Этот участок, на пересечении Гороховой улицы с набережной реки Мойки, был освоен ещё в первой половине XVIII века. Здание на этом месте неоднократно перестраивалось, менялись и его владельцы. На рубеже XIX-XX веков здесь находилась гомеопатическая лечебница.
Но в 1905 году, это место приобретает известная компания «С. Эсдерс и К. Схейфальс», которая занималась продажей женской и мужской одежды. Затем они подают прошение на постройку здесь пятиэтажного здания с мансардой под универмаг. После его получения начинается строительство.
Этот дом возводился в 1906-1907 годах по проекту архитекторов В. А. Липского и К. Н. де Рошефора в стиле модного тогда модерна, что хорошо сочеталось с новыми технологиями и материалами, применяемыми в строительстве. В основу здания был положен металлический каркас весом 1147 тонн, который принимал на себя основную нагрузку. Его очертания до сих пор прослеживаются в готовом строении.
Внешний вид здания отвечал своему назначению. Первые три этажа фасадов с огромными окнами, подобные современным витринам, они разделяются небольшими простенками. Окна четвёртого этажа как бы завершают вертикальную композицию витрин верхним закруглением. Четвёртый этаж, как и мансарда, уже не предназначались для демонстрации товара, а потому остекления там значительно меньше. Зато именно здесь появляется художественная лепнина.
Между окон мансарды, со стороны реки Мойки был сооружен аттик с надписью: «Au pont rouge. ESDERS et SCHEEFHALS» Что можно перевести с французского как: «У Красного моста. Эсдерс и К. Схейфальс». Название пошло от рядом находящегося моста через Мойку.
Эффектней всего смотрелось это здание именно с моста, когда взгляд наблюдателя был направлен на срезанный угол в точке смыкания двух фасадов.
Его подлинным украшением стал истинно модерновский стеклянно-металлический башня-купол, подобный завершению дома Зингера на Невском проспекте. Но здесь всю композицию венчает кадуцей – жезл, обвитый двумя змеями и увенчанный крыльями. Он связывался с образом древнегреческого бога Гермеса – покровителя торговли.
Открывшийся в этом доме магазин был одним их самых шикарных и дорогих в столице, в общем, для немногих. Там же располагалась мастерская по пошиву. После революции магазин покинул это здание вместе с его владельцами. И началась новая история этого дома.
В 1919 году здесь размещается Центральная государственная фабрика производства одежды, названная, впоследствии, именем В. Володарского. В 1928 году цех пошива женской одежды преобразовывается в фабрику «Большевичка». Ещё в довоенные годы у здания сносят шпиль.
Швейная фабрика продолжала работать и в дни блокады, выполняя заказы для фронта, о чем говорит мемориальная доска на доме.
В послевоенное время, продолжающая работать швейная фабрика, входила в различные производственные объединения. К сожалению, в 60— е года здание лишилось ещё и купола.
После 1991 года фабрика сначала становится АОЗТ, а затем ЗАО. В 2010 –е годы происходило восстановление купола со шпилем, правда, по фотографиям.
Сейчас этот дом практически в изначальном виде может радовать всех любителей петербургского модерна. Надеюсь, он продолжит свою жизнь в таком же состоянии. Сейчас в здании снова располагаются магазины.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#санкт-петербург #петербург #модерн #интересные места #интересные факты #архитектура петербурга #история санкт-петербурга #центр петербурга #хх век #прогулка по городу