то обвинить и назначить главным "злодеем". Мы ищем причинно-следственные связи с одной целью - через ПОНИМАНИЕ изменить процесс.

Те, кто преуменьшал (или блокировал) переживания ребенка, мог делать это из самых лучших побуждений, считая это "умельчение" происходящего хорошей помощью.

Подробно описывала в статье:

Всем здоровья и стройности!

ССЫЛКА на курс "7 шагов к стройности".

Автор: Кочеткова Наталья, владелец сайта KgMinus.ru, автор курса "7 шагов к стройности".