Найти тему

Сила внушения

 

Пенн и Теллер — два выдающихся американских иллюзиониста. Они называют себя «Con Artists», то есть фокусниками. Их цель — разоблачение мошенников, а публику они развлекают тем, что точно демонстрируют механизм действия чужих трюков. Профессиональная группа, над которой Пенн и Теллер потешаются охотнее всего, называется «Чудотворцы». Они ведут свою телепередачу с говорящим названием «Чушь» (по-английски «Bullshit»), где регулярно самым тривиальным образом объясняют так называемые необъяснимые феномены. Они берут интервью у людей, которые предположительно были похищены инопланетянами, лично беседуют с «погибшими» и анализируют внутреннее устройство разнообразных чудесных приспособлений, чтобы показать, как производители наживаются на некомпетентных покупателях. В общем, имеют дело как раз с чушью. 

В одном из своих экспериментов они показали, насколько надёжно сила внушения действует на совершенно обычных людей с улицы. Для этого они купили дешёвое медное кольцо, на такие обычно вешают занавески, и показывали его посетителям торгового центра где-то в Америке. Они задавали людям простой вопрос, знают ли они, что это за предмет. Практически все правильно его опознавали и говорили, что речь идёт о гардинном кольце. Потом тем же людям задавали вопрос, сколько в таком случае они готовы за него заплатить. В среднем названая сумма никогда не превышала пяти долларов. Затем Пенн и Теллер поместили это же кольцо в обитую бархатом шкатулку и следующим посетителям торгового центра уже говорили, что она заряжена положительной энергией и охраняет благополучие своего хозяина. Они давали людям подержать кольцо в руке и спрашивали о том, почувствовали ли они что-то особенное при контакте, мурашки, или возможно, приятное тепло. И на самом деле большинство из участников эксперимента заявляли, что испытали некое позитивное ощущение. 

Но Пенн и Теллер пошли ещё дальше. Они надели белые халаты, развесили позади себя профессионально сделанные плакаты и назвались учёными, которые изучают энергетическое влияние этих особенных колец. После такого представления практически все люди, которые касались кольца, говорили о его приятном воздействии и были готовы заплатить за него до 50 долларов. Такова сила внушения! Белый халат и убедительная уверенность в голосах мнимых учёных заставили прохожих почувствовать мурашки от соприкосновения с обычным медным кольцом. 

Гавенер Торстен

«Чтение мыслей: примеры и упражнения»