В этом вопросе среди родителей нет единства. Часто я встречаюсь в своей практике с полярными точками зрения.
«Моему ребёнку уже 3 года, а он не произносит звук Ш (Л, Р и т.д.). А ведь некоторые дети в песочнице уже всё произносят «чисто». Мы вызвали логопеда на дом, он рекомендовал нам логопедический массаж языка и занятия» - говорит одна мама, которая обратилась ко мне за консультацией, чтобы я подтвердила правильность её усилий. Пришлось срочно «спасать» трёхлетнего малыша от логопедического массажа, к которому у него не было показаний, и объяснять маме, что в 3 года ребёнок имеет право неправильно произносить сложные звуки Ш, Л, Р.
«Ничего, научится как-нибудь произносить правильно сам звук Р (С, Ш, Л и т.д.). Наш папа до сих пор не произносит правильно звук Р (С, Ш, Л и т.д.) и ничего, это не помешало ему стать успешным человеком» - считает другая мама, которая пришла на консультацию по поводу того, готов ли ребёнок в 6 лет к школе.
Недавно моя коллега рассказала мне, как в одной школе на родительском собрании логопед объявила родителям, что не нужно беспокоиться по поводу того, что у многих детей к началу 1 класса нарушено звукопроизношение. Всё, мол, к 8 годам само пройдёт!
Конечно, после таких безответственных заявлений становится не по себе. Ведь есть нарушения звукопроизношения, которые сами НИКОГДА не «проходят». Есть минимальные нарушения звукопроизношения, которые сами могут «пройти», но, если не разобраться с причинами этих нарушений, они могут стать причиной большого количества специфических ошибок на письме во время школьного обучения.
Когда же нужно начинать волноваться по поводу того, что ребёнок неправильно произносит звуки? Давайте разбираться.
Обычно к логопеду для занятий по поводу нарушения звукопроизношения родители обращаются около 5 лет. Почему примерно в этом возрасте нужно обратиться к логопеду, если у ребёнка нарушено звукопроизношение?
Дело в том, что в развитии каждой функции или какого-то навыка можно выделить 2 временных ориентира. Первый – когда какой-то навык начинает формироваться. Например, навык ходьбы. Дети начинают овладевать ходьбой в разное время, примерно с 10 месяцев. Но кто-то начинает ходить с 10 месяцев, а кто-то с 12 месяцев. И всё это нормально. Второй – время, к которому навык должен быть сформирован. Так, навыком самостоятельной ходьбы дети должны овладеть примерно к 1 г. 2 мес.
Что касается правильного произнесения звуков, то 5-5,5 лет – это последний рубеж, до которого ребёнок ещё может произносить некоторые звуки неправильно. Но если к этому возрасту нарушения звукопроизношения «сами не прошли», то нужно обратиться за помощью к логопеду! Ждать не нужно!
С одной стороны, взрослые, далёкие от логопедии, должны понимать, что сроки овладения речью и правильным звукопроизношением зависят не от нашего желания, а от постепенного созревания различных отделов головного мозга, которые обеспечивают речь в целом и звукопроизношение, в частности. Вы же не ожидаете, что ребёнок начнёт ходить в 7-8 месяцев, как бы вам не хотелось удивить всех достижениями своего ребёнка? Так и с овладением звукопроизношением. Против быстрого овладения правильным звукопроизношением играет физиология. Дело в том, что структуры головного мозга, которые управляют мышцами артикуляционного аппарата, созревают постепенно. Им нужно время. Это занимает примерно 3-4 года.
Всё произойдёт в свой срок. И ребёнок, начиная говорить, может сначала неправильно произносить сложные для него звуки: С, З, Ш, Ж, Щ, Ч, ЛЬ, Л, Р. Так что не нужно беспокоиться, если ребёнок в 3 или 4 года неправильно произносит звуки Ш, Л или Р. Имеет право! Но есть дети, которые уже в 3 года уже могут правильно произносить эти звуки. Это тоже вариант нормы.
Овладение правильным звукопроизношением – это длительный процесс, который сопровождается «ошибками роста».
Когда ребёнок овладевает навыком ходьбы, он сначала спотыкается и падает, постепенно совершенствуясь в ходьбе. Порядок усвоения звуков зависит от их артикуляционной сложности. Сначала ребёнку доступны только простые движения язычком, и он заменяет все сложные звуки на более простые. Самые трудные движения – те, которые связаны с подъёмом язычка вверх. Поэтому позже всех у ребёнка появляются звуки ЛЬ, Л, Ш и Ж, Р и РЬ.
Например, вот так малыш путём проб и ошибок учится правильно произносить звук Ш. Сначала он вместо Ш может произносить СЬ («масина» вместо «машина»), потом Ш заменяет на С («сапка» вместо «шапка») и к 4 годам гордо произносит – ШАПКА. Аналогично эволюционирует и звук Р: коёва-колёва-колова-корова. Есть зависимость и от сложности слова. Например, в простых по звукослоговой структуре словах ребёнок звук может произносить правильно, а в более сложных – нет. Например, Звук М. «Мама» - говорит, а в слове «машина» звук М почему-то не получается, выходит «асина». Или звук Н в слове «нога» звучит чётко, а в словах «коНфета», «пиНгвин» выпадает. Получается «кофета» и «пигвин». И чем сложнее слово, тем труднее для малыша задача- правильно произнести в нём даже простой звук.
Какие выводы можно сделать из этих 2 пунктов?
Взрослым нужно знать, когда можно ожидать от ребёнка правильного произнесения того или иного звука, чтобы не впадать в крайности: не требовать от ребёнка того, что ему пока не доступно и не волноваться раньше времени, а с другой стороны, не пропустить тот момент, когда ждать уже больше не нужно, «само не рассосётся», и вовремя, до школы, обратиться за помощью к специалистам.
В следующей публикации я расскажу о примерных возрастных нормативах овладения простыми и сложными звуками и почему нарушения звукопроизношения обязательно нужно исправить до начала школьного обучения.
Продолжение следует! Подписывайтесь! Будет много интересного!
#нарушениязвукопроизношения
#нарушензвукР
#занятиялогопеда
#логопед_косинова
#готовностькшколе